История ландшафтной архитектуры


История ландшафтной архитектуры

ЛЕКЦИЯ - Тема: История ландшафтной архитектуры

План лекции:

1.  ВВЕДЕНИЕ.

2.  История развития ландшафтной архитектуры.

3.  Влияние исторических и экономических причин на изменение критериев эстетической ценности объектов озеленения.

4.  Современный этап развития эстетических взглядов в отрасли ландшафтного дизайна.

5.  Современное состояние ландшафтной архитектуры в Украине.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «ландшафтная архитектура» появился немногим более ста лет тому назад в США, в связи с бурным развитием промышленности, ростом городов и созданием в них крупных озелененных территорий в виде скверов, бульваров, парков для отдыха населения. Например, в центре Нью-Йорка в 60-х годах XIX века возникает крупный по площади Центральный парк, созданный по принципам и методам ландшафтной композиции. В это же время стали создаваться национальные парки, задачей которых являлась защита природного ландшафта от негативного воздействия промышленности. В конце XIX – начале XX веков:

● идет процесс реконструкции старых городов и строительство новых;

● разрабатываются схемы региональной планировки с целью сохранения ценных природных ресурсов (20-е годы XX века, Англия);

● генеральные планы городов, включающие организацию систем озелененных территорий как открытых пространств в виде парков, бульваров, скверов, садов, лесопарков.

Важнейшей составляющей этих мероприятий остается садово-парковое искусство в виде выдающихся садов и парков различных эпох и исторических «зеленых» ансамблей, которые органично включаются в планировку городов.

Но практический опыт создания ландшафтных объектов имеет глубокие исторические корни.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Объекты ландшафтного дизайна на протяжении истории своего развития выражали изменяющиеся в каждую эпоху определенные эстетические взгляды. Стили садов и парков формировались сотни лет, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе) являлись отражением эпохи и несли в себе тот отпечаток стиля, который был характерен для конкретного исторического периода на конкретной территории. Садовые архитекторы придерживались законов естествознания и опирались на законы философии. Но так же, как отличается философия Запада от философии Востока, так отличается и их садово-парковое искусство, и подходы к ландшафтному дизайну. Новые формы садово-паркового искусства возникали тогда, когда появлялись соответствующие общественно-экономические и культурно-исторические условия.

В каждую эпоху у каждого народа был свой сад, которому была отведена определенная роль. Первые упоминания о ландшафтах, которые сохранились, относятся к VI-II вв. до нашей эры. Еще тогда на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилона садово-парковая архитектура сформировалась как отдельный род занятий. Несколько позже в Персии появились так называемые парадизы для царской охоты.

В Древней Греции обрели популярность сады при гимназиях.

Эпоха средних веков была достаточно сурова, жизнь людей стала замкнутой: сады «спрятались» за стенами монастырей и в основном стали выполнять утилитарную функцию. В это время стали распространяться «кухонные» и аптекарские огороды при больницах (сады аптекарских трав).

В эпоху Возрождения сады служили для собрания ученых, поэтов, художников, музыкантов, приема знати, также для танцев и игр.

Период Романтизма – это период романтики, сады были предназначены для романтических прогулок и свиданий.

▲ Рабовладельческая эпоха. Садово-парковое искусство возникало:

- при культовых сооружениях;

- дворцах правителей;

- усадьбах знати.

Ощущалась большая зависимость планировки сада, подбора растений и других деталей композиции от природно-климатических условий. Так, планировка персидского или египетского сада была простой, рациональной и связана с системой орошения – водоемами и каналами.

Но уже в те времена были попытки преобразовать, улучшить среду. Висячие сады Семирамиды пример стремления украсить, изменить пустынный ландшафт. Использовались средства геопластики в сочетании с растительностью, система орошения.

▲ Античный период.

Сад - место почитания и присутствия богов, насыщен их статуями, священными постройками, алтарями. Углублялись философское и эстетическое осмысление взаимоотношений с природой, человек осознавал себя как часть целого – природы.

В древней Греции классического периода

- храмы окружались симметрично посаженными деревьями (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.);

- центры городской жизни (например, афинские агоры);

- регулярные сады с коллонадами и скульптурой для спортивных состязаний.

Сады и парки были общественным достоянием – местом спортивных состязаний, занятий, бесед, общения граждан, а не украшением царских дворцов.

▲ Эллинская эпоха (III-I вв. до н. э.).

С появлением монархии и отстранением граждан от государственной деятельности усиливается роль сада как непременной принадлежности дворца.

Особое значение сад приобрел с возникновением новой философии (Эпикур), призывающей к отказу от государственной деятельности, к наслаждению простыми радостями бытия в цветущих садах.

▲ Древнеримские сады, окруженные колоннадами, прямоугольной формы. Большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, подстриженные деревья и кустарники. Использовались малые формы – легкие трельяжные изгороди, беседки, перголы, украшенные вьющимися растениями.

Типичными были садики перистилей – прямоугольных дворов. Садовые башни служили местом созерцания сверху, поэтому растения для композиций подбирались очень тщательно. Сад не мог существовать без орошения, вода имела не только утилитарное значение, но и эстетическое.

▲ Средние века.

Сад формировался как продолжение жилища, его окружали стенами. Сад служил местом отдыха, развлечений, способствовал удовлетворению утилитарных потребностей. В аптекарских огородах выращивались плодовые, виноград, лекарственные растения и цветы.

4.  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В УКРАИНЕ

В XIX в. на территории Украины были созданы уникальные парки пейзажного стиля:

- Софиевка (1796-1800 гг.) в Умани (бельгийский инженер Л. Метцель, садовники Заремба и Ферре) – пейзажно-романтический парк площадью 127 га, композиционная ось – русло реки Каменка, на котором создано 4 водоема в разных уровнях, каскады, водопады и фонтаны. Берега декорированы глыбами гранита. В парке имеются павильоны и скульптура, расставленная на фоне густых зеленых насаждений.

Стилевая направленность парка отражает характер пейзажных парков эпохи раннего романтизма. По художественной законченности и стилевой увязке в едином ансамбле рельефа, водных устройств, произведений архитектуры, скульптуры и растительности является выдающимся произведением садово-паркового искусства, оказавшим влияние на его последующее развитие в эпоху романтизма.

- парк Александрия (1797) в г. Белая Церковь -

- Тростянецкий ботанический парк в Черниговской обл. – 1834-1890 - е годы, площадь 201 га, а вместе с окружающими его защитными рощами – 330 га. Создан на плоской степной местности И. М. Скоропадским – коллекционером и любителем растений. Садовники из местных крестьян – И. Яник, И. Круподеря, С. Ткачун и др. Ландшафт творчески преобразован – искусственно созданы холмы, ущелья, долины, озера и пруды. Основа пространственной композиции – пруды: Главный, Лебединый и Куциха (общей площадью 10,5 га), специально вырытые на обширной равнине. Земля из котлована была использована для устройства вала высотой 35 м, чтобы создать искусственный рельеф. Серия полян, каждая имеет индивидуальное решение – размер, конфигурацию, опушку, композицию групп, ассортимент.

Ассортимент древесных пород – сосна, береза (защитные посадки), различные виды дуба, липы, ореха, туи, можжевельника, каштан конский и другие. Всего около 500 видов и форм. Многим деревьям по 100-150 лет.

С 1951 г. парк передан в ведение АН УССР. В настоящее время парк Тростянец служит научной лабораторией, энциклопедией приемов садово-паркового искусства.

Тростянецкий парк положил начало развитию на Украине парков нового типа, связанных с интродукцией и коллекционированием растений и формированием естественных пейзажей средствами садово-паркового искусства.

- Алупкинский парк (1823-1840 гг.) в Крыму – 40 га, арх. Э. Блор и В. Гунт, садовник Кебах. Частный парк, принадлежавший графу Воронцову.

Образец дворцово-парковой архитектуры эпохи романтизма. Отличительная черта сооружения – использование, наряду с английской готикой, форм и приемов мавританской архитектуры. Композиционный центр – дворец, вытянутый в лане, и его башенки как бы повторяют рисунок горы, вершина которой похожа на фантастический замок.. Парк включает естественные образования (Большой и Малый хаос, и прибрежные скалы горы Ай-Петри), а также поляны (Платановая, Солнечная, Контрастная, Каштановая). Ассортимент – экзоты преимущественно Средиземноморской флоры, а также Восточной Азии и Северной Америки. Наиболее типичны – сосны, кипарисы, кедры, магнолии, дуб, платан.

Здесь достигнуто полное слияние архитектуры с природой. Работы по реставрации комплекса закончены в 1972 году. Во дворце размещается музей. Родичкин, стр. 46.

- Парк виллы Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое в Крыму – редкий пример парка стиля модерн начала ХХ в.

po-teme.com.ua

История развития садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)

Кафедра ГГХ

Силютина Д.А.

Содержание

Введение

Основные стилевые направления в ландшафтном дизайне

1.1.

Регулярное стилевое направление

1.2.

Пейзажное стилевое направление

Развитие садово-паркового-искусства и ландшафтной архитектуры

2.1.

Особенности формирования природных комплексов городов Европы и России

2.2.

Особенности формирования природных комплексов городов Китая и Японии

3.

Современные объекты ландшафтной архитектуры

Заключение

Список литературы

Введение

Процесс урбанизации (от лат. urbanus – город), то есть территориальный рост городов, а так же распространение городского образа жизни, начался несколько веков назад. Развитие науки, техники и масштабов хозяйственной деятельности человека привели к глобальным последствиям экологического характера (см. приложение, табл. 1). По мере роста городов выявлялись и обострялись такие проблемы, как загрязнение воздуха, почвы и водоемов, удаление и утилизация хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, изменение теплового и шумового режима территорий, уменьшение видового разнообразия флоры и фауны.

Появление первых крупных городов привело к преобразованию и загрязнению окружающей природной среды, как на городских, так и на прилегающих к ним территориях. Распахивались земли, уничтожался растительный покров, прокладывались дороги и каналы, сооружались водохранилища, строились здания и сооружения. Вокруг городов уже в период античности были полностью вырублены леса, нарушен естественный характер ландшафта и вытоптана растительность. Частично это было связано с необходимостью возведения фортификационных сооружений, частично – с использованием древесины в качестве строительного материала.

Подобное вмешательство в естественную природную среду приводило к ухудшению качества микроклиматических показателей городской среды (температурно-влажностного и аэрационного режима) и повышению уровня загрязнения всех агрегатосфер (воздух, вода, почва). Для восстановления комфортных для проживания параметров городской среды, а так же с целью повышения ее эстетических качеств, на территории городов и их пригородов были основаны парки, скверы, сады и другие элементы, совокупность которых сформировала природные комплексы городских ландшафтов.

Садово-парковое искусство, а на более поздних этапах и ландшафтная архитектура, в различных странах проходили путь развития и становления под влиянием социально-культурных, природно-климатических и экономических факторов, обуславливающих их различия. Реализацию западного и восточного подхода к формированию природных комплексов городских ландшафтов в целом и их отдельных элементов в частности, можно проследить на примере садово-парковых комплексов некоторых городов Западной Европы, России, Китая и Японии.

  1. Основные стилевые направления в ландшафтном дизайне

На разных этапах развития науки о формировании искусственных ландшафтов и систем зеленых насаждений, она носила различные названия: на начальных этапах – садово-парковое искусство1, на более поздних – ландшафтная архитектура2 или ландшафтный дизайн. Однако на всех этапах основной особенностью являлось то, что средствами создания композиции были природные элементы – растительность, рельеф и вода, а так же искусственные – малые архитектурные формы, декоративная скульптура, визуальные коммуникации, водные устройства, декоративные покрытия и пр. [6, с. 9].

Соединение природных и искусственных компонентов среды в целостную композицию, обладающую определенным художественным образом, – основная цель создания объектов «зеленого строительства», которые на протяжении всей истории своего развития являлись синтезом природы и различных искусств, были связаны с историческими стилями, философией, литературой, живописью, архитектурой, музыкой, с особенностями быта и выражали изменяющиеся от эпохи к эпохе эстетические идеалы.

Однако можно выделить два основных подхода к формированию элементов природных комплексов городов, определяющих принципиальные различия во взглядах Западной и Восточной культур на преобразование природного окружения.

studfiles.net

История ландшафтной архитектуры

О древности ландшафтного дизайна, как искусства мы можем судить по немногочисленным раскопкам археологов и исследованиям историков. Из анализа их работы можно сделать вывод, что ландшафтная архитектура, в виде декоративного садоводства, появилась на ранних этапах развития человечества и связанна с развитием материальной и духовной жизни общества. В Шумере, Ассирии и Вавилоне ещё за 20 веков до н. э. существовали города с правильным геометрическим планом улиц и системой каналов.

Древнейшие из известных садов находились в Египте. Они принадлежали знатным вельможам либо фараонам, либо жрецам. Это были регулярные сады с бассейнами, декоративными насаждениями и зонами для отдыха. Уже тогда начали применяться эффектные элементы ландшафтного планирования, например «Аллеи сфинксов», аллеи из пальм. Нельзя не упомянуть известные всему миру Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, которые считаются одним из семи чудес света. Строительство их велось приблизительно в VII в. до н. э. На месте раскопок были обнаружены массивные кирпичные столбы, на которых, по всей видимости, находились сами сады.

 
Висячие Сады Семирамиды, как элемент ландшафтной архитектуры

Относительно больше информации имеется об античном мире градостроительства, ландшафтной архитектуры и садоводства (VIв до н.э. – IVв н. э.). Гармоничное сочетание сооружаемых городов с природным ландшафтом нельзя не отметить, так как создается впечатление, что они взаимно дополняют друг друга. Акрополи, театры, форумы, террасы агор как бы вырастают из ландшафта. Умело используются открытые пространства для создания площадей, рассчитанных на большое количество людей. Например, Афинский акрополь выглядит как скульптурное завершение скалы, на которой он расположен.

Известно, что греческие сады устраивали часто в учебных заведениях — для размышления и созерцания природы. Существуют упоминания о садах Александрии, Олимпии, Афин и других городах. Особенностью их ландшафтного виденья можно считать стремление повторить природные контуры композиций, постараться не вмешиваться в природную красоту и ничего не нарушать. Греки также умело использовали вертикальное планирование своих площадей – агор. Они рассекали пространство с помощью низких подпорных стенок, протяженных лестниц, и изящных границ зданий. Иногда вдоль улиц ставили статуи выдающихся людей (примером может служить улица Куретес в Эфесе), а к числу известных памятников можно отнести статую Афины Промахос на Афинском Акрополе и знаменитый Колосс Родосский. Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразие  ландшафтного дизайна и декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов. Свидетельством высокого развития ландшафтного дизайна и архитектуры может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы (банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды. Таким образом, можно сказать, что античная и эллинистическая эпоха оказало огромное влияние не только на страны Европы, но и на многие другие регионы мира.

green-life.ru

История ландшафтной архитектуры Европы

20 декабря 2017, 19:00

Б.М. Соколов

На заключительной лекции курса вы узнаете о том, что такое романтический пейзажный парк. Лектор расскажет о ретроспективных резиденциях и парках Николая I, Фридриха Вильгельма IV, Людвига II, романтических ландшафтных ансамблях Валгалла, Нойшванштайн и Линдерхоф, понятии «Викторианский» сад, его элементах и особенностях, садовом возрождении в Англии в конце XIX века, «диком саде» Уильяма Робинсона, «формальном саде» Реджинальда Блумфилда, итальянских архитектурно-цветочных ансамблях Гарольда Пито, Эдвина Латченса и Гертруды Джекил, садах и искусстве символизма, разделении общественного и частного ландшафтного творчества, постмодернизме и хай-теке в ландшафтном творчестве, от садового искусства к рекреационной и информационной ландшафтной среде и будущем ландшафтного творчества.

Курс лекций посвящен истории садового искусства и ландшафтной культуры Европы от античности до XXI века и построен на богатейших материалах научных исследований, путешествий, многочисленных фото- и видеосъемках автора.

Лектор - Борис Михайлович Соколов – искусствовед, профессор РГГУ, специалист по истории садово-парковой архитектуры, координатор проекта «Сады и время» - www.gardenhistory.ru

muar.ru


Смотрите также