Частный ландшафтный архитектор


Обо мне - Ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн от Оксаны Ангелевской

Здравствуйте!

Я, частный ландшафтный архитектор и дизайнер, Оксана Ангелевская. Начнем с того, что отвечу на вопрос: почему я выбрала для себя ландшафтную архитектуру.

Так сложилось, что мой отец по профессии агроном, и с самого детства я была с вязана с землей и растениями. Позже эта связь переросла в любовь и, закончив школу, я поступила в сельскохозяйственный институт. Узнав за 5 лет о растениях практически все, я получила диплом агрономическог о факультета по специальности плодоовощеводство и виноградарство. В шутку, преподаватели называли нас «кормильцами». Но уже на последних курсах института, я поняла, что выращивание сельскохозяйственных культур, занятие интересное, но оно циклично и однообразно. Каждый год плоды твоих трудов – урожай – попав к людям на стол, исчезнет, и все начинается сначала.

Мне хотелось и хочется создавать то, что будет жить и сегодня, и завтра, через год и даже через 20 лет. Будет меняться от сезона к сезону, от дня к ночи. Будет насыщать человека иной пищей – радостью, счастьем, умиротворением, спокойствием и безмятежностью. Единственным таким живым существом, вернее сказать сообществом, является сад.

Земля, вода, солнце, воздух, растения – это лишь «пазлы», которые нужно собрать воедино в одну большую живую картину вашего мира. Но как это сделать? Как научиться правильно их собирать? Где?

Ответить на этот вопрос мне помогли в Московском архитектурном институте в Высшей школе ландшафтной архитектуры и дизайна и японской школе икебаны СОГЭТСУ. Лучшие преподаватели страны, профессора и доктора, преданные своему делу, раскрыли секреты построения пространства, композиции, цвета, формы, архитектурных конструкций и многих других наук.

В 2010 году я защитила диплом ландшафтного архитектора и международный диплом школы СОГЭЦУ (Токио) с присвоением имени мастера. За несколько лет профессиональной деятельности я успела выполнить множество разноплановых проектов от озеленения территорий заводов и московских дворов до частных садов и парк-отелей.

В заключении мне хотелось бы сказать: Моя работа – это моя жизнь, моя жизнь – это моя работа. Она приносить мне радость и удовольствие. Каждый раз, когда я выезжаю на объект, знакомлюсь с новыми людьми, создаю новый сад, новые эмоции , новую жизнь - я очень рада, что больше 8 лет своей жизни я провела в академиях, чтобы стать тем, кем хотела – профессиональным ландшафтным архитектором.

landartox.ru

| Как выбрать ландшафтного архитектора или дизайнера?НеФакт.инфо

Вы хотите создать свой сад, но, набрав в Google «ландшафтный дизайн» или «ландшафтная фирма», получили около 1.5 млн. ссылок? И при этом Вам надо выбрать людей, которым в скором времени доверите не только от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов рублей, но и судьбу ВАШЕГО будущего сада!

Я предлагаю начать не с выбора ландшафтной фирмы, а с выбора ландшафтного дизайнера или архитектора. Ведь любой модный дом формирует Кутюрье, а не фабрика по пошиву одежды! Так же и в ландшафтной фирме центральной фигурой, носителем стиля и индивидуальности является именно ландшафтный архитектор.

В этой статье освещаются последовательно три вопроса:

1. Зачем вообще нужен ландшафтный архитектор?

2. Частный архитектор или ландшафтная фирма?

3. Как выбрать ландшафтного архитектора?

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Зачем вообще нужен ландшафтный архитектор?

Как вы думаете, что в благоустройстве вашего сада самое дорогостоящее? Кто-то скажет: “Бассейн, – или, – подпорные стенки, посадка крупномерных растений?” Нет!

Самое дорогое в саду – переделки. Исправление ошибок!

Понимая это, вопросом “Зачем нужные ландшатфный дизайнер” задаются все реже, когда звонят по номеру 098 785 20 62 , но все еще бывают случаи, когда человек, задумавший озеленить свой участок, недоумевает: «Для чего тратить деньги на какого-то специалиста, который расскажет, что и куда сажать и где прокладывать дорожки? Что тут сложного?». К тому же, это убеждение подкрепляется некоторыми ландшафтными фирмами. Предоставив клиенту пару сделанных на лету набросков, они предпочитают «не заморачиваться» с проектированием.

Дело в том, что ландшафтные фирмы “живут” в основном за счет выполнения работ по благоустройству участка, т.к. на самом проектировании много не заработаешь, а хороший ландшафтный архитектор стоит дорого и «кормить» его фирме надо круглый год, независимо от наличия заказов. А главное, клиенту такой облегченный «проект» предоставляется бесплатно, или за символические деньги. Всем, вроде бы хорошо, но вот только подводные камни такого “проектирования” всплывают позже: В лучшем случае ваш сад будет попросту не красивым. В худшем – будет содержать ошибки чреватые гибелью растений или разрушением созданных элементов (дорожек, подпрных стенок и т.п.).

Начиная работы без проекта,

  • невозможно рассчитать объем материалов и трудозатраты, которые потом постоянно возрастают по мере проведения работ.

  • погрешность в закупке материалов (дополнительная доставка или материал оставшийся неиспользованным) может полностью покрыть стоимость ландшафтного проекта.

  • Невозможно спланировать этапность работ, и т.о. после укладки газона и дорожек, заказчик понимает, что ему не нравится получившийся пейзаж.

  • Или вдруг появляется необходимость в дополнительном освещении (о котором забыли), или захотелось высадить дополнительные растения, но для них не были предусмотрены поливочные системы, а для всего этого придется разрушать созданные газоны и дорожки.

  • Или по весне вдруг выясняется, что в каком-то месте не хватает дренажа и это влечет за собой заболачивание и опять же полную переделку, а возможно и гибель растений.

Как это не печально, но около половины первичных выездов к клиентам у меня связаны с необходимостью переделывать уже «благоустроенные» кем-то территории. Однако, услышав приговор, а главное бюджет такой «работы над ошибками» (ведь тут надо делать то, что уже сделано, заново, плюс дополнительные затраты по демонтажу уже выполненных объектов) клиенты в большинстве своем отказываются со словами: «Да уж как-нибудь так поживем».

Работа без проекта нарушает и временные рамки. Изначально заказчик рассчитывает на один месяц, потом работы затягиваются до осени и успешно переносятся на следующий год.

И самое главное. Вы за очень большие деньги покупаете “кота в мешке”, ведь никто не гарантирует, что сад, который будет разбит “на глазок” Вам понравится, что Вам будет в нем комфортно.

В случае ограниченного бюджета, проект – это последнее, на чем стоит экономить. Ведь имея подробную проектную документацию, вы не только избежите переделок, но и можете спокойно распределить работы по времени и средствам. Представьте что вы строите дом, сэкономив на фундаменте – потом вам придется перестраивать весь дом целиком. Именно таким фундаментом сада является его проект.

Со мной согласятся многие специалисты не только в ландшафтной архитектуре:

Хороший проект – 80% успеха.

К примеру, даже если вы не можете себе позволить сейчас сделать водоем, но мечтаете слышать у своего дома журчание воды, то вы можете уже запроектировать будущий пруд или ручей, и на этапе закладки коммуникаций подвести на это место электричество и водопровод, заложить дренаж, не высаживать там крупномерные растения. Эти работы на стадии закладки коммуникаций минимально повлияют на увеличение стоимости, а в дальнейшем, когда вы уже подойдете к осуществлению свой мечты, позволят сэкономить значительную сумму и сохранить уже сформировавшиеся посадки.

Tак что же делает ландшафтный архитектор?

Ландшафтный архитектор создает проект, учитывая четыре компонента:

  • субъективный – пожелания заказчика;

  • объективный – особенности участка: месторасположение, почва, грунтовые воды, существующая экосистема, инсоляция (освещение); бюджет будущего благоустройства;

  • научный – законы и принципы садово-паркового проектирования;

  • эстетический – в конце концов, все должно быть красиво, ведь ради этого все и задумывалось.

Столь широко распространенные в настоящее время ландшафтные дизайнеры, в большинстве своем, люди с хорошим (я надеюсь) вкусом и, как правило, 3-6 месячными курсами за плечами. Такие специалисты, в силу своего образования, могут учесть только пожелания заказчика и эстетический компонент. А ведь красиво нарисовать можно все что угодно, но кто будет думать о том, как все это осуществить?

Понимание объективной стороны вопроса приходит к таким специалистам только с годами опыта, т.к. обучить землеустройству, агропочвоведению, агрохимии, мелиорации, агроинженерии, геодезии, дендрологии и др. специальным наукам, а также освоить все технологии за несколько месяцев просто невозможно. А с принципами садово-паркового искусства и законами проектирования эти «специалисты», как правило, вообще никогда не знакомятся.

Мне приходилось не раз слышать от уже давно работающих ландшафтных дизайнеров слова типа: «Законы – это так скучно! Я же творю, у меня вдохновение!».

Поэтому я и предпочитаю четко разграничивать профессииландшафтный архитектор и ландшафтный дизайнер . Ведь архитектура, это в первую очередь точная наука, открытая зрителю своей эстетической стороной. Вы доверите строительство своего дома человеку, который умеет рисовать красивые домики? Я – нет. А кто рискнет лечь под скальпель пластического хирурга, который по образованию – вольный художник, пусть даже и великолепный портретист

ВОПРОС ВТОРОЙ. Частный ландшафтный дизайнер (архитектор) или ландшафтная фирма?

Работы по ландшафтному проектированию могут быть выполнены как частным архитектором, так и штатным дизайнером фирмы, в которую Вы можете обратиться за благоустройством.

Рассмотрим, в чем же плюсы и минусы каждого из вариантов:

Штатный архитектор (чаще дизайнер) ландшафтной фирмы:

  • Более короткий цикл. Вы получаете озеленение «под ключ». Если Вы абсолютно доверяете фирме, в которую обратились и Вас не беспокоит завышенный бюджет благоустройства – это Ваш выбор.

  • Возможна более низкая стоимость проекта. Содержать дорогого архитектора может себе позволить далеко не каждая фирма, к тому же часто стоимость проекта включается в стоимость работ по озеленению. Чтобы узнать, какова реальная цена Вашего будущего проекта, попробуйте сначала заказать фирме только проектирование, без дальнейшего благоустройства.

  • В Вашем проекте будет только то, что умеет делать данная фирма. Почти у каждой фирмы есть определенные предпочтения по видам работ и материалам. Это обусловлено наличием у фирмы определенных специалистов и договоренностями с определенными поставщиками. К примеру, если у фирмы есть хороший специалист по орошению, то, скорее всего, на вашем участке будет самая современная поливочная система, даже если она вам и не нужна. Или, если у фирмы существуют определенные договоренности с поставщиком гранита, то смею вас уверить – весь участок будет замощен различными его видами, а про существование других материалов вы даже не узнаете. Но с другой стороны, вам не придется искать подрядчика, который выполнит именно те работы, которые есть в проекте.

Частный ландшафтный дизайнер (архитектор):

Существует три способа работы с таким специалистом:

  • Вы заказываете только проект, и дальше сами контролируете работу выбранной Вами фирмы-порядчика по подробным технологическим картам и смете материалов.

  • Помимо проекта Вы заказываете и авторский надзор – курирование архитектором качества проведения работ опять же выбранной Вами фирмой. В любом случае частный архитектор работает только на Вас, а не на фирму. Он не заинтересован в завышении стоимости работ и сметы на материалы. Технологические карты работ составляются с учетом только необходимых компонентов, а не с целью использования материалов, оставшихся у фирмы с прошлого заказа. Кроме того частный специалист, в случае необходимости, может помочь Вам с поиском и выбором подрядчика, наиболее подходящим под Ваши задачи и всегда проконсультирует по любым вопросам, связанными с Вашим объектом, по телефону без дополнительной платы.

  • Генподряд. “Ремонт – второй пожар”. Строительство, как и разбивка нового сада – еще хуже. Поиск подрядчиков и материалов; организация доставки, приемка, проверка качества; ежедневный контроль за качеством работ, требующий предварительного изучения теории и чужого опыта в интернете; огромный объем информации, которая Вам больше никогда в жизни не пригодится – все это способно превратиться в большую “головную боль” даже для самого опытного заказчика, а создание сада – из удовольствия в изнуряющий труд. Частный архитектор можем выполнить всю работу, которую не хотите делать Вы как заказчик и сдать вам ландшафт “под ключ”, профессионально защищая при этом только Ваши интересы, а не интересы фирм поставщиков и подрядчиков. Сможете ли вы оценить качество грунта, завозимого на участок? А определить на глаз количество кубометров доставленных сыпучих материалов? Скорректировать сроки и удорожание работ с поправкой на погодные условия? Оценить соотношение цены и качества посадочного материала? Проверить соблюдение технологий подрядчиком? Проконтролировать точное соответствие выполняемых работ проекту?

Частный ландшафтный дизайнер (архитектор) – это человек, защищающий только Ваши интересы, а не интересы фирмы.

Теперь о цифрах. Услуги частного ландшафтного архитектора стоят не дешево. При участке в 20 соток, без сложного рельефа, стоимость проектирования составит 80-200 тыс.руб. (37 тыс.руб минимальная комплектация проекта). Процесс проектирования подробно описан в статье «Как создается проект» , а стоимость предоставляемых услуг и комплектации проектов вы можете найти в нашем Прайсе. Вы получите на руки полный комплект документов с которым можете обратиться в любую выбранную Вами ландшафтную фирму. Этих документов будет достаточно профессионалам в области благоустройства и озеленения для выполнения любых работ. Потратив еще 32-80 тыс.руб. (8-20 выездов) на авторский надзор в процессе благоустройства, Вы можете быть уверены, что получите именно то, что Вам нужно по реальной цене и с соблюдением всех технологий. И это при условии, что минимальная ориентировочная стоимость выполнения ландшафтных работ 100-300 тыс.руб. за сотку. Сумма, потраченная на все услуги частного ландшафтного архитектора, будет не более стоимости благоустройства одной сотки вашего участка.

ВОПРОС ТРЕТИЙ.Как выбрать ландшафтного дизайнер (архитектора)?

1. Образование.

Про образование мы уже успели сказать несколько слов. На современном рынке ландшафтной архитектуры в этом отношении сплошной “разброд и шатание”.

Если как-то упорядочить, то всех специалистов в области ландшафта можно разделить на несколько категорий:

  • самоучки (люди давно работающие с ландшафтом, но не имеющие специального образования) – это, как правило, великолепные практики. Такие специалисты идеальны в роли бригадиров.

  • cлушатели курсов – бывают неплохими дизайнерами и оформителями. Могут нарисовать симпатичную картинку, спроектировать цветник, хороши в роли помощников архитектора.

  • cпециалисты с высшим образованием – тут возможны варианты:

– архитектурное образование – хорошие проектировщики, но, к сожалению, редко учитывают главную особенность ландшафтной архитектуры – работу с пластическим, живым материалом;

– аграрное образование – великолепные дендрологи, агротехники. Отлично справляются с подбором, посадкой и уходом за растениями. Но не имеют знаний в области проектирования;

– образование в области ландшафтной архитектуры – такие специалисты встречаются намного реже, т.к. специальных учебных заведений этого профиля крайне мало. Сочетают в себе знания как архитектора, так и дендролога.

Рынок ландшафтной архитектуры все еще достаточно дикий, и разобраться во всем многообразии специалистов довольно сложно. Постарайтесь найти человека, пусть даже не ландшафтного архитектора, но совмещающего в себе архитектурное и аграрное образование. Это может быть архитектор по образованию, закончивший курсы ландшафтного дизайна, или дендролог, прошедший подготовку в области проектирования.

2. Уровень проектирования.

Оценить уровень проектирования неспециалисту не просто. Для начала следует разделить саму проектную документацию и эскизную визуализацию.

Bизуализация – это рабочий эскиз, представляющий ваш будущий сад не в виде плана, а с видовой точки. Выполняется либо вручную (карандашами, красками, тушью), либо средствами компьютерной графики. Горячие споры среди людей, предлагающих услуги в данной области, какая из техник лучше, не умолкают с тех пор как появились первые графические компьютерные программы. Я лишь выскажу свое мнение, которое не претендует на истину в последней инстанции, и постараюсь описать плюсы и минусы каждого из вариантов.

Ручная графика:

  • Выполняется людьми от безысходности, просто не владеющими компьютером и не умеющими рисовать. Такие работы сразу выделаются большой схожестью с модным когда-то примитивизмом.

  • Работы делаются хорошими художниками. Они, безусловно, красивы, живописны, могут занять достойное место в интерьере вашей квартиры и даже донести основную идею. Из минусов – нужно иметь очень хорошее воображение, чтобы представить как же это все будет выглядеть в живую на вашем участке. Плюс внесение любых изменений занимает много времени и сил, т.к. художнику придется полностью перерисовывать эскиз. Поэтому дизайнер, работающий в этой технике, как правило, предложит вам 2 варианта озеленения на выбор и строго ограниченное число видовых эскизов, а также будет нервно реагировать на ваши попытки внести даже небольшие изменения в проект.

Компьютерная графика:

Эскиз может быть в двух вариантах:

  • обработка фотографий вашего участка с помощью Photoshop (создание коллажа)

  • создание объёмной модели будущего участка (которая тоже бывает разного качества и уровня проработки). Такие работы имеют более низкую художественную ценность, но дают большее представление о будущем саде (тут стоит обращать внимание на максимальную фотореалистичность эскиза, т.к. текстуры, игра теней, цветовые пятна, ночное освещение – очень важные детали в ландшафтном ансамбле). При этом внесение любых изменений в проект не вызывает особых сложностей. Ведь достаточно только передвинуть, убрать или заменить отдельные объекты и всю остальную работу по просчету света, цвета, теней, объемов и т.д. компьютер сделает сам.

С преимуществами и возможностями фотореалистичной 3d визуализации вы можете ознакомиться тут

Выбирать, конечно же , Вам, но я бы посоветовал, при оценке эскизной подачи задать себе вопрос: «Могу ли я четко представить себе, как это будет выглядеть в реальности?».

Проектная документация – включает в себя большой объем документов и чертежей, которые мало что скажут неспециалисту, но стоит помнить, что всё это – серьезные проектные документы. Конечно, Вы не сможете найти в них ошибки, но даже по их внешнему виду будет понятно, делал их специалист или нет. Набор документов, обязательно входящих в пакет проектной документации, их особенности и назначение описаны в статье «Что входит в проект». Очень часто ландшафтные специалисты (особенно дизайнеры) ограничиваютя 3-4 чертежами из этого списка, и все решения принимают уже в процессе реализации на ходу, что не может не привести к серьезным ошибкам. 

3. Портфолио ландшафтного архитектора включает в себя эскизы, проектную документацию и фотографии уже выполненных объектов, позволяет понять стиль архитектора и оценить, подходит ли он лично Вам.

4. Рекомендации. Важное значение при выборе специалиста в любой области имеют рекомендации людей, которым Вы доверяете. Однако стоит помнить, что Ваш сад – это произведение искусства, такое же, как музыка, картины, кинофильмы, и тут уже о вкусах не спорят. То, что нравится Вашему другу, совсем не обязательно подойдет Вам.

5. Личная симпатия. Немаловажна, конечно, и личная симпатия к ландшафтному архитектору. Ведь помимо того, что Вам придется какое-то время достаточно часто общаться с этим человеком, он еще должен хорошо понимать Вас , Ваши индивидуальные предпочтения, чтобы суметь создать гармоничный сад,

nefakt.info

Политика cookie

  Здравствуйте!                                                   

  На этой странице я бы хотел рассказать Вам немного о себе и о том, какую информацию Вы сможете найти на моем сайте.

  Я, Подстаницкий Олег, являюсь частным дизайнером интерьеров и ландшафтным архитектором. 

Закончил московскую академию по специальности «Дизайн среды», являюсь членом Союза дизайнером Москвы. Имею обширные профессиональные знания, а также большой опыт работы в области дизайна интерьера и ландшафтной архитектуры. 

  Находясь в курсе последних теоретических разработок и методов практического воплощения в области интерьерного и ландшафтного дизайна, а также принимая участие в важнейших и наиболее интересных российских и международных профессиональных выставках и разнообразных дизайнерских конкурсах,  я получил обширную практику и накопил достаточный багаж практических знаний, чтобы предложить Вам самые смелые и интересные решения в области дизайна! 

  На сайте в разделе Портфолио Вы сможете ознакомиться с некоторыми моими работами, что позволит создать общее представление обо мне и осветить некоторые стороны сферы моих интересов. Однако это ни в коей мере не ограничивает мой индивидуальный подход к клиентам и их пожеланиям относительно дизайнерской концепции. 

  Вопросы, которые часто возникают у заказчиков при обращении к теме дизайна интерьеров и ландшафта, а также ответы на них приведены в разделе Часто задаваемые вопросы.  

  В разделе «Услуги и цены» представлены основные расценки на мои услуги, которые, несомненно, Вас приятно порадуют. 

  Прочитать и обсудить интересные статьи на темы ремонта и дизайна Вы сможете, кликнув по вкладке Полезная информация.

  По всем интересующим вопросам обращайтесь по тел. +7 915 002 79 26 или на электронный адрес nitskidesign@gmail.com.                

  С уважением, Подстаницкий Олег.

nitski.ru

Ландшафтный дизайн. От проекта до воплощения

Современный ландшафтный дизайн – это искусство, совмещающее в себе три направления: архитектуру, биологию и философию. «Land в переводе с немецкого – «земля», schaft – суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость, – поясняет ландшафтный дизайнер Диана Сабирова, – а слово «дизайн» обозначает «план», «рисунок», «проектирование». Соединяясь, эти два понятия выражают сущность термина». Собственно словосочетание «ландшафтный дизайн» появилось в ХХ в. в Западной Европе, изначально – в густонаселенных и индустриально развитых Великобритании и Германии, где люди создавали и возделывали природные оазисы, чтобы не быть задавленными каменными джунглями. Основной задачей ландшафтного дизайнера является формирование гармоничной предметно-пространственной среды, где человеку будет комфортно. «Ландшафты создаются для людей, – рассказывает ландшафтный дизайнер Людмила Бальмонт. – Особенно ярко это понимание проявляется при ландшафтном проектировании территорий частных домов. Старшее поколение мечтает обустроить в саду тихий уголок для отдыха, а молодежь – спортивную площадку и место для шумных вечеринок. Дизайнер должен разместить на участке функциональные зоны, создав целостную среду, учесть все потребности обитателей. Дизайн – это всегда компромисс между творческой, художественной и функциональной его составляющей. Само понятие «среда» подразумевает наличие неких процессов, протекающих в окружающих людей условиях и необходимых для их существования. В ландшафтном дизайне эти условия определяются в первую очередь естественными микроклиматическими факторами, пространственными характеристиками, отвечающими функциональным требованиям, и дизайнерским наполнением, таким как растительные композиции, другие природные компоненты, уличная мебель, малые архитектурные формы и объекты арт-дизайна, инженерное оборудование, средства визуальных коммуникаций. Здесь интегрируются утилитарное, функциональное начало с творением человеческих рук и «искусством» самой природы, в результате чего формируется ландшафтный средовой объект, имеющий мощнейший эмоционально-художественный потенциал». Преобразованием природных ландшафтов люди увлекались с незапамятных времен, но со временем человеку захотелось не только воздействовать на природу, а творить. Практически во всех мировых религиях место обитания богов описывается как прекрасный сад, который хочется воссоздать на земле. В книге «Поэзия садов» Дмитрий Лихачев писал, что «сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. Поэтому сад представляется раем на земле, Эдемом». «По преданиям, райский сад – это защищенное, огороженное место, царство счастья, изобилия, полноты бытия, – рассказывает Людмила Бальмонт, – одно из названий рая – «парадиз» (греч.) – означает «отовсюду огороженное место». В ограде должны быть ворота как символ разграничения двух миров. Так сформировалась пространственная организация садового комплекса – места вечного блаженства, огороженного от мира хаоса забором».

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Встреча ландшафтного дизайнера с заказчиком и архитектором дома должна состояться задолго до того, как пространство начнет активно заполняться, вместе они должны выработать концепцию проекта, считает Диана Сабирова. «Учесть нужно все – состав семьи заказчика, наличие у него домашних животных», – говорит английский ландшафтный дизайнер Каспиан Робертсон. «Кроме того, необходимо адекватно оценить потенциал и размеры участка, обсудить бюджет, от величины которого во многом зависят сроки реализации проекта. Воплощение концепции занимает минимум 3 месяца, но лучше заложить больше времени – чтобы растения полностью адаптировались. То, каким был задуман сад, он станет лишь спустя 3 года. Нужно помнить, что сад – это живой организм, это проект, адресованный потомкам, – их он будет радовать и через 50, и даже через 100 лет», – дополняет французский ландшафтник Оливье Даме. «При принятии дизайнерского решения всегда должны учитываться размеры территории, исходные природные системы, местный климат, гидрология, почвы, флора и фауна», – уточняет Людмила Бальмонт. Диана Сабирова вывела для себя такую формулу создания сада: (пожелания заказчика + потенциал исходной территории) х (мой опыт и знания + реальные возможности участка) = хороший сад.

Жанна Пойтина, начальник управления ОЛДиБ корпорации «Палисад», уверена, что на просторном участке фантазии архитектора есть где разгуляться, большая площадь позволяет предложить множество вариантов планирования, использовать разные стили и направления. «Начинать планирование нужно зимой или осенью, а приступать к реализации – ранней весной», – советует она. «К ноябрю участок может быть полностью закончен, – говорит Диана Сабирова. – И уже следующей весной можно любоваться крокусами, тюльпанами, нарциссами и подросшими растениями».

Ландшафтный проект загородного участка включает три основных этапа: — подготовку, проектирование, — воплощение (обустройство),

— обслуживание.

«В проектировании все этапы считаются главными, – поясняет Жанна, – так как от продуманности каждого будет зависеть конечный результат. Проектирование включает в себя эскизное (эскиз и 3D-визуализация) и рабочее проектирование. В рабочее проектирование входят: генеральный план, разбивочный чертеж, дорожно-тропиночная сеть, раскладка элементов мощения, дендроплан, естественные и мульчирующие покрытия, вертикальная планировка, водоотвод, освещение и полив».

ЗОНИРОВАНИЕ, ОБУСТРОЙСТВО, СОЗДАНИЕ ВОДОЕМА

«Для меня непосредственное начало работ на участке – самый любимый момент в работе, – признается Каспиан Робертсон. – Каждый раз воспринимаю как чудо, когда нарисованный на бумаге эскиз начинает обретать реальные черты». Необходимо помнить, что проект дома и проект сада создаются одновременно – только так может быть достигнуто стилевое единство. «Нужно правильно определить расположение дома и хозпостроек с точки зрения инсоляции участка, – рассказывает Людмила Бальмонт. – Ведь красивые и здоровые растения вырастают только на солнце или в полутени. Поэтому нельзя располагать гостиную на северной стороне, а хозпостройки – на залитой солнцем площадке. Имея ландшафтный проект до начала строительства, можно минимизировать перемещение грунта. Если проектом предусмотрена геопластика, создание разных уровней, подпорных стенок, то стоит складировать землю где-нибудь в уголке». Приступать к реализации ландшафтного проекта можно только после окончания строительства дома, прокладки коммуникаций, дренажа, создания рельефа. «Мощение дорожек выбираем в соответствии со стилистикой сада: в регулярной части используется геометрическая форма плитки, а в пейзажной – плитняк, похожий на естественные сколы горных пород, – продолжает Людмила. – Часто используются комбинации из клинкерного кирпича, речной гальки, брусчатки и плитняка при создании различных орнаментов. Цвет мощения не должен выбиваться из общей цветовой гаммы, еще лучше, если он будет совпадать с цветом крыши. Садовые дорожки не должны отвлекать внимание от основных садовых доминант. Оформление цокольной части строений может задавать тон в подборе материалов мощения. Дорожки и другие строящиеся объекты должны быть полностью готовы к моменту посадки растений, так как строительная пыль приводит к болезни и гибели деревьев, кустарников и цветов. В это же время устраиваются каменистые горки и рокарии». Диана Сабирова утверждает, что фаворитом среди отделочных материалов по-прежнему остается натуральный камень, но заслуживают внимания и интересные эксперименты со стеклом, металлом, керамикой и пластиком. Жанна Пойтина подчеркивает, что выбор отделочных материалов зависит от функциональной нагрузки и особенностей садового ландшафта, выигрышно смотрятся галька, камень и тротуарная плитка. Эффектным элементом ландшафтного проекта является водоем. Главное правило, считает Диана Сабирова, – определиться с его функциональным назначением: будет ли он выполнять только декоративную функцию, служить плавательным бассейном или же в нем будет разводиться рыба. «На больших территориях можно создать водоемы с каскадами, бегущими по каменным развалам в окружении плакучих ив, – утверждает Людмила Бальмонт. – Вода притягивает к себе, и важно организовать подходы к воде, сделать ее доступной. Звон и журчание такого каскада расслабляют, но мы можем услышать эту песню только в полной тишине. Поэтому зоны водоемов лучше устраивать вдалеке от шумных мести отгораживать плотными посадками».

СТИЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ И ТРЕНДЫ

В наши дни нет единого популярного стиля в ландшафтном дизайне – человек по своему желанию волен выбрать тот или иной вариант, использовать в своем саду исторические стили как темы или мотивы. «Большинство заказчиков предпочитают свободную, или пейзажную планировку. Те, кто готов к нестандартным решениям, в меньшинстве», – считает Диана Сабирова. «Устойчивые образы регулярной классики ассоциируются с респектабельностью, надежностью, спокойствием, – поясняет Людмила Бальмонт. – Территория вокруг классического усадебного дома должна включать элементы регулярной планировки. Если владелец хочет иметь английский, японский, средиземноморский сад на одном участке, то тогда следует обратиться к приему создания системы малых садов, разделенных каменными или живыми изгородями. Планировочные элементы пейзажного парка привносят романтическую нотку. Площадки, цветники и дорожки имеют свободную форму, далекую от геометрии. В качестве цветников используются миксбордеры, в состав которых могут входить как цветы, так и кустарники. В настоящее время популярны цветники из злаков. Цветы выбирают таким образом, чтобы читалось цветовое пятно, а не отдельные растения. Наиболее пышные цветы высаживаются около дома. На мой взгляд, в лесной зоне наиболее уместен деревянный дом, лаконичной же архитектуре достаточно обширного газона и нескольких деревьев». «Сейчас прослеживается тенденция к возврату к природе, в моде естественность, – говорит Каспиан Робертсон. – В Англии пользуются спросом сады в неоитальянском стиле, а также проекты, в которых используются традиционные исламские орнаменты». «Законодателем мод в ландшафтном дизайне по-прежнему остается Англия, – считает Оливье Даме, – за ней идут Франция, Германия, Голландия, Швейцария и США. Россия и Китай – страны с очень большим потенциалом».

ОЗЕЛЕНЕНИЕ

Не секрет, что климат средней полосы России суровее, чем в Европе, и накладывает ограничения на выбор растений для посадки. Однако в подмосковных питомниках найдутся представители местной флоры, с помощью которых можно создать эффектный ландшафтный проект. «При выборе растений необходимо соблюдать ряд простых правил, – советует Игорь Заричный, директор по производству питомника «Вергер». – Во-первых, питомник должен располагаться поблизости от участка. Если это невозможно, то посадку нужно осуществлять только в весенний период. Во-вторых, следует избегать посадки больных и пораженных вредителями экземпляров. И в-третьих, в нашем климате нужно высаживать растения, способные переносить холода». Игорь считает, что составление плана посадок и подбор насаждений лучше доверить профессионалу – то, на что неспециалист потратит недели, ландшафтный дизайнер сделает за несколько часов. Задавшись целью вырастить сад своей мечты, необходимо читать профильную литературу, уверен Игорь. В числе обязательных к ознакомлению он называет книгу Джона Брукса «Дизайн сада. Мастер-класс». «На подмосковных участках я рекомендую сажать деревья, характерные для этой местности: липу, клен, березу, дуб, яблоню, сосну, ель», – говорит Заричный. Жанна Пойтина среди наиболее популярных хвойных называет еще кедр и тую, лиственных – каштан, кустарников – жасмин, вейгелу, японскую айву, гортензию и спирею, а к самым подходящими к нашим условиям цветам относит лилейник, ирис, розу, клематис, пион, лилию и хосты. Игорь утверждает, что небольшие саженцы приживаются быстрее и способны обогнать в росте более крупные экземпляры. Оптимальный размер лиственных деревьев – 8/10 или 10/12 см в обхвате. Что касается очередности посадок, в первую очередь высаживаются крупномеры, затем – деревья меньшего размера и кустарники и напоследок – одно- и многолетние цветы и травы. Сложно представить себе ландшафтный проект без газона. Наиболее популярные виды – партерный, или английский (самый сложный в уходе, но самый эффектный) и мавританский (смесь семян газонных трав и полевых цветов). Если на участке спроектирован водоем, около него следует высадить гидрофильные и околоводные растения.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

В ландшафтном дизайне одну из важнейших ролей играют малые архитектурные формы (МАФ) – сооружения и декоративные элементы, которые дополняют общую картину архитектурной застройки и вписаны в сам проект. К МАФ относят скульптуры, фонтаны, ландшафтные светильники, беседки, ротонды, перголы, вазоны, парковые скамьи и другую садовую мебель. «Задач у МАФ две – эстетическая и функциональная, – рассказывает Андрей Полетаев, генеральный директор компании «Архитектура благополучия», – однако надо понимать, что чаще всего эти функции совмещены. Трудно себе представить функциональную, но некрасивую скамейку, беседку, перголу…». Выбор МАФ лучше доверить профессиональному дизайнеру. «Главное правило, – считает Андрей, – создать гармоничное дополнение природным и архитектурным особенностям обустраиваемой территории». МАФ сегодня изготавливают из натурального камня, бетона, полимеров, металла, стекла, шамота. «Наша компания отдает предпочтение стеклофибробетону», – говорит Андрей. Среди трендов он отмечает тяготение к классическому направлению. «Чаще всего используются фонтаны, беседки, перголы, античные статуи, – рассказывает он. – Люди активно путешествуют по миру и, возвращаясь, пытаются сделать реплики понравившегося у себя. Наиболее часто цитируются Англия, Япония, Франция, Голландия, Бельгия. Кстати, не редки русские сказочные мотивы при создании стиля МАФ». Что касается материалов для изготовления павильонов и беседок, то наиболее популярными остаются натуральное дерево, ковка и литье. Стилевые решения привязаны к общим архитектурным решениям. Водоем, в зависимости от величины зеркала воды, помнению Андрея, можно декорировать фонтанами, имитациями скал, натуральным камнем. Эффектно смотрятся разноуровневые подпорные стенки с цветниками, а при большом объеме воды – мостики, островки, искусственные ручьи. «Дети будут счастливы, если вы устроите им место для игр – таинственный остров с избушкой, бунгало, искусственную пещеру или грот», – говорит Андрей.

OUTDOOR-МЕБЕЛЬ

Выбор садовой мебели – финальный штрих воплощения ландшафтного проекта. Чем стоит руководствоваться? Мебель, предназначенная для зоны outdoor, должна быть функциональной – выдерживать самые разные погодные условия, красивой, экологичной и соответствовать концепции оформления проекта. «Требования людей к садовой мебели в настоящее время очень высоки, – говорит Марчин Голембиовски, директор и совладелец фабрики по производству садовой мебели Rondo Polska. – Они хотят чувствовать себя на террасе и в саду так же комфортно, как в доме, окружать себя не менее красивыми предметами».

Садовую мебель можно разделить на следующие категории: — обеденные группы для загородных домов, дач, террас; — мягкая мебель (диванная группа и лаунж-зона), предназначенная для создания атмосферы релакса; — группа аксессуаров, таких как шезлонги, оттоманки, кашпо, садовые ящики, мини-бары;

— мебель для ресторанов, баров и кафе, имеющая очень высокие эксплуатационные свойства.

Для изготовления садовой мебели в основном используются пластик, дерево, ротанг, металл. «Наша мебель сделана из массива робинии (Black Locust robinia), – поясняет Марчин Готебиовский, – которая считается одной из самых твердых пород в мире, ее древесина устойчива к изменению погодных условий. Кроме того, в производстве мы применяем алюминий – экологически чистый, негорючий и не вызывающий аллергии металл, который благодаря своим свойствам устойчив к коррозии». Что касается дизайна, то предпочтения индивидуальны и зависят от вкуса владельцев. «Любителям классического стиля из коллекций нашей садовой мебели я бы посоветовал обеденную группу Caro и Manhattan или диванную группу Milano, – говорит Марчин. – А ценителям современного дизайна придутся по душе коллекции Verno, Galaxy, Toscania и Havana». Климатические условия, в которых будет эксплуатироваться мебель, обязательно нужно учитывать. «За предметами из массива робинии нужно бережно ухаживать, – советует Марчин. – Два раза в год их необходимо обрабатывать специальной масляной пропиткой, и они сохранят первоначальный вид и красивую структуру массива на долгие годы». В холодное время года садовая мебель должна храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях на ровной поверхности в соответствии с ее расположением при эксплуатации. Например, столешницу обеденного стола ни в коем случае нельзя снимать и ставить на бок – она деформируется.

ОСВЕЩЕНИЕ

В создании комфортной среды на участке важную роль играет правильно спроектированная подсветка. «Светодизайнеры – те же художники, только вместо кисти у них – источник света, а вместо холста – темнота», – говорит Акари-Лиза Иши, глава студии I.C.O.N. Lighting. Первоочередная задача, которую нужно решить, – продумать интенсивность освещения ландшафта. «Ошибочно полагать, что находящийся в темной местности участок (окруженный лесом, к примеру) нуждается в ярком освещении, – считает светодизайнер. – Оно будет создавать дисбаланс». Высокотехнологичные современные системы дают возможность придумывать самые разнообразные сценарии. «В одной из загородных резиденций в Японии я установила таймер, который приглушал на 50% интенсивность наружной подсветки ровно в 22.00, – рассказывает Акари-Лиза. – Хозяин, возвращаясь домой после напряженного рабочего дня, оказывался в атмосфере релакса». Фасад дома лучше всего подчеркнуть направленным источником света, в зонах отдыха – установить фонари, а в саду устроить эффектный контраст света и тени. В ландшафтном освещении рекомендуется использовать источники с теплым спектром или спектром солнечного света (нейтральным). Очень популярны энергосберегающие светодиоды, а также галогенные и металлогенные источники. Загородный дом дает простор фантазии – для особых случаев, например, на Новый год, день рождения, свадьбу, можно создать свой неповторимый световой дизайн.

 
Сад, созданный с любовью, будет радовать владельцев долгие годы и станет гордостью семьи.

ld-studio.me


Смотрите также