Рябина крупноплодная


3. Рябина крупноплодная , вкусная, съедобная. Гибридные сорта рябины в моём саду. | Интересные саженцы, ЛПХ Лесное

Рябина съедобная сортовая Алая крупная

Рябина съедобная сортовая Алая крупная

Здравствуйте, читатели моего садового блога. Начал в пику моде публиковать свои авторские заметки сибирского натуралиста-садовода на недавно созданном канале ЯндексДзен.

Появилось немного времени, чтобы написать очередную авторскую заметку по весьма удивительной группе растений, незаслуженно упускаемой из вида 99,9% садоводов, разумеется по незнанию. А зря, очень, очень, очень зря! Эти растения не только абсолютно неприхотливы и смогут расти везде, наверное даже на Магадане и отчасти в Якутии, но и стабильно(и ооочень обильно) снабжать вкуснейшими витаминными плодами, которые можно и с дерева с удовольствием покушать и приготовить разную вкуснятину на зиму.

Я тоже данное растение открыл для себя не так давно — лет 5-6 назад. И это было даже не открытие, а озарение!

Итак, сегодня пишу о гибридных сортах рябины, плоды которой крупные и очень вкусные.

На данный момент я знаком только с несколькими сортами съедобной рябины (растут у меня в коллекционном саду):

  • Титан(моя самая любимая),
  • Гранатная(она же Гранатовая),
  • Алая крупная,
  • Бурка.
  • Невежинская

Но сортов гибридной сортовой крупноплодной рябины существует на самом деле больше, более десятка. Но нельзя объять необъятное. Прородители этих растений(согласно описанию оригинаторов, в зависимости от сорта) — боярышник, груша, яблоня.

В интернете полно сухих пересказов копирайтеров по данной группе растений, но они именно сухие пересказы(порой на отдельных ресурсах всё повторяется слово-в-слово) — это чувствуется по отсутствию смака в содержании описания, т.е скорее всего люди НИКОГДА не пробовали плоды этих  удивительных растений.

Был на одном садовом рынке, так там продавец(наёмный) саженцев, продавая саженцы крупноплодной рябины НИЧЕГО не знает об этом растении, никогда не видела и не пробовала эти удивительные плоды!

Рябина съедобная сортовая Бурка

Рябина съедобная сортовая Бурка

Общие характерные черты плодов этих растений:

  • Крупные(порой в диаметре до 1,5 см, в среднем чуть меньше
  • Не просто съедобные, но даже весьма вкусные(мне особенно нравится вкус плодов сорта «Титан»). Не содержат горечи, не вяжут во вкусе! С дерева можно несколько горстей за раз скушать с превеликим удовольствием.
  • Самоплодные
Рябина съедобная сортовая Гранатовая

Рябина съедобная сортовая Гранатовая

Т.е вкус никак не сравнить с рябиной обыкновенной, но вместе с тем, растения этой группы унаследовали отменную неприхотливость, зимостойкость, урожайность дикого природного сородича. По урожайности, пожалуй, даже опережая его. Т.е посадил растение и дальше просто ежегодно собираем урожай(разумеется, когда растение войдёт в плодородный возраст, ждать не много на 4 год как правило начинает плодить).

Рябина съедобная сортовая Невежинская

Рябина съедобная сортовая Невежинская

Рябина съедобная сортовая Титан(мой любимчик)

Рябина съедобная сортовая Титан(мой любимчик)

Я описывать здесь все нюансы вкуса не буду по каждому растению — этого в интернете полно, в карточке товара(в каталоге нашего интернет-магазина) укажу. Общие свойства плодов я уже описал — это крупные, вкусные ягоды.

Садите у себя в саду — не пожалеете!

Данные растения есть у нас в каталоге интернет-магазина ЗДЕСЬ

Заходите к нам - будет интересно!

Подпишитесь на наш канал в Дзен ЗДЕСЬ и почитайте другие наши интересные статьи.

Обязательно делитесь своим мнением и опытом в комментариях!

Посетите наш сайт - будет интересно! (предложение кликабельно)

--------------

Моя персональная рекомендация(из своего жизненного опыта). Написал статью на канале "Как взять деньги в беспроцентный кредит" ЗДЕСЬ

----------------

Ермаков Сергей, Сибирский садовод-опытник

Редактировать галерею

Редактировать галерею

Растения Крыма::Рябина


Рябина греческая (Батилиман,г.Куш-Кая, сент.06)


Рябина греческая
(Бабуган-яйла, 03.10.10)


Рябина греческая
(южн.скл.Ай-Петринской яйлы, 25.09.10)


Рябина крымская
Sorbus tauricola
(у пещ.Иограф, 25.09.10)


Рябина крымская
Sorbus tauricola
(ущ.Уч-Кош, 30.05.10)


Рябина Станкова
(ущ.Уч-кош, 21.06.09)

Горобина
Sorbus

сем. Шиповниковые

Род насчитывает насчитывает около 80 видов, произрастающих в умеренном поясе Северного полушария. В крымских лесах произрастает 9 видов рябины.

Рябина крымская (Sorbus tauricola = S.pseudolatifolia) - деревцо 4-5 м высотой или кустарник. Листья плодущего побега эллиптические, в основании округлые или клиновидные, снизу серо-войлочные, с лопастями наиболее крупными снизу. Плоды почти шаровидные, красные или оранжево-красные. Растет на скалах у верхней границы леса, в подлеске светлых лесов. Одно из двух эндемичных деревьев Крыма (второе - клён Стевена). Внесена в Европейский Красный список. Предложена для Красной книги Крыма.

Рябина Роопа (Sorbus roopiana = S. dualis) имеет перисторассеченные у основания, в верхней части перистонадрезанные листья, кожистые, снизу серо-войлочные. Плоды продолговатые, красные. Встречается редко, в горах. Предложена для Красной книги Крыма.

Рябина Станкова (Sorbus stankovii) имеет листья цельные, яйцевидные до почти округлых, снизу бело-войлочные, у основании обычно загругленные или очень ширококлиновидные, почти от основания пильчатые, выше двояко-троякозубчатые иногда с небольшими зачатками лопастей; зубчиков с каждой стороны более 25. Растет в лесах, на скалах, каменистых осыпях. Довольно часто встречается в горах.

Рябина греческая (Sorbus graeca) - листья в нижней трети нередко до середины цельнокрайные, выше зубчатые; зубчиков с каждой стороны не более 25, снизу бело-войлочные. Плоды ярко-желтые. Растет там же, где и предыдущий вид.

В горах также встречается близкий вид Рябина крымская (Sorbus taurica = Sorbus graeca var. taurica).

Рябина домашняя, или крупноплодная (Sorbus domestica) - дерево до 15 м высотой с широкопирамидальной или шаровидной кроной. Листья до 18 см длиной, сложные, непарноперистые, с ланцетными листочками, остропильчатыми, сверху гладкими, блестящими, темно-зелеными. Белые или слегка розоватые цветки собраны в широкопирамидальные, ветвистые, войлочно-опушенные соцветия. Плоды крупные, до 3 см, желтые или зеленовато-желтые, обычно с румянцем. Обычна в лесах, кустарниках нижнего горного пояса.

Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia) имеет непарноперистые листья, листочки продолговатые или продолговато-ланцетные. Плоды - шаровидные, ярко-красные или оранжево-красные. Довольно обычна в лесах среднего и верхнего пояса. Культивируется в садах и парках.

Рябина глаговина, или берека (Sorbus torminalis) - листья простые 3-5(7)-лопастные или -рассеченные. Плоды коричневые со светлыми чечевичками. Обычна в лесах горного Крыма.

Для Крыма также приводится Рябина кавказская (Sorbus caucasica).

© фото: И.Песковой, Г.Прокопова, П.Евсеенкова и автора сайта


Рябина Роопа
(Бабуган-яйла, близ г. Зейтин-Кош)


Рябина крупноплодная
(г.Ай-Никола, 04.10.09)


Рябина глаговина
(горн.Крым, 25.09.10)


Рябина глаговина
(горн.Крым, 07.10.06)


Рябина обыкновенная (Бабуган-яйла, 27.07.09)

Рябину выбирай! Мичуринские сорта и сорта невежинской рябины

Среди огромного разнообразия древесно-кустарниковых пород средней полосы одна из наиболее привлекательных культур – рябина. Известно около 80 видов рябины, 34 из которых произрастают на территории нашей страны.
Широкое распространение рябины говорит об ее исключительной выносливости и высокой приспособляемости к условиям произрастания. В зимний период рябина в состоянии переносить понижения температуры до -50 град.. Летом, несмотря на поверхностное залегание корневой системы, рябина высокозасухоустойчива, поэтому даже взрослые 5-6-летние растения при необходимости можно пересаживать в полный разгар вегетации. При этом рябина хорошо растет практически на любых почвах, хорошо перенося как открытые солнечные пространства, так и затененные лесным пологом места. Кроме того, она отличается высоким иммунитетом к вредителям.

Широкое признание рябина заслужила не только благодаря своему эффектному внешнему виду – наиболее ценный клад скрыт в ее плодах: по лечебным и питательным их свойствам рябину можно поставить в один ряд с шиповником, черной смородиной и облепихой.
Самой большой "неженкой" в семье рябин считается рябина садовая, она же рябина домашняя, крупноплодная или крымская. Все названия-синонимы достаточно полно характеризуют особенности данного вида. Несмотря на достаточную у себя на родине зимостойкость (и засухоустойчивость), получить урожай от садовой рябины в более северных районах можно разве что в оранжерее. Зато поражает размер плодов этой рябины – они величиной с крупную сливу, массой до 35 г и собраны в небольшие кисти по 10 плодов в каждой. Соответственно размеру плодов и урожай, который в среднем с дерева составляет 100-200 кг, а в отдельные годы доходит до 600-900 кг.

Окраска и форма плодов рябины садовой довольно разнообразны – плоды могут быть яблоко- или грушевидные, округлые и продолговато-овальные, зеленые, желтые и буровато-красные. Очень ароматная мякоть плодов содержит до 20% сахаров, соперничая по сладости даже с виноградом. При этом отмечается почти полное отсутствие витамина С (что для рябин явление не характерное) – такая своеобразная плата за любовь к теплому климату.

В нашем понимании внешний вид рябины связан с наиболее распространенным видом – рябиной лесной или обыкновенной, от которой и происходит большинство вегетативно размножаемых форм и сортов. Поэтому мы и остановимся на сортах знаменитой невежинской рябины. Отличительная их особенность – очень высокое содержание витаминов: до 2000 мг% витамина Р (это в 10 раз больше, чем в яблоках, лимонах и апельсинах), более 100 мг% витамина С (на уровне лучших сортов черной смородины), до 20 мг% витамина А (на уровне отборных сортов моркови, облепихи и шиповника).

Сорта рябины

В культуре известно только 3 сорта невежинской рябины: Кубовая, Желтая и Красная.

КУБОВАЯ – самый распространенный сорт. Характеризуется высокой зимостойкостью и урожайностью – до 120 кг с дерева. Плоды диаметром до 1,5 см, удлиненные, пятигранной формы, красно-оранжевые, сочные, приятного кисло-сладкого вкуса без терпкости.

ЖЕЛТАЯ по зимостойкости, урожайности и размеру плодов аналогична сорту Кубовая. Однако плоды округлые, со слабо выраженными ребрами, оранжево-желтые, мякоть их более сладкая (до 10-12% сахаров), кислота почти не ощущается, по вкусу несколько пресноватые, из-за чего и встречается второе название сорта – Пресная.

КРАСНАЯ – высокоурожайный и зимостойкий сорт. Плоды округлые, ярко-красные, очень сочные и сладкие (до 13% сахаров). Встречаются 2 разновидности сорта – Красная сахарная и Красная крупноплодная, отличающиеся друг от друга исключительно только размерами плодов.

ВАЖНО
Учтите одну особенность рябины – самобесплодность всех ее сортов. Поэтому на участке предусмотрите совместное размещение не менее двух разных сортов рябины или же подсадку взятого из леса сеянца-дичка. Склонность к партенокарпии (завязывание плодов без опыления и образования семян) некоторых мичуринских сортов и отдельных форм рябины обыкновенной и рябины крымской не даст такого урожая, как в случае дополнительного переопыления с другим сортом или формой.
Стихийный отбор лучших клонов рябины обыкновенной для вегетативного размножения велся очень давно. Полезные свойства плодов использовались в народной медицине. Имеются сведения об антибактериальной активности рябиновых препаратов против инфекций стафилококка, сенной и дизентерийной палочки.

Повышенным фитонцидным действием (и большим, чем в плодах, содержанием аскорбиновой кислоты) обладают высушенные и свежие листья рябины. Настойка из листьев помогает при лечении простуды, нарушении обмена веществ. Нарезанные сушеные листья рябины, которыми перестилают картофельные клубни, подавляют распространение парши и гнили во время хранения, а также предотвращают преждевременное увядание и прорастание самих клубней.

Кроме того, все рябины – отличные медоносы, являющиеся источником очень раннего майского меда, который отличается высокими целебными свойствами, сильным своеобразным ароматом и характерным красноватым цветом.

Несмотря на большое пищевое, лечебное и декоративное значение культуры рябины красноплодной, по-настоящему ценных, десертных сортов до настоящего времени существует ограниченное число, и подавляющее большинство из них было получено еще И.В. Мичуриным или выделено из его гибридного фонда последователями и учениками.

К мичуринским сортам рябины относятся Ликерная, Бурка, Гранатная, Десертная, Рубиновая, Красавица, Титан. Все они отдаленные гибриды, так как получены в результате скрещивания рябины обыкновенной с другими культурами.

Многолетнее сортоизучение, проводящееся в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, подтвердило высокую ценность данных сортов рябины, что подразумевает более широкое их использование в любительском садоводстве.

ЛИКЕРНАЯ – гибрид рябины обыкновенной с аронией черноплодной. Дерево высотой 3–4 м, плоды черного цвета, крупные. Сорт отличается очень сладким терпким вкусом и высокой морозостойкостью.

БУРКА – гибрид рябины альпийской с рябиной обыкновенной. Низкорослое дерево, высотой до 2,5 м, с компактной кроной. Зимостойкость высокая. Характеризуется высокой скороплодностью и хорошей способностью к размножению зелеными черенками. Плоды до 1,5 см в диаметре, красно-бурые, слегка терпковатые по вкусу, содержат до 30 мг% аскорбиновой кислоты и до 7,5% сахаров.

ГРАНАТНАЯ – гибрид рябины обыкновенной с боярышником крупноплодным. Дерево высотой 3-4 м, крона редкая, очень декоративная по внешнему виду. Зимостойкость высокая, однако с возрастом древесина становится хрупкой и при неправильной начальной формировке ветви легко разламываются. Сорт рано вступает в плодоношение и отлично размножается зелеными черенками. Плоды имеют несколько граненую форму, темно-красные, величиной с вишню, кисловато-сладкие по вкусу, без горечи и терпкости. Среднее содержание витамина С в плодах – 30 мг%, сахаров – до 8%.

ДЕСЕРТНАЯ – гибрид между сортом Ликерная и мушмулой обыкновенной. Деревце карликового типа с очень морозостойкой древесиной. Сорт очень рано вступает в плодоношение – саженцы-однолетки часто зацветают уже в питомнике. Плоды средней величины, по внешнему виду похожи на мушмулу, но более сладкого вкуса и созревают на 7-10 дней раньше всех других сортов рябины.

От опыления рябины смесью пыльцы груши были получены сорта Красавица и Рубиновая.

КРАСАВИЦА – зимостойкий сорт с крупными плодами красно-оранжевого цвета и хорошего десертного вкуса.

РУБИНОВАЯ – менее зимостойкий сорт, но характеризуется более сладкими плодами и отличной способностью размножаться зелеными черенками, в отличие от сорта Красавица, который данным способом размножается очень плохо.

От опыления рябины смесью пыльцы груши и краснолистной яблони получен сорт ТИТАН – небольшое дерево с компактной кроной. Обладает высокой зимостойкостью, обильно и ежегодно плодоносит, отлично размножается зелеными черенками. Плоды средней величины, имеют интенсивно бордовую окраску и хороший кисло-сладкий вкус, содержат до 40% витамина С и до 10% сахаров.

Рябина, выращивание и уход, виды и сорта


Чаще всего в наших садах растет рябина обыкновенная — совершенно неприхотливое и довольно декоративное высокое дерево с крупными перистыми листьями. И весной рябина не менее красива — дерево все в нежных кружевах белых цветов, собранных в соцветия. В конце лета созревают красные горькие ягоды, которые теряют горечь только с наступлением морозов сохранив при этом небольшую пикантную горчинку.

Из ягод рябины на Руси делали настойки Особенно была популярна до революции настойка «Невежинская» из особой формы рябины обыкновенной — сладкоплодной Невежинской рябины из села Невежино Владимирской области. У Невежинской рябины существует несколько сортов с разным окрасом и формой ягод желтая, красная и кубовая.

Селекцией рябины много занимался Иван Владимирович Мичурин. Он старался создать гибриды, отвечающие самым разным требованиям: отсутствие горечи у свежих немороженых ягод, крупноплодность необычный вкус, уменьшенное содержание кислоты в ягодах, ранний срок вступления в плодоношение, хорошая зимостойкость. Для этого скрещивал рябину с аронией, боярышником, и даже яблонями и грушами. Им были созданы такие известные разноцветные и вкусные сорта рябины как Десертная, Гранатовая, Рубиновая. Советскими селекционерами дело Мичурина было продолжено, и сейчас существуют всеми любимые и очень популярные сорта: Черноплодная, Алая крупная, Бусинка и другие.

На юге России, в Крыму, широко распространен другой очень крупноплодный вид — рябина домашняя. Ее ягоды до 3-4 см в диаметре, сладкие, круглые или грушевидной формы. К сожалению, в нашем климате такой сорт рябины можно выращивать только в кустарниковой форме, с укрытием.

Всего в природе более сотни видов рябины. Она распространена по всему Евроазиатскому региону. Есть виды с цельными листьями, например, рябина глоговина с сердцевидными листьями, рябина дуболистная — с листьями, похожими на дубовые, и др.

Наибольших успехов в селекции некоторых видов рябины добились голландские и английские ученые. За основу ими был взят гибрид обыкновенной и Дисколор — рябина Арнольда и выведены очень красивые, часто кустовые формы, сорта и гибриды с самыми разными по окрасу ягодами, от чисто белых, светло-и ярко-желтых до нежно- и ярко-розовых и малиновых. Среди них: желтый — Карпет оф Голд (Carpet Of Gold), розовый — Кирстен Пинк (Kirsten Pink), бело-розовый — Ред тип (Red Tip), оранжевый — Схоутен (Schouten), белый Уайт Уакс (White Wax) и другие.

Английскими селекционерами был выведен гибрид рябины, хорошо поддающийся стрижке и пригодный для создания живых изгородей — рябина Ария, которая после стрижки отрастает пушистыми белыми веточками, поэтому второе ее название рябина мучнистая, или войлочная. Очень необычно смотрится рябина Кене родом из Китая в осенней ярко-фиолетовой окраске листвы. Как и рябина домашняя, эти виды и сорта могут расти только в мягком климате, и у нас не выращиваются. Существует и сладкая форма рябины обыкновенной — рябина Моравская.

Выращивание рябины и уход за ней

Выращивание зимостойких сортов рябины обыкновенной не представляет никаких трудностей. Самое главное — подобрать подходящее место для такого долгоживущего и довольно крупного и раскидистого дерева, каким является рябина. Предпочтительнее выбрать солнечное или полутенистое место без сильного застоя грунтовых вод Необходимо учесть,что взрослая рябина будет затенять другие растения Обрезка дереву, как правило, не требуется, ее проводят у привитых саженцев, вырезая поросль ниже прививки, а также убирая по весне сломанные веточки. Раз в несколько лет у взрослых деревьев проводят омолаживающую обрезку вырезая старые загущающие ветки. При посадке нескольких разных сортов повышается урожайность рябины, но в целом деревья самоплодные.


Посадку можно проводить как весной, так и осенью, выкапывая яму на глубину 70 см и шириной тоже 70 см, заправляя плодородной землей, компостом,перегноем, золой, суперфосфатом. После посадки дерево хорошо проливают. Уход в первые годы сводится к подкормке, поливу и обрезке. Размножают сортовые рябины в основном прививкой на зимостойкие подвои — рябину финскую или боярышник обыкновенный. Дикие виды прекрасно размножаются семенами и сохраняют видовые качества. Некоторые формы рябины обыкновенной, такие как Невежинская, Бурка, а также крупноплодная, сладкоплодная Моравская, бузинолистная и другие сохраняют почти все качества материнского растения даже при семенном размножении, но более поздно вступают в плодоношение — на 5-7-й год.

Рябина при всей своей привычности не устает нас радовать круглый год, при этом она еще и очень разнообразна. Обязательно посадите где-нибудь с краешка своего участка или во дворе своего дома прекрасную рябину!

Ликерная, Титан, Алая крупная, Садовая, Рубиновая и другие

Лесная рябина – исключительно полезное растение. И медонос, и древесина у неё красивая, и птиц зимой кормит, да и собой хороша.

Одна беда: её плоды хоть и лечебные, но горькие. Потому они и считаются малоценными. Но это если взять дичку, рябину обыкновенную.

Сортовая – совсем другое дело. О ней и речь.

Как разобраться в рябинах?

Наша обычная, повсеместно растущая красная рябина относится к большому ботаническому роду Sorbus. В свою очередь, от этого растения ведут свою родословную почти все современные культурные сорта.

Вернее, от двух её разновидностей-сортотипов: моравской (Центральная Европа) и невежинской (Восточная Европа).

Моравскую рябину обнаружили в Чехии, в XIX веке и назвали в честь региона, где она была найдена – Моравии. Её сладкие плоды, диаметром в 1 см, сделали эту разновидность интересной для селекционеров.

От неё произошли, например, сорта Эдулис, Бисснери и Концентра.

От двух разновидностей-сортотипов рябины – моравской и невежинской – ведут свою родословную почти все современные культурные сорта

Невежинский клон тоже был найден случайно – в лесу недалеко от деревни Невежино Владимирской области. Сладкие, совершенно без горечи плоды покорили местных крестьян, которые быстро сообразили разводить эту рябину и продавать саженцы соседям.

И это тоже произошло в XIX веке. Так почти одномоментно в двух концах Европы природа подарила человеку сладкую рябину вместо горькой.

Иногда невежинскую рябину называют “нежинской”. Всех запутал виноторговец Фёдор Смирнов, который в старину торговал настойкой на её плодах. Не желая открывать конкурентам секреты рецептуры, он специально выбросил один слог и назвал свой продукт “Нежинская”.

Выведением сортовых рябин очень интересовался Иван Владимирович Мичурин. Многие из созданных им сортов на сегодняшний день либо утрачены, либо переопылились и утеряли первоначальные признаки, либо хранятся только в научных коллекциях. Но те, что сохранились, часто становятся базой для современной селекционной работы.

Со строго научной точки зрения называть плоды рябины “ягодами” неверно. Правильно говорить “яблоко”. Плоды такого же типа формируют айва, яблоня и груша.

Титан

Этот сорт – одно из сохранившихся мичуринских творений. Создан он путём сложного скрещивания рябины, груши и краснолистной яблони.

Его характеристики:

  1. Среднерослое деревце (до 5 метров) с округлой разреженной кроной. Побеги прямые, цвет коры тускло-коричневый.
  2. Листья глянцевые, тёмно-зелёные.
  3. Соцветия-щитки среднего диаметра, цвет лепестков белый.
  4. Плоды слегка ребристые, округлые, весом 1,2 грамма. Кожица тёмно-красная, восковатая. Мякоть жёлтая, кисло-сладкая, терпкая. Использование универсальное.

Сорт Титан морозо- и засухоустойчив, не поражается болезнями.

Сорт рябины Титан был выведен Мичуриным, морозо- и засухоустойчив, не поражается болезнями
Химический состав плодов
Сахар 10,2%
Органические кислоты 1,4%
Витамин С 33 мг/100 г
Сухое вещество 20%

Бусинка

Сорт создан кандидатом сельскохозяйственных наук Татьяной Кирилловной Поплавской. Фанатично преданная науке, она в 70-х годах XX века активно занималась поискам и восстановлением утраченных мичуринских сортов рябины.

Бусинка – один из первых сортов, не имеющих оттенка терпкости. Является продуктом свободного опыления невежинской рябины.

Характеристики и описание сорта:

  1. Растение сдержанного роста, высотой 3 метра. Побеги серо-коричневые, прямые. Плодоносить начинает по разным данным на 3 или на 5 год жизни.
  2. Листья светло-зелёные, зубчатые.
  3. Соцветия крупные, с белыми цветками.
  4. Плоды правильной округлой формы, с красной кожицей, массой 1,2-1,9 грамма. Мякоть кремового цвета, с оттенком клюквенного вкуса, но без сильной кислоты. Назначение универсальное. Созревают рано, уже к концу августа.

Особо ценные достоинства сорта – высокая устойчивость к экстремальным морозам, к засухе, болезням. Урожайность высокая.

Сорт рябины Бусинка не имеет терпкости, обладает высокой устойчивостью к экстремальным морозам, к засухе, болезням
Химический состав плодов
Сахар 10%
Органические кислоты 2,2%
Витамин С 67 мг/100 г
Каротин 9 мг/100 г
Сухое вещество 25%

Ликёрная Мичурина

Один из мичуринских сортов, утраченный и восстановленный. Имеет много общего с одним из своих “родителей” – аронией черноплодной.

Характеристики садового сорта рябины:

  1. Среднерослое растение, около 5 метров, с разреженной овальной кроной. Иногда встречается в кустарниковой форме. Даёт сильные годовые приросты (до 30 см).
  2. Листья тёмно-зелёные, очерёдные, непарноперистые.
  3. Красивые густые соцветия с диаметром щитка 10 см. Цвет лепестков бело-розовый.
  4. Плоды тёмно-пурпурные, почти чёрные, массой 1 г, созревают в сентябре, хранятся в течение месяца. Вкус напоминает черноплодку – сладкий, слегка вяжущий. Назначение – для изготовления вин ликёрного типа, варений.

Достоинства сорта: высокая зимостойкость и умеренная засухоустойчивость. Недостаток: плоды могут поражаться гнилью.

Рябина сорта Ликёрная выведена Мичуриным, отлично подходит для изготовления вин ликёрного типа, варений
Химический состав плодов
Сахар 10,8%
Органические кислоты 1,3%
Витамин С 15 мг/100 г
Каротин 2 мг/100 г
Клетчатка 2,7 г/100 г

Рубиновая

Тоже утраченный было мичуринский сорт, но отысканный, размноженный и переданный на сортоиспытание Т.К.Поплавской. Как и все старые мичуринские формы, этот вид рябины имеет лёгкую терпкость во вкусе.

Ее характеристики:

  1. Невысокое деревце, 3 метра в высоту, с пониклой кроной. Скелетные ветви расположены почти под прямым углом, побеги прямые, со светло-коричневыми покровами.
  2. Листья светло-зелёные, с мелкопильчатым краем и опушённым черешком.
  3. Щиток неширокий, цветы мелкие, розовато-белые.
  4. Плоды округло-приплюснутые, массой 1,3 г. Кожица рубинового цвета, мякоть – жёлтого. Вкус кисло-сладкий, немного терпкий. Назначение плодов – для переработки на соки, желе, вина, ликёры, кисели. Пригодны для сушки.

К низким температурам растение устойчиво.

Рябина сорта Рубиновая хороша для переработки на соки, желе, вина, ликёры, кисели
Химический состав плодов
Сахар 12,4%
Органические кислоты 1,3%
Витамин С 21 мг/100 г
Антоцианы 948 мг/100 г

Плоды рябины сорта Рубиновая могут после подвяливания заменить изюм. Для этого нужно поместить их в марлевый мешочек и повесить на некоторое время за батарею.

Алая крупная

Сорт, выведенный Центральной генетической лабораторией им. Мичурина (сегодня ВНИИ генетики и селекции плодовых растений). Интересное, очень эффектное растение, с действительно крупными для красноплодной рябины плодами.

Характеристики сорта:

  1. Высота дерева – 5 метров. Крона средней густоты, широкопирамидальной формы. Слабоопушённые прямые побеги с серо-коричневой корой и множеством крупных чечевичек.
  2. Листья тёмно-зелёные, с широколанцетовидными пластинами, блестящие.
  3. Широкие щитки с большим количеством цветков.
  4. Плоды от 1,7 до 2,5 граммов, слаборебристые, сочные. Кожица алого цвета, вкус пикантный, несколько кислее, чем у других сортов, без горечи. Назначение столовое и техническое.

Сорт способен переносить экстремальные морозы до -50⁰С. Устойчив к болезням и вредителям.

Рябина сорта Алая крупная способна переносить экстремальные морозы до -50⁰С
Химический состав плодов
Сахар 8,4%
Органические кислоты 1,9%
Витамин С 21 мг/100 г
Антоцианы 625 мг/100 г

Белые, жёлтые и оранжевые декоративные сорта

Кроме привычных для глаза красных и черноплодных рябин, усилиями селекционеров выведены сорта с желтыми, оранжевыми и даже белыми плодами, способные украсить любой сад.

Например, сорт Жёлтая с тонкими гибкими ветвями, которые при обильном урожае склоняются до земли. Из её плодов получаются рябиновые квасы, оригинальные начинки для пирогов, варенья.

Сорт рябины Желтая хорош для изготовления квасов, варенья, в качестве начинки для пирогов

Из оранжевоплодных очень декоративен сорт Огонёк – один из самых жаростойких и засухоустойчивых. По мере созревания он меняет цвет яблочек с жёлтого до огненно-оранжевого.

Рябина Дочь Кубовой – новый сорт, выведенный путём спонтанной гибридизации невежинской Кубовой. Плоды этого дерева также имеют в фазе спелости ярко-оранжевую окраску, а их вкус – сочный, яркий, кисловато-сладкий, без оттенка горечи или терпкости.

Урожайность сорта Дочь Кубовой феноменальная – до 90 кг с одного дерева.

Вас могут заинтересовать наши публикации:

У самой Кубовой тоже оранжевые плоды, но урожайность не такая высокая. Кубовая – производная форма от невежинской рябины, созданная путём народной селекции. Её яблочки немного удлинённые, пятигранные, с очень приятным вкусом.

А вот белоплодные рябинки, к сожалению, в пищу не пригодны. Например, у сортов Кене или Белый лебедь (White Swan) очень горькие плоды. Однако их компактность и высокая декоративность позволяет создавать интересную игру цветов среди других рябин.

Декоративные белоплодные рябины сортов Кене или Белый лебедь (White Swan) в пищу не пригодны

Комбинируя в посадках, допустим, высокую Алую крупную, нежную Жёлтую и миниатюрный White Swan, можно получить сочетание пользы и красоты.

Все сортовые рябины самостерильны. Чтобы получать с них качественный урожай, нужно высаживать рядом несколько разных сортов или прививать их в крону одного дерева.

Лучшие сорта рябины

Вряд ли есть в саду дерево, способное сравниться по красоте с рябиной, – но она настоящая садовая золушка. Почемуто любители экзотики гоняются за голубыми и канадскими елями, хотя те чувствуют себя у нас, мягко говоря, не в своей тарелке. А понастоящему красивую, неприхотливую и очень полезную культуру совершенно не замечают.

Рябина улучшенная

Особенно красива сортовая рябина. Ее ягоды могут быть малиновыми, шоколадными, золотистыми и кроваво-красными… Оттенков так много – трудно выбрать какой-то один. Да и не только в цвете ягоды дело. Многие сортовые рябины формируют огромные шапки цветов, которые затем превращаются в настоящие зонты из ягод.

Количество ягод в зонтике может превышать 100-200 штук. Собирать такой урожай очень легко, да только не всегда рука поднимается на дивную красоту. Тем более что морозы рябине не вредят.

Лучше завести не только красивый, но и вкусный сорт рябины. Сейчас таких выведено много. И даже самый старый – Невежинская – настоящее украшение сада. Ее интенсивно малиновые ягоды сильно отличаются от рябины, используемой в озеленении городов.

А у рябины кашмирской плоды белые, словно светящиеся изнутри. Согласитесь, такую «экзотику» не на каждом участке можно найти. А еще можно посадить синюю рябину. Так плоды синеют при созревании у рябины европейской Глоговина или, как ее называют, береки лечебной. Кстати, лечебной она названа тоже неслучайно. А еще у этой рябины самые крупноплодные ягоды.

Не меньше двух

Отправляясь за саженцами рябины, готовьтесь раскошелиться. Дело в том, что все сортовые рябины самобесплодны. Им нужен опылитель. Поэтому берите два сорта сразу. Конечно, можно попробовать подселить на участок в качестве опылителя и рябину обыкновенную. Она тоже довольно красива, но сильноросла, и это может вызвать определенные проблемы при выращивании.

К тому же не все сорта могут хорошо себя чувствовать на участке. Например, Невежинская в засушливых и жарких районах на солнце «горит». Часть сортов не выносит морозные зимы и дает хорошие урожаи только южнее Москвы…

Могут быть и другие сюрпризы. Взять хотя бы рябину Кале. Дерево не растет выше 2,5-3 м, цветки очень крупные и собраны в красивые зонты. Ягоды желтые и совсем без горечи. Но на вкус – кислые.

И украсит, и накормит, и вылечит…

Витамина С в рябине больше чем в лимонах, каротина больше чем в моркови, активных полезных веществ намного больше, чем в яблоках… А для диабетиков, благодаря наличию сорбита, нет равной ей ягоды. Есть в ней еще целый букет полезных веществ, крайне редко встречающийся в других фруктах и овощах. А еще рябина обладает рентгенозащитным действием на организм. Поэтому ее рекомендуют сажать в Белоруссии и Украине, а также везде, где повышенный радиационный фон.

Полезны и продукты переработки: варенье обладает успокоительным действием, компоты укрепляют сосуды и капилляры, настойки и наливки поднимают жизненный тонус, улучшают аппетит и настроение. Рекомендуется употреблять ее ягоды при туберкулезе и других заболеваниях.

Когда же ее убирать

Если перевести латинское название рябины, то оно означает «ловить птиц». Так что с уборкой медлить нельзя. Особенно любят пернатые лакомиться сортовой рябиной, ягоды которой не имеют горечи.

А вот горькие сорта и разновидности могут повисеть до первых морозов. Тогда они станут слаще, и тут уж надо будет поспешить, пока птицы не распробовали.

О сортах

Лучшие сорта: Десертная, Гранатовая, Невежинская, Сорбинка, Концентра, Солнечная, Бусинка, Алая крупная, Вефед. Самые урожайные: Бусинка и Сорбинка.

Меньше всего плодов дают: Невеженская и Концентра.

Самые крупноплодные: Алая крупная и Сорбинка. Устойчива к экстремальным погодным условиям – Бусинка.

Самая ранняя рябина – Десертная – поспевает уже в июле и требует уборки в сжатые сроки, так как ягода может осыпаться.

Вулканическая пыль - LIFE-MAPPINGAIR / PL

Извержение вулкана связано с поступление в атмосферу большого количества газообразных загрязнителей (например, двуокиси сера, сероводород, двуокись углерода, хлористый водород, фтористый водород). Вулканы тоже один из важнейших естественных источников выбросов пыли в атмосферу. Состав пыли вулканическая близка по составу к магме, поэтому для нее характерны высокие магматические содержания кремния, а также алюминия, калия, натрия, кальция и магния. Их извержения влияют не только на жизнь людей, живущих в их окрестностях, но также в районах, удаленных на многие километры.

Одним из примеров таких ситуаций было извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии в 2010 году. Последствия этого извержения поразили всю Европу, остановив воздушное сообщение почти на всем континенте. Спутниковые фотографии НАСА (MODIS/Aqua) показывают, как вулканический пепел, выброшенный во время извержения, перемещался в разных направлениях в зависимости от синоптической ситуации. Исландия расположена в районе, характеризующемся высокой повторяемостью центров низкого давления, которые чаще всего мигрируют на восток.Возникновение низменностей также связано с высокими скоростями ветра, способствующими рассеиванию загрязняющих веществ. Именно эти два фактора стали причиной того, что вулканический пепел из Исландии так быстро достиг Европы.


Источник: Земная обсерватория НАСА https://earthobservatory.nasa.gov/images/44052/nighttime-ash-tracking-with-calipso

Последствия извержения вулкана Эйяфьятлайокудль — фрагмент спутникового снимка, сделанного над Северной Атлантикой в ​​мае 16, 2010 . Между Исландией и Британскими островами наблюдается явный «вихрь» центра низменности (воздух в низменностях закручивается против часовой стрелки).К юго-западу от центра низменности виден шлейф вулканического пепла (желтый), переносимый между Исландией и Британскими островами вихревыми воздушными массами в низменностях.

Спутниковые снимки, хотя и красивые и эффектные, недостаточны для описания рассеивания пыли. Для этой цели обычно используются математические методы. Одним из многих является аэрозольный индекс (AI), который основан на том, как частицы в воздухе влияют на поток видимого или ультрафиолетового света через атмосферу.Показанные здесь значения AI за апрель 2010 г. указывают области со значениями индекса > 5 (коричневые на карте). Это означает, что атмосфера достаточно облачна, чтобы скрыть солнечный диск. Полученное пространственное распределение значений AI удалось определить благодаря данным, собранным прибором мониторинга озона (OMI), расположенным на спутнике NASA (Aura). Это устройство собирает целый ряд данных (например, различные типы атмосферного аэрозоля, данные об облачности), которые служат входными данными для определения содержания озона в нижних слоях атмосферы (тропосфере).Как видите, полученные данные использовались и для определения последствий извержения вулкана.


Значения AI (индекс аэрозолей) на 15 апреля 2010 г. показывают рассеивание вулканического пепла, связанное с извержением Эйяфьятлайокудль (Источник: https://atrain.nasa.gov/)

Заглавное фото: Шлейф вулканического пепла после извержения вулкана Эйяфьятлайокудль (Исландия) 10 мая 2010 г., зафиксированный спутником НАСА (MODIS/Aqua)

.

Почему пыль опасна - Облако вулканической пыли над Европой - Специальный отчет

Облако вулканического пепла после извержения вулкана Эйяфьоэль в Исландии движется на восток в сторону европейского континента. Ниже мы предоставляем информацию, среди прочего почему вулканический пепел опасен для двигателей и обшивки фюзеляжей самолетов.

Вулканический пепел является компонентом вулканического пепла; он может долго оставаться в воздухе после извержения вулкана.Как пишет агентство Reuters, это мельчайший материал, который может состоять из частиц стекла, порошкообразной породы и силикатов. Пыль может образовать облако потенциально опасного материала, похожего на наждачную бумагу.

Вулканический пепел представляет опасность для авиации. Эффект абразивной пыли опасен для реактивных двигателей и обшивки фюзеляжа самолетов. Авионика также может быть уничтожена. Трубки Пито или датчики скорости могут засориться и сломаться.Стекло в кабине самолета может помутнеть от контакта с пылью, из-за чего пилот теряет видимость. Пыль может нести облака серной и соляной кислоты.

Частицы вулканического пепла размером несколько миллиметров, очень твердые и острые. Они могут попасть в двигатель и другие части самолета и повредить все, с чем соприкоснутся , говорит Жак Ренвье, технический директор французского завода по производству авиадвигателей Snecma, которого цитирует Reuters.

Вулканический пепел невидим для бортовых метеорологических радаров и часто не сразу заметен пилотам, сказал Пол Хейс, директорбезопасности полетов в британском авиационном консалтинговом агентстве Ascend. Первый сигнал — запах серы и огонь св. Эльма.

Reuters отмечает, что всего шесть недель назад европейские власти планировали провести первые из двух запланированных на этот год учений по борьбе с катастрофой из-за вулканического пепла.

.

Директива о вулканическом пепле

В связи с извержением исландского вулкана Гримсвотн, которое может представлять угрозу безопасности воздушных операций, президент Управления гражданской авиации Гжегож Крушински издал специальное Руководство.

Руководящий принцип № 5 рекомендует применять поставщиками аэронавигационного обслуживания требования, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и содержащиеся в консультативном документе Doc 019 — План действий в чрезвычайных ситуациях из-за вулканического пепла для Европы и Североатлантического региона.

В вышеупомянутом материале Doc019 воздушное пространство из-за загрязнения вулканическим пеплом было разделено на три зоны:

  • Зона с низким уровнем загрязнения: воздушное пространство определенных размеров, в котором может присутствовать вулканический пепел в концентрации, равной или меньшей 2x10-3 г/м3.
  • Зона умеренного загрязнения: воздушное пространство определенных размеров, в котором может присутствовать летучая пыль в концентрации более 2x10-3 г/м3, но менее 4x10-3 г/м3.
  • Зона высокого загрязнения: воздушное пространство определенных размеров, где может присутствовать вулканический пепел в концентрации, равной или превышающей 4x10-3 г/м3, или зоны загрязненного пространства, где невозможно определить уровень загрязнения.

Перечисленные выше области имеют определенные горизонтальные и вертикальные границы и являются трехмерными по своей природе и в некоторых случаях могут быть опущены сверху или снизу.

Информация о вулканическом пепле публикуется Службой аэронавигационной информации.

Упомянутый Doc019 описывает, среди прочего:

  • проблемы, с которыми могут столкнуться пилоты, работающие в зоне вулканического пепла;
  • действия органов метеонадзора в случае извержения вулкана;
  • деятельность Консультативного центра по вулканическому пеплу в случае извержения вулкана;
  • процедуры картирования концентрации вулканического пепла;
  • Рекомендуемые действия по регистрации эксплуатанта / воздушного судна в стране для эксплуатации вулкана и пример процесса оценки рисков безопасности.

Руководящий принцип № 6 реализует требования, установленные Международной организацией гражданской авиации, содержащиеся в документе Doc9859 - Руководство по управлению безопасностью полетов.

Руководство № 7 применимо к владельцам сертификатов эксплуатанта (AOC), которые намереваются работать в районах, загрязненных вулканическим пеплом.

Согласно изданным сегодня Руководящим принципам, эти эксплуатанты должны разработать и внедрить «Программу предотвращения авиационных происшествий и безопасности полетов», в которой:

  • определит метод оценки рисков и поддержания осведомленности о рисках для лиц, участвующих в авиационных операциях в районах, загрязненных вулканическим пеплом;
  • определит систему сообщения о происшествиях, связанных с проведением воздушных операций в районах, загрязненных вулканическим пеплом, с целью выявления опасностей и компенсации рисков, связанных с проведением воздушных операций в этих районах;
  • определит предлагаемые корректирующие действия, вытекающие из программы безопасности полетов и предотвращения авиационных происшествий в отношении возникновения опасностей, связанных с выполнением воздушных операций в районах, загрязненных вулканическим пеплом.

Эксплуатантам также следует внести соответствующие изменения в Эксплуатационное руководство и представить их на утверждение, а в случае необходимости - на утверждение Президенту Управления гражданской авиации.

Мы рекомендуем вам ознакомиться с Руководством и вышеупомянутыми консультационными материалами.

Руководящий документ № 5 по рекомендации Плана действий в случае вулканического пепла
скачать 266.82 Кб

План действий в случае вулканического пепла
скачать 268.66 Kb

Руководство № 6 по выполнению требований, установленных Международной организацией гражданской авиации, содержится в Doc9859
скачать 61.86 Кб

Руководство по управлению безопасностью
скачать 7.23 Мб

Методические указания № 7 по проведению воздушных операций в районах распространения вулканического пепла
скачать 82.25 Кб.

.90 000 Вулканический пепел оказывает большее влияние на климат, чем предполагалось 90 001

После извержения вулкана в атмосферу выбрасывается большое количество пепла и пыли. Они достигают высоты до 40 км над поверхностью Земли. Исследователи из Университета Колорадо в Боулдере говорят, что влияние этих частиц на климат несправедливо игнорируется.

Наблюдения за вулканом Келуд

Ученые в журнале "Nature Communications" опубликовали статью, в которой представили подробности извержения вулкана Келуд на индонезийском острове Ява в 2014 году.Они утверждали, что вулканический пепел часто перемещается на большие расстояния от места взрыва. Кроме того, он остается в атмосфере многие месяцы, а часто даже годы.

Методология исследования

Проект был выполнен группой сотрудников Лаборатории астрономической и космической физики (LASP) из CU Boulder под руководством Yunqian Zhu . Для проведения исследований ученые использовали беспилотный летательный аппарат, который двигался вблизи места извержения вулкана.Исследователи заметили, что в воздухе парят крупные частицы. По словам Чжу, наблюдения проводились более чем через месяц после взрыва, поэтому частиц там быть не должно.

Неожиданное открытие

Ученые давно утверждают, что извержения вулканов не безразличны к климату планеты. Взрывы выбрасывают большое количество соединений серы в более высокие части атмосферы, которые способствуют блокированию солнечных лучей. Однако до сих пор роль золы в этом процессе игнорировалась.Считалось, что эти останки были настолько тяжелыми, что большинство из них упало на землю вскоре после извержения.

Тем временем команда Чжу заметила, что значительная часть частиц пепла была легкой и мелкой, что позволяло им долго оставаться в воздухе. Юньцянь Чжу сравнил их плотность с плотностью пемзы.

- Частицы диоксида серы, выбрасываемые вулканом, прилипают к переносимому по воздуху пеплу, и многие из них могут вступать в химические реакции в процессе, извлекая из воздуха дополнительно 43% воздуха.диоксид серы - поясняет соавтор исследования проф. Брайан Тун из LASP.

Пока неизвестно, как на климат влияют облака пепла в сочетании с серой. Есть предположение, что частицы, долгое время задерживающиеся в атмосфере, затемняют небо и охлаждают планету после извержения. Однако вулканический пепел может перемещаться к полюсам, где он инициирует химические реакции, разрушающие озоновый слой , столь важный для Земли .

Источник: nazwaawpolsce.pap.pl

Статья является произведением по смыслу Закона от 4 февраля 1994 г. по авторскому праву и смежным правам. Все авторские права имеют право на swiatoze.pl. Возможно дальнейшее распространение работы только с согласия редакции.

.

Вулканическая пыль - как она работает в косметике?

Звучит нереально? Ничего похожего.
Вулканическая пыль, полученная и используемая в косметике в течение многих лет :

  • Греки веками использовали его для изготовления мыла,
  • Коренные американцы использовали его для ванн для здоровья и улучшения состояния кожи,
  • ученых с португальских Азорских островов разработали серию косметических средств на основе вулканической грязи и магматических пород.

Что такое вулканический пепел?

Это один из элементов, образующихся при извержении вулкана - чрезвычайно мелкая, богатая минералами пыль образуется из пепла и кристаллов, выбрасываемых во время извержения и содержащихся в текущей лаве.

Состоит в основном из богатств из самых глубоких слоев Земли - кремния, калия, кальция, железа и марганца, а также магния и серы с примесью хлора и натрия.

Какие свойства?

СЕРА - антибактериальное и противовирусное средство, что делает его эффективным средством для кожи, склонной к несовершенствам. Он защищает от вредного воздействия свободных радикалов и агрессивных факторов окружающей среды, таких как загрязнение воздуха.Удаляет чрезмерно огрубевший слой эпидермиса и подавляет себорею.

СИЛИКОН - очищающий. Он помогает избавиться не только от грязи, но и от токсинов. Он укрепляет кожу и ускоряет заживление ран, поэтому идеально подходит для кожи, склонной к акне. Он выравнивает цвет, насыщает кислородом и успокаивает раздражения, а также поглощает избыток кожного сала, ответственный за образование угрей и воспалений.

ХЛОР И НАТРИЙ - улучшают кровоснабжение кожи и ускоряют выведение токсинов.Они увлажняют кожу на должном уровне и обладают антибактериальными свойствами.

КАЛИЙ - способствует устранению остаточной секреции сальных желез и регулирует их работу. Идеально подходит для борьбы с угрями, папулами и обесцвечиванием, например, после акне. Укрепляет кожу, положительно влияет на кровоснабжение кожи, замедляет процессы старения и повышает эластичность эпидермиса. Участвуя в восстановлении гидролипидной мантии кожи, он восстанавливает ее надлежащий уровень увлажнения.

MANGAN - замедляет процессы старения, поддерживает действие солнцезащитных средств, позволяет расслабить стянутую кожу и тем самым корректирует морщины.

ЖЕЛЕЗО - принимает участие в процессах переноса кислорода практически ко всем клеткам. Участвует в детоксикации организма и регенерации дермы.

КАЛЬЦИЙ - Поддерживает натяжение кожи, прекрасно увлажняя ее. Используется для восстановления сухой, поврежденной кожи.Он также обладает противовоспалительными свойствами.

МАГНИЙ - поддерживает регенерацию кожи и защищает ее от свободных радикалов. Обеспечивает клетки энергией и регенерирует кожу. является одной из ботоксоподобных систем, которые, достигая глубоких слоев кожи, подавляют действие нервных импульсов. Следствием этого является расслабление натянутой кожи и уменьшение образования мимических морщин.

Кому рекомендуется?

Вулканический пепел рекомендован для человек с уставшей, тусклой и жирной кожей, склонной к загрязнениям .

Также рекомендуется для ухода за склонной к акне кожей благодаря очищающим и регенерирующим свойствам, комбинированной кожей с расширенными порами и склонной к изменению цвета кожи .

Вулканическая пыль выравнивает тон кожи, уменьшает избыток кожного сала, возвращает коже свежий вид и предотвращает сияние кожи.

В какой из масок вулканический пепел?

На данный момент в нашей коллекции есть только одна маска с этим уникальным ингредиентом - вы можете увидеть и купить ее в нашем магазине всего за 13.99 злотых. Нажмите на маску, чтобы увидеть больше…

.

Вулканический пепел может вызвать трудности с полетом на срок до 6 месяцев

В пятницу вечером облако вулканического пепла с максимальной концентрацией загрязняющих веществ накроет почти всю Польшу.В субботу утром он начнет двигаться на юго-восток, но если извержение вулкана Эйяфьоэль продолжится, это может вызвать трудности с полетами на несколько месяцев.

В пятницу вечером облако вулканического пепла с максимальной концентрацией загрязняющих веществ накроет почти всю Польшу.Утром в субботу максимальная концентрация будет на юге и востоке страны — по расчетам Института метеорологии и водного хозяйства.

Согласно симуляции, представленной на пресс-конференции в штаб-квартире Института, в субботу днем ​​Польша все еще будет находиться под облаками, но максимальной концентрации пыли там уже не будет.Движение облака зависит от направления встречных ветров, дующих в настоящее время с северо-запада на юго-восток.

По словам вулканолога, которого цитирует Reuters, если извержение исландского вулкана Эйяфьоэль продолжится, его пепел может создать препятствия для воздушного движения на срок до шести месяцев .

Великобритания, Австрия, Франция (север), Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Финляндия, Венгрия, Чехия и Словакия уже закрыли свои аэропорты.Также Швеция и Норвегия, которые, правда, потихоньку открывают некоторые аэропорты. Смотрите подробности.

Власти гражданской авиации Ирландии объявили утром, что большая часть ограничений на воздушное сообщение в этой стране, введенных в связи с облаком вулканического пепла над Исландией, снята.

Открытие воздушного пространства Польши маловероятно этой ночью

Открытие польского воздушного пространства для регулярных самолетов этой ночью маловероятно, - заявил в пятницу представитель агентства Гжегож Хлебович.

Хлебович заверил, что PANSA постоянно следит за погодной обстановкой: «Погодные условия пока не дают надежды на открытие закрытых участков нашего воздушного пространства.Мы постоянно анализируем движение облака (вукановой пыли — ПАП) и принимаем соответствующие решения», — сказал он.

Представитель PANSA сообщил, что все аэропорты доступны для самолетов, которые летают ниже облаков.« Все рейсы, в том числе военных, полицейских, спасательных и государственных самолетов, где пилот может использовать свое зрение, могут выполняться во всех аэропортах», - пояснил Хлебович.

Представитель варшавского аэропорта имени Шопена Камиль Внук сообщил, что аэропорт получил очередную информацию от PANSA о закрытии воздушного пространства в пятницу20.00, с возможностью дальнейшего продления.

Польское бюро прогнозов погоды использует данные Лондонского консультативного центра по вулканическому пеплу (VAAC).Лондонский VAAC заявил в пятницу, что пыль витает в воздухе на высоте 20-30 тыс. футов, или примерно 7-10 км. Это измерения лондонского центра от 9, который будет обновляться каждые шесть часов. VAAC сообщает, что пыль поднимается из вулкана Эйяфьятлайёкюдль импульсами; компьютерные модели показывают, что он систематически перемещается над северо-западной Европой.

Пилот: Вулканический пепел останавливает двигатели самолетов

Полет через облако вулканического пепла перекрывает подачу кислорода к двигателям, в результате чего они останавливаются - капитан.Лешек Сулковски, инструктор Boeing 737. Капитан объяснил, что пыль, в т.ч. забивает отверстия, через которые воздух поступает в двигатели. «Когда он заглохнет, двигатель + захлебывается +: повышается температура, нарушаются пропорции в топливно-воздушной смеси и двигатель глохнет», — сказал он.

Сулковски подчеркнул, что вулканический пепел в воздушном пространстве является общепризнанным явлением, которое стало изучаться совсем недавно.«Это явление ранее не воспринималось авиационным сообществом как опасное», — сказал он. Об опасности вулканического пепла стало известно после аварии 1982 года, когда четырехмоторный Боинг 747 (гигантский реактивный самолет) ночью врезался в облако вулканического пепла . На борту машины было около 260 человек, которые путешествовали из Лондона в Перт, Австралия.

"Во время полета над Индийским океаном один за другим отказали все двигатели.В горячем облаке вулканического пепла очень мало кислорода, а двигателям нужен воздух для работы в полном составе (с кислородом)», — пояснил Сулковский.

"После приземления самолет был в царапинах от краски, фюзеляж и иллюминаторы покрылись слоем пыли, что затрудняло обзор при посадке", - сообщил летчик.Он пояснил, что пыль содержит мелкие, но острые частицы камней, которые прилипают к самолету и двигателю и могут царапать лакокрасочное покрытие.

Сулковский указывал, что пылевое облако над Европой находится точно на крейсерской высоте пассажирских самолетов, т.е. 6-11 км.Он добавил, что из-за высокой температуры, вызванной извержением, вулканический пепел может подняться очень высоко, даже в стратосферу.

Он отметил, что на Сицилии заход на посадку проходит недалеко от действующего вулкана Этна.«Иногда появляются пылевые облака, но они редки и малы», — добавил он.

«В настоящее время над Европой из Исландии распространяется очень большое количество вулканического пепла, а Европа является зоной очень интенсивного воздушного движения, и это усложняет дело», — сказал он.

Вооруженные силы Финляндии сообщили, что реактивные двигатели истребителей F-18 ВВС Финляндии, участвовавших в учениях в четверг утром, были значительно повреждены облаком пыли после извержения вулкана в Исландии.

Авиасообщение было парализовано на севере Европы после извержения исландского вулкана в среду утром.Плавающие облака вулканического пепла делают его невидимым и опасным для реактивных двигателей и снарядов самолетов.

Читайте о ситуации в польских аэропортах: "Извержение вулкана Эйяфьоэль: Вулканическая пыль приводит к закрытию почти всего воздушного пространства над Польшей"

Посмотрите, какие последствия извержения вулкана будут для авиационной отрасли: «Извержение вулкана в Исландии нанесет колоссальный ущерб авиакомпаниям»

Облака пыли от извержения вулкана в районе ледника Эйяфьятлайокудль. / Блумберг .

Вулканический пепел опасен для самолетов - SAMOLOTY.PL

24 июня 1982 года в 13:44 UTC (20:44 по местному времени) на борту пассажирского авиалайнера Boeing 747 British Airways, следовавшего из Лондона в Окленд, Новая Зеландия, во время полета над океаном, в салоне пассажира неожиданно раздался звонок связи. Позднее это сообщение вошло в историю гражданской авиации и было названо «шедевром недосказанности». Он гласил следующее (жирным шрифтом автора)...

« Дамы и господа, говорит ваш капитан. У нас есть маленькая проблема . Все четыре двигателя перестали работать. Мы думаем о том, чтобы восстановить контроль над ними. Я надеюсь, что вы не слишком напряжены и чувствуете себя в безопасности».

В этот момент самолет находился на высоте 11 000 метров.Над океаном. Как тогда могли себя чувствовать пассажиры...?

Но не менее интригующий вопрос: что случилось, что крупнейший в мире (тогда) авиалайнер с несколькими сотнями пассажиров на борту внезапно потерял ход и все, что его может ждать, — это падение с 11-километровой высоты в воды Индийского океана?

Ну, это то самое, что в последние дни парализовало авиасообщение по всей Европе: облако вулканического пепла, выброшенное в атмосферу взорвавшимся вулканом .Как вулканический пепел, движущийся в виде облака, может повлиять на безопасность полета самолета, его бортовые системы и особенно двигатели? И почему пилот Boeing 747 рейса BA 009 не увидел угрозы раньше? Об этом мы пишем ниже.

Описанный полет был не единственным, которому грозила катастрофа из-за облака, выброшенного вулканом во время извержения. В 1989 году, 15 декабря, рейс 867 авиакомпании KLM, также принадлежащий Boeing 747 серии 400, летел из Амстердама в Токио.Во время полета над Аляской у пилота был драматический и напряженный разговор с диспетчером в Анкоридже, Аляска.

  • Пилот KLM 867- ''KLM 867 достигает уровня 250, позиция 140''

  • Центр управления полетами Анкориджа: «Хорошо, у вас есть хороший вид на облако пепла прямо сейчас?»

  • KLM 867 - ''Да, это всего лишь легкая облачность… и, возможно, пыль. Оно чуть более коричневое, чем обычное облако.

  • KLM 867-'Теперь нам нужно повернуть налево. . . у нас дым в салоне, сэр '

  • CKL Anchorage "KLM 867, понял, поверните налево, как хотите."

  • KLM 867 - ''Облачность до 390 уровня, мы в черном облаке, позиция 130.''

После момента сильного возбуждения:

  • KLM 867 '' KLM 867, у нас есть пламя со всех двигателей.Мы теряем высоту... мы теряем очень быстро!''

  • CKL Anchorage: KLM 867 вы слышите? Это управление полетами Анкориджа?

  • KLM 867- «Здесь KLM 867 мы теряем высоту. . мы падаем!»

  • KLM 867 - Нам нужна вся ваша помощь. Дайте нам радиолокационный пеленг, пожалуйста!»

И в этом случае летный состав вовремя не осознал опасность.Опять же, в современном самолете отказали все четыре двигателя. Как это произошло? В последовательности.

Чтобы понять процесс повреждения самолета вулканическим пеплом, важно понять, что это такое на самом деле и чем оно так опасно для аэронавигации.

Sam вулканический пепел состоит в основном из соединений кремния, железа, марганца, калия, натрия, хлора, магния, кальция, серы и твердых частиц породы.Частицы настолько твердые и острые, что действуют как мелкая терка, когда соприкасаются с деталями самолета или двигателя. Самолет, движущийся со скоростью несколько сотен километров в час (скорость движения пассажирских реактивных самолетов составляет 800 - 900 км/ч), влетая в такое облако, обнажает свой фюзеляж огромному количеству микробов. Такое «шероховатое облако» трется о корпус самолета, сдирая краску и, что еще хуже, матируя наружную поверхность иллюминаторов самолета (в том числе окон кабины). Сила трения настолько велика, что окна практически теряют прозрачность, и пилоты, если они радостно вылетают из такого облака, а двигатели продолжают работать, практически ничего не видят снаружи.Они вынуждены летать в основном по приборам. Но это не самое худшее. Мелкая пыль может засорить трубки Пито, являющиеся частью системы спидометра. Эта часть авионики может быть разрушена, а это уже представляет большую угрозу для дальнейшего полета. Дополнительно такое облако может нести пары кислот: серной и соляной. Те, в свою очередь, попадая в кабину, могут отравить экипаж, особенно пассажиров. Острые и твердые частицы вулканической породы, парящие в воздухе, подобно песку пустыни, могут проникнуть в любую незакрытую движущуюся часть корпуса самолета.Прорези элеронов и закрылков на крыльях, прорези руля высоты и хвоста. Таким образом, они могут ограничить их подвижность и затруднить управление самолетом.

Еще одна угроза, исходящая от вулканического пепла для самолета, — отказ двигателя. Это может настолько сильно повредить приводные устройства, что их больше нельзя будет использовать. Во время полета наиболее опасным действием вулканических частиц является остановка двигателей или их возгорание (конечный результат аналогичен - самолет теряет мощность, часто полностью).Почему это происходит?

Турбореактивный двигатель представляет собой сборку из трех основных компонентов: компрессоров спереди, турбин сзади и камер сгорания между ними. Наиболее подвержены выходу из строя или разрушению подвижные элементы: компрессоры (низкого давления, т. е. вентилятор, высокого давления и турбина), а в них наиболее чувствительные детали — лопатки. Реактивный двигатель всасывает огромное количество воздуха прямо из атмосферы, используя содержащийся в нем кислород для процесса сгорания в камере сгорания, тем самым создавая отдачу и тягу.Если вместе с воздухом всасываются твердые частицы, такие как «измельченная» вулканическая порода, они учитывают скорость, с которой воздух проходит через двигатель, частицы могут просто его опустошить. Частицы сталкиваются с лопастями вентилятора, когда они попадают в двигатель. Энергия столкновений настолько велика, что ротор вентилятора начинает светиться и светиться, что напоминает вспышки стробоскопического эффекта (пассажиры рейса ВА 009 - первого из этих самолетов - имели возможность это наблюдать).Если вентилятор выдержит удары, он не заклинит, и частицы попадут во вращающиеся ступени компрессора высокого давления с большой скоростью.

Здесь эффект столкновений и их энергии еще больше. Это одна из причин, по которой приходится ремонтировать двигатели после пересечения такого облака (если это вообще еще выгодно). Лопасти настолько повреждены, что вам просто необходимо заменить всю секцию компрессора. Кроме того, пыль может попасть в подшипники, натирая их, вызывая повышение температуры, что часто приводит к возгоранию двигателя.Проникая дальше в двигатель, частицы могут закупоривать топливопроводы, вызывая остановку двигателя, а если нет, то попадать в камеру сгорания. Здесь при высоких температурах они превращаются в полужидкую магму, прилипая к работающей чуть ниже газовой турбине. Кроме того, при таких высоких температурах воспламеняются вулканические газы и другие составляющие элементы. В результате языки пламени, вырывающиеся из сопел, и нарушения работы турбины. Конечным результатом является то, что двигатель «забивается» липкой магмой, которая прилипает к лопастям, кольцам турбины и всем элементам, с которыми такой жидкий материал сталкивается на своем пути.Он теряет мощность и гаснет. Если он не гаснет сам по себе, перепуганные пилоты выключают его, видя вырывающееся из него пламя и опасаясь возгорания (что, впрочем, тоже могло случиться).

Итак, теперь у нас есть полная картина повреждений планера, авионики и силовой установки. Это единственная опасность? Ну не совсем.

Вулканический пепел выбрасывается в атмосферу на больших высотах (несколько тысяч метров над уровнем моря.ведь еще надо учитывать высоту самих вулканов 1000-3000 м над уровнем моря). Там она уносится ветрами и воздушными течениями, нередко достигая уровня 11-12 тысяч метров (т.е. в пределах потолка, на котором летают пассажирские лайнеры). Кроме того, он часто невидим для метеорологических радаров, установленных в самолетах. Поэтому существует высокий риск того, что экипаж узнает об этом только тогда, когда они уже находятся в облаке (это то, что произошло в описанных выше полетах BA-009 и KLM-869, к которым мы еще вернемся).

Европейские власти гражданской авиации уже запланировали серию курсов по обучению экипажа тому, как распознавать этот тип опасности, как ее избежать и, если она все же произойдет, как эффективно с ней бороться, чтобы предотвратить катастрофу. В этом году запланировано два таких тренинга.

Но вернемся к уже описанным полетам.

Первый из них, в котором капитан информировал пассажиров о ситуации сообщением, вошедшим в историю, возник в Индийском океане, южнее Явы.Как только капитан самолета Эрик Муди был в туалете, два других члена экипажа — первый помощник Роджер Гривз и старший механик Барри Таунли заметили тревожное явление: за лобовым стеклом кабины, на фюзеляже самолета произошло нечто, известное как « св. Эльма». Это явление представляет собой серию небольших, непрерывных и очень ярких электрических разрядов. Они еще не знали, что это был один из первых признаков того, что самолет мог войти в облако вулканического пепла .Было всего 13.40 UTC (универсальные часы) - 20.40 по местному времени. Явление длилось достаточно долго, чтобы капитан Грюм вернулся в каюту. Обеспокоенный, он приказал включить противообледенительную систему, а пассажирам приказал оставаться на своих местах и ​​пристегнуть ремни безопасности. Хотя метеорологический радар показывал чистое небо (!), он ожидал шторма и связанной с ним турбулентности. Однако буря не надвигалась и в салоне автомобиля начал появляться дым. Оно становилось все гуще, и через некоторое время почуялся зловещий запах серы.Снаружи пассажир у окна с удивлением и тревогой увидел, что воздухозаборники двигателей начали мигать, испуская яркие вспышки сквозь лопасти вентилятора, что выглядело точь-в-точь как эффект стробоскопа.

Через две минуты, в 13:42 (20:42), обороты турбины двигателя 4 стали попеременно то уменьшаться, то увеличиваться, и вдруг из сопел двигателя вырвались длинные ослепляющие языки пламени! Экипаж немедленно перекрыл подачу топлива во избежание возгорания двигателя, выключив его.Но через минуту он стал вести себя так же, как и Двигатель 2, и из его сопла начало вырываться такое же пламя! И в течение следующей секунды два других двигателя так же сильно изрыгают огонь, затем... бортинженер закричал: ""Не верю - все четыре (двигателя) перестали работать!" Было 13:43 (20:43).

В течение двух минут мощный Boeing 474 весом 400 тонн потерял всякую тягу. Без тяги самолет скользил вниз со скоростью 1 км на каждые 15 км пройденного расстояния.Экипаж, сначала не поверивший в случившееся, стряхнул с себя удивление и начал действовать быстро. Они подсчитали, что при нынешних темпах потери высоты они способны планировать не более 23 минут и преодолевать не более 169 километров. В 13:44 (20:44) старший помощник Грейвс уведомил авиадиспетчер аэропорта Джакарты о ситуации: «Мы потеряли 4 двигателя! Мы падаем!». Сначала авиадиспетчер понял, что у самолета отказал двигатель 4 (он не мог представить, что самолет может вдруг потерять четыре двигателя!)."Нет, мы потеряли весь драйв!!!" он снова подбросил Грейвса в воздух, и только тогда ошеломленный диспетчер понял сообщение. Что еще хуже, несмотря на правильную настройку транспондера, он не смог найти рейс 009 на экране своего радара. К тому времени, когда капитан Грюм передал пассажирам знаменитое послание, пассажиры поняли весь ужас ситуации. Некоторые начали писать прощальные письма своим семьям. «У нас проблемы. Мы падаем. Присмотри за мальчиками. Я тебя люблю. Пока», — написал Чарльз Кейпвелл, один из пассажиров, на обложке своего авиабилета.

С прекращением эксплуатации ТРД перестали работать агрегаты, снабжающие системы самолета электроэнергией и обеспечивающие достаточное давление воздуха в салоне. При его падении на пассажиров с потолка автоматически падали кислородные маски. Самолет падал, но все еще был высоко. Пилоты тоже сразу надели кислородные маски, никакого недомогания они теперь себе позволить не могли. И тут вдруг выяснилось, что маска Грейвса повреждена! От него оторвался кислородный шланг, и старший помощник начал задыхаться.Капитан Муди принял быстрое решение: быстро спуститься на высоту, на которой человек может нормально дышать и эффективно функционировать. На высоте 4100 метров еще одно драматическое решение. От аэропорта Джакарты их отделял горный хребет. Чтобы его преодолеть, им нужно было подняться на высоту не менее 3500 метров. Они уже знали, что при нынешней скорости снижения они не пролетят над горами. Они разобьются. Поэтому они решили повернуть обратно к океану и попытаться запустить его. До сих пор никто не пробовал его на такой большой, четырехмоторной машине, как Boeing 747.Но им приходилось рисковать, у них был хоть какой-то шанс на пуск.

Все время пытались все-таки запустить двигатели. Неудачно.

И вдруг в 13:56 (20:56) двигатель номер 4 оживился при следующей попытке! Грюм немедленно использовал свою тягу, чтобы замедлить скорость снижения. К удивлению всего экипажа, три оставшихся двигателя заработали вскоре после очередной попытки перезапуска! Грейвс немедленно уведомил об этом управление в Джакарте, которое приказало самолету подняться на высоту 4100 метров.Все это для того, чтобы безопасно пролететь над горным хребтом, отделяющим самолеты от Индонезии. Но когда Боинг приблизился к цели, St. Эльма. Хотя капитан немедленно переместил дроссели, чтобы уменьшить тягу и остановить набор высоты, двигатель 2 снова загорелся, и его пришлось немедленно остановить. Экипаж быстро снизил эшелон полета до 3600 метров и удержал его, пролетев над горами и достигнув аэродрома. Тем временем двигатель 2 был перезапущен.Однако они добираются до индонезийского аэропорта, несмотря на заверения диспетчера, что видимость хорошая, через иллюминаторы кабины ничего не было видно. Они были совершенно тупыми. Так что летчики должны были садиться согласно показания бортовых приборов. И вот опять проблема: не работает ILS (Instrument Landing System). Экипаж должен был совершить посадку Процедуры DME (оборудование для измерения расстояния), основанные на информации от контроллера и бортовых приборов. Уставший капитан Грюм в какой-то момент, нервничая, сказал наземному управлению: «Это (посадка) немного похоже на поиск пути сквозь барсука.. «Он мог видеть огни взлетно-посадочной полосы только через маленькую узкую полоску на лобовом стекле.

Самолет успешно приземлился. Экипаж был настолько измотан, что запросил буксир, так как не смог вырулить из-за плохой видимости из кабины. Просьба была выполнена немедленно. «Город Эдинбург», как назывался рейс 009 Boeing 747 авиакомпании British Airways, благополучно завершил свое драматическое путешествие, по крайней мере, на данный момент.

Но прежде чем разбирать его с технической стороны, вернемся к KLM 869.Полет был столь же драматичным (мы уже знаем запись разговоров экипажа с управлением аэропорта Аляски) и тоже мог закончиться катастрофой. Когда самолет находился на высоте 8500 метров, он за полторы минуты потерял все четыре двигателя (это был, как мы помним, тоже Боинг 747, 400-й серии). К сожалению, самолет врезался в облако вулканического пепла из извергавшегося накануне вулкана Редобут высотой 3000 метров! В ходе драматичной борьбы при снижении с 8,5 километров до потолка в 3 километра пилотам удалось перезапустить два двигателя.Это спасло самолет и пассажиров от трагедии. Боинг прилетел в аэропорт Анкориджа на Аляске на двух двигателях, все время производя по пути процедуру перезапуска оставшихся двигателей. Удалось. Спустившись на высоту 4600 метров, капитан Карл ван дер Эльст и его команда, наконец, перезапустили все двигатели и благополучно опустили самолет на землю. При этом шлейф вулканического пепла нанес самолету ущерб, стоимость ремонта которого составила более 80 миллионов долларов.Однако никто из летевших не погиб и не пострадал.

Следует отметить два других случая, когда полет мог быть похожим. Через несколько недель после рейса BA 009 13 июля Boeing 747 Singapore Airlines влетел в похожее облако. У него была такая же проблема, как у BA 009 и KLM 869: потеря и восстановление трех из четырех двигателей. Он благополучно приземлился.

7 августа 2008 года пилоты круизного лайнера вблизи Аляски заметили облака пепла от вулкана Касаточи на большой высоте.На этот раз они благополучно избежали опасности.

Мы уже знаем, почему самолеты, неожиданно оказавшиеся в облаке вулканической пыли, теряли тягу, у них глохли двигатели. Но почему после понижения потолка можно было (к счастью) перезапустить?

Ответ не кажется сложным, хотя следует отметить, что это было только потому, что:

  1. Экипаж неоднократно пытался перезапустить двигатели, пока

    не увенчалась успехом.
  2. Уровень разрушения двигателей частицами пыли был не очень высоким и не приводил к их заклиниванию и разрушению (в основном компрессоры и турбины)

В противном случае эти полеты могли закончиться катастрофой.

Аналогичный процесс происходил во всех двигателях вышеуказанного самолета. Когда самолет снижался, двигатели охлаждались. Остывала и обездвижившая их полужидкая магма. Однако, поскольку он был полупластиковым, он намертво прилипал к деталям двигателей. Поэтому первые попытки перезапустить их не увенчались успехом. Однако по мере остывания он становился хрупким. Он потерял свои свойства сцепления, и порыв воздуха, двигаясь через двигатели, и вынужденный движением самолета, выдувал их наружу.Поэтому, когда через некоторое время были предприняты дальнейшие попытки запуска двигателей, вращение компрессорно-турбинного агрегата раздавило их до конца. А поскольку самолеты вылетали из вулканических облаков, двигатель всасывал чистый воздух и "самоочищался" (не полностью), когда начинал работать. Однако, когда самолет снова поднялся и упал в облако пыли, процесс повторился. Именно поэтому рейс 009 не смог достичь заданной высоты 4500 метров.

Во всех зарегистрированных до сих пор авариях двигатели запускались повторно.Но , негативное влияние частиц высотного вулканического пепла на двигатели самолетов и другие компоненты самолетов означает, что вблизи действующих вулканов или вулканических облаков полеты должны быть отменены.

Чтобы не случилось трагедии.

Мачей Луговский

Артикул:

  1. Бетти Тутелл: «Все четыре двигателя вышли из строя», Pan Books.1986

  2. Новости Би-би-си

  3. Компания Боинг

  4. Дженерал Электрик

  5. Роллс-Ройс

  6. КЛМ

  7. Британские авиалинии

  8. СНЕКМА

.

Смотрите также