Ландшафтная архитектура парка победы


Мемориальные парки и комплексы | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Значение мемориальных монументов и парков вокруг них в генеральном плане развития города очень высоко. Они играют важную роль в формировании силуэта города. В зависимости от монумента подбирается и соответствующая территория. Например, монумент торжественного содержания следует размещать на возвышенном месте, хорошо просматриваемом с самых разных точек города. Крупные же мемориальные комплексы траурного содержания не должны доминировать.

Как показывает практика, многие мемориальные парки своим появлением обязаны тем событиям, которые происходили на этой территории в то или иное историческое время. Если парку отведена исторически обусловленная территория, прежде всего необходимо провести тщательный анализ, чтобы выявить историческую и эстетическую ценность сохранившихся мемориальных сооружений и других элементов. Это позволит определить, насколько возможно их использовать в архитектурно-планировочной композиции парка. Если объекты не подходят по тематике и не представляют исторической ценности, то лучше от них освободиться. Необходимо изучить природные особенности, дать пейзажную эстетическую характеристику ландшафта, определить те объекты живой природы, которые имеют самостоятельную историческую ценность. При этом следует учитывать степень живописности местности, привлекательности ее, характер пространственных связей. Архитектурно-планировочная композиция будет зависеть от характера тех мемориальных сооружений, которые сохранились или которые предполагается разместить на территории. Это могут быть мемориальные объекты траурного содержания (надгробные стелы и обелиски, монументы, выражающие печаль, скорбь, мемориальные руины и т. п.) и объекты торжественного содержания, символизирующие победу, покорение космоса, трудовые подвиги и т. д. (музей, укрепления, сохранившееся оружие, макеты космических кораблей и многое другое).

По идейно-тематическому плану мемориальные парки подразделяют на:

I. Парки, создаваемые в честь выдающихся деятелей народа, полководцев, ученых, писателей, художников, композиторов и т. д.

II. Парки, посвященные знаменательным историческим событиям (победы, освобождения, воссоединения, покорения космоса, юбилейные, дружбы и мира и  т. п.). Если  основной мотив создания парка — дань уважения героям борьбы, то тогда на его территории можно встретить траурные монументы, надгробные стелы, вечный огонь на братских могилах, аллеи славы, памяти, в которых отдельные деревья — это своеобразные памятники тем, кто не вернулся.

III. Парки смешанного типа. Здесь мемориалы и сооружения на самые разные темы, и по времени они могут относиться к разным историческим событиям (историко-революционные, военно-патриотические, боевой и трудовой славы, мемориально-этнографические, парки с музеями и экспозициями на открытом воздухе).

Планировка мемориальных парков и комплексов должна отражать характер их содержания. Плоский, спокойный рельеф требует регулярных приемов планировки, гористый, пересеченный — организации близких и дальних перспектив, свободной трассировки аллей и дорог. Если местность имеет склоны, пригорки, то мемориальные объекты целесообразно размещать так, чтобы они были на пути движения посетителей по поднимающейся стороне. Путь к мемориалу следует обозначить зелеными насаждениями.

В мемориальных массивах число функциональных зон лучше ограничить. Увлечение устройством зон отдыха ведет к снижению той роли, которую мемориалы должны играть. Что же касается мемориальных парков с объектами траурного содержания, то размещение на их территории зрелищных сооружений и устройств исключается. Самим же мемориалам следует отводить спокойный, ровный рельеф, чтобы возможно было расположить здесь площадку для проведения массовых митингов, торжественных церемоний.

Зеленые насаждения вместе с элементами инженерного благоустройства формируют неповторимый образ мемориала, обеспечивают его гармоническое включение в ландшафт окружающей территории. В мемориальных парках растения несут «смысловую» нагрузку. Дуб олицетворяет собой силу, мощь народа. Березы давно стали символом России. Молодые яблони говорят о юности. Кипарисы, ели, самшит, тисе — спутники печали, скорби, траура. Даже сами деревья    могут играть роль мемориальных объектов. Чтобы подчеркнуть торжественность мемориала, применяют зеленые насаждения колоновидных  форм. Если же необходимо упор сделать на траурные интонации, то здесь уместнее посадить пурпуролистные насаждения, скорби — плакучие. Пестролистные насаждения создают праздничное настроение.

Большое значение уделяется и цветочному оформлению мемориальных парков. Если речь идет о траурных объектах, то используют цветы преимущественно белой окраски (розы, гвоздики, хризантемы, тюльпаны). Для памятников революции уместнее красные цветы (гвоздики, канны, розы, бегонии).

Значение имеют и фактура, цвет материала, используемого в оформлении парков. Чаще встречается камень — он долговечен, легок в обработке, хорошо сочетается с зеленью, цветами, водой, землей. Бронза, чугун олицетворяют собой силу, мощь, вечность.

План Марсова поля в Ленинграде
Мемориальный Трептов-парк в Берлине: 1 — входные площадки; 2 — монумент матери-Родины; 3 — скульптура Воина-освободителя

Говоря о тех формах, которые эмоционально воздействуют на человека, необходимо вспомнить о воде. Водоемы могут тоже нести смысловую нагрузку или быть самостоятельными памятниками. Система водных устройств может быть использована как композиционная основа всего мемориального парка. Вода способна увеличить перспективу в сторону мемориального объекта, привлечь внимание к наиболее красивым уголкам парка, показать их как в зеркале. Вода способна воздействовать на настроение. В траурной зоне используют фонтаны типа стеклянных струй или с переливающейся из чаши в чашу водой.

Особая торжественность, монументальность сооружения подчеркиваются подсветом комплекса или наиболее важных в композиционном плане деталей.

7 ноября 1918 г. в Ленинграде в годовщину Великой Октябрьской революции был открыт один из впечатляющих монументов — Памятник жертвам революции. Марсово поле — небольшая озелененная территория, окруженная городской застройкой, но многие, кто приезжает в город, непременно приходят сюда, чтобы отдать дань уважения погибшим революционерам. По своему воздействию, лаконизму это один из лучших мемориальных комплексов.

В числе мемориальных парков особого внимания заслуживает большой мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина, созданный в районе села Шушенское. Памятные места, где жил и работал В. И. Ленин, являются реликвией. Центральный комплекс площадью 30 га включает старую восстановленную деревню Шушенское. Вокруг деревни создан новый парк, в котором расположена площадь Торжеств. Лесной массив «Шушенский бор» подразделяется на три зоны: заповедную — площадью 1847 га, лесопарковую — площадью 1609 га и лесную — площадью 810 га. Заповедная зона включает памятные места, где бывал В. И. Ленин. Здесь предусматривается строго организованное по маршрутам движение посетителей. С памятного места Журавлиной горки открываются замечательные виды на беспредельные просторы, снежные вершины Саянского хребта и водную гладь Енисея. Этими видами любовались В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Для последовательного осмотра памятных мест создана благоустроенная дорожно-тропиночная сеть свободного очертания протяженностью свыше 100 км.

Создание высокохудожественного мемориала, неповторимого по силе выразительности, возможно только в том случае, если все компоненты будут взаимоувязаны, если все и каждый при этом будет четко выполнять свою роль, архитектурно-планировочное решение будет сочетаться с правильным подбором ассортимента деревьев, кустарников, цветов, их композиционное решение будет учитывать объемы сооружений, водных поверхностей, всего ландшафта местности, современных инженерных объектов.

В.А. Горохов

landscape.totalarch.com

ПАРКИ

ПАРКИ-ВЫСТАВКИ.Парки-выставки. Эти специализированные объекты ландшафтной архитектуры играют значительную роль в современном городе и по содержанию подразделяются на универсальные, специализированные, тематические. Такие парки могут быть размещены на обособленной территории как выставочный сектор, на территории многофункциональных парков, прогулочных и спортивных парков. Парки-выставки классифицируют на всемирные, международные, национальные, республиканские, региональные, областные, городские, районные Размещение в плане города и архитектурно-планировочные решения выставочных комплексов зависят от тех функций, которые они должны нести. Экспозиция выставок может быть самой разнообразной: изделия промышленности, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура, цветы, камни и многое другое. Большое влияние на архитектурно-планировочные решения, состав сооружений оказывает периодичность проведения выставок, которые могут быть регулярными, нерегулярными и постоянно действующими. Размеры территории во многом определяются содержанием экспозиции и объемом информации. Как правило, под выставочные павильоны и сооружения обслуживания посетителей отводится около 30 % общей площади территории; остальная часть занята зелеными насаждениями с аллеями, дорогами, площадками для отдыха, аттракционами. Крупные выставочные комплексы представляют собой своеобразные парки, которые обычно несут несколько функций. Среди различных видов выставок самые интересные — всемирные выставки, которые способны максимально удовлетворить потребности человека в современной информации.

Первая Всемирная выставка состоялась в Лондоне в 1851 г. и стала знаменательным событием в развитии общества. Строительство Хрустального дворца Джозефа Пэкстона, в котором вокруг размещенной в центре небольшой зоны отдыха с фонтаном и зелеными насаждениями выставлялась вся экспозиция, ознаменовало начало рождения современной архитектуры.Хрустальный Дворец

Сегодня Хрустальный Дворец не существует. Возведённый для проведения промышленной выставки, он был перевезён из центра Лондона в предместье Сиднем-Хилл по её окончанию. Здесь он простоял более 80 лет и был уничтожен в результате пожара. Хрустальный дворец оказался заметным культурным явлением в Великобритании. Говорят, что Уинстон Черчилль сказал в 1936 году, когда Дворец погиб в огне: «Это конец эпохи».

История

Хрустальный дворец – стеклянный павильон на металлическом каркасе. Именно благодаря такой конструкции он и получил своё название. Дворец был возведён в 1851 году в Гайд-парке для проведения «Великой выставки произведений промышленности всех наций» Эта выставка считается первой международной промышленной выставкой. Когда комиссия, ответственная за проектирование выставочного павильона не смогла выбрать подходящий проект, Джозеф Пакстон, садовник, представил свой. До этого у него уже был опыт конструирования оранжерей, поэтому в его предложении были использованы те же принципы: металлический каркас и стеклянные стены. После окончания выставки павильон был разобран. Однако Хрустальный Дворец стал настолько популярен, что было решено переместить его на новое место. Созданная компания «Кристал Пэлас» приобрела для этого участок земли в Сиднем-Хилл на юго-востоке от Лондона. Сейчас это район Бромли. На новом месте Хрустальный Дворец был не просто восстановлен, но дополнен двумя этажами, и стал пятиэтажным. Дополнительные секции были пристроены по бокам, чтобы уравновесить увеличившуюся высоту здания. Во Дворце были устроены секции, посвящённые разным периодам истории искусства – египетскому, римскому, Средневековому, китайскому и другим. Вокруг дворца был разбит парк с фонтанами. Открытие обновлённого Хрустального Дворца состоялось в 1854 году. Он стал одним из первых тематических парков. Кроме того, в нём проходили всевозможные выставки: цветочные, выставки кошек, фотографические, художественные. Хрустальный Дворец не работал по воскресеньям – в единственный выходной день большинства простых лондонцев, поэтому они могли его посещать лишь изредка. Тем не менее, поток посетителей был настолько велик, что поблизости была построена железнодорожная станция. Но к началу XX века популярность Дворца стала заметно уменьшаться. Новые развлечения в новых местах привлекали посетителей. В сентябре 1911 года было объявлено о банкротстве компании «Кристал Пэлас». В 1913 году Дворец был выкуплен в национальную собственность на средства, собранные по подписке.

Конец ветшающему Дворцу положил пожар в 1936 году. Из-за обилия горючих материалов в здании, пожарные не смогли справиться с огнём. Хрустальный Дворец был полностью уничтожен. Всемирные выставки состоялись в Париже на Марсовом поле, в Вене в парке Пратер, в Чикаго в Джексон-парке, в Брюсселе, Нью-Йорке и других городах. Первая послевоенная Всемирная выставка проходила в 1958 г. в Брюсселе. Под нее была отведена территория парка Хейсель, увеличенная до 200 га за счет части парка Лакон. Вся территория делится посередине заглубленным вытянутым прудом на два участка — возвышенный ровный у главного входа и холмистый с богатыми зелеными насаждениями у парка Лакон, что и стало основой функционального зонирования выставки. Сектор иностранных павильонов стал наиболее интересной зоной. Благодаря умело вписанной в природу архитектуре павильонов и их свободной расстановке на холмистом рельефе были созданы разнообразные живописные виды. Мастерство в достижении взаимосвязи природы и архитектуры проявили архитекторы Швейцарии и Югославии. Их павильонам были свойственны гармоничное единство окружающего ландшафта и объемно-пространственных композиций, связь этажей с различными уровнями рельефа, живописными видовыми перспективами. В композиции интерьера включались самые различные растения, вплоть до сохранения существующих взрослых деревьев, которые оберегали при строительстве павильонов, пропускали их сквозь трассы, пешеходные мостики. Большая роль в вечернее время отводилась свету, который объединял все павильоны и сооружения в общую объемно-пространственную композицию. Серьезное внимание на выставке уделялось зоне отдыха. Был создан парк развлечений с примыкавшим к нему стадионом «Старая Бельгия», воспроизводившая на 5 га фольклорный городок из 175 строений, бесчисленных магазинов, лавочек, кафе, ресторанов, пивных, выдержанных в характере архитектуры прошлого века и с обслуживающим персоналом в костюмах того времени. Среди узких старинных улочек устраивались гулянья в народных костюмах, карнавалы. Всемирная выставка ЭКСПО-74 проходила на 40 га в центре города Спокан (США) в живописной долине реки. Выбор небольшого города (180 тыс. жителей) для такой выставки объясняется стремлением устроителей представить наилучшие условия для размещения экспозиции в естественных природных условиях, при этом участки естественного ландшафта стали непосредственно частью экспозиции.

Воздвигнутые сооружения, носившие как постоянный, так и временный характер, объединялись в единый комплекс зелеными насаждениями, заполнившими все свободные пространства. Проектировщикам удалось использовать преимущества размещения территории среди больших водных поверхностей с 15-метровыми перепадами порогов и водопадов неповторимой красоты. Выставка по существу представляла собой своеобразный парк отдыха. Мосты связывали все зоны; разнообразие их форм и используемого строительного материала придавали природную живописность решению всей территории. Небольшой островок по середине быстрой реки был превращен в зону отдыха с детским городком, где среди зелени стояли индийские скульптуры, внесшие своеобразие в живописный пейзаж парка. Для всемирных выставок одним из принципиальных вопросов является использование сооружений и территории после закрытия. Особое место среди парков-выставок занимают парки, посвященные садово-парковому искусству и цветоводству. Они существуют во многих городах мира.

выставочный парк Ига в Эрфурте (Германия)

Выставки цветов в Париже

В Германии выставки цветоводства и садоводства проводятся в Эрфуре в парке «Ига». В этом парке площадью 55 га выделены: зона главного входа с площадью празднеств; «цветущий луг»; зона декоративного садоводства; зона зрелищ и развлечений с рестораном, кафе, открытым театром на 3 тыс. мест. В парке созданы сады ирисов, многолетних и однолетних цветов, розарий, сад водных растений. На специальной территории демонстрируются приемы озеленения различных по функциональному назначению участков. В Париже была организована международная выставка цветоводства «Флоралье интернационале» (автор проекта архит. Д. Колин). Выставочная экспозиция занимает территорию 30 га. У входа в парк — участок «Цветы на лугах и в лесах», затем на берегу водоема (0,5 га), который является центром всей композиции,— экспозиция «Цветущая долина», где создан искусственный рельеф с живописными холмами и террасами. Здесь же с использованием приемов пейзажной планировки размещены павильоны стран-участниц. Кроме того, на территории парка привлекают внимание «Водный сад», «Сад скульптур» и детский сектор с благоустроенными площадками. В 1939 г. в Москве была построена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Все павильоны, построенные союзными республиками, сохраняли специфические национальные черты. В 1957 г. на этой территории параллельно с ВСХВ была организована Всесоюзная промышленная выставка и начался процесс совершенствования экспозиции и реконструкции территории и создания на их основе Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Рождались новые формы экспозиции, соответствующие ее новому содержанию. Изменение экспозиции привело к изменению облика павильонов и всего архитектурного ансамбля выставки. На территории общей площадью 350 га разместили новые павильоны и площадки для экспозиций на открытом воздухе. Этот крупный выставочный комплекс — многофункциональный центр обслуживания населения. Прежде всего это крупнейший научный центр. Кроме того, здесь размещены и многочисленные культурно-зрелищные учреждения, предприятия торговли. Выставка является притягательным центром отдыха для городских жителей. ВДНХ СССР в течение года посещают свыше 10 млн. человек, а в отдельные летние дни — до 150 тыс. человек.

Москва является одним из крупнейших выставочных центров мира. В последние годы в связи с увеличением числа участников выставок и новыми современными требованиями, предъявляемыми к экспозиции, была выделена для нового выставочного комплекса территория площадью около 100 га на участке Краснопресненской набережной Москвы-реки, из которых 23 га — это старинный парк с системой искусственных каналов. По обе стороны главной выставочной площади компактно разместились 16 павильонов. Пологий спуск к реке позволил создать комплекс в двух уровнях. Некоторые павильоны созданы на подиуме высотой 4,5 м. На подиуме же открытые выставочные площадки, участки для отдыха посетителей среди зелени у искусственных водоемов. На территории комплекса создан небольшой стадион с трибунами на 2000 человек, который также можно использовать как открытую выставочную площадку. Выставки носят самый разнообразный характер. Приезжающие в Австрию многочисленные зарубежные гости непременно посетят Клагенфурт — главный город земли Каринтии и один из известных туристических центров страны. Их привлекает сюда знаменитый «Минимундус». Так называется расположенная здесь выставка макетов различных известных зданий из многих стран мира. Интересная выставка расположена в графстве Хэмпшир. На территории более одного гектара собрано свыше 100 макетов достопримечательных сооружений Англии. Здесь всего за час можно осмотреть замок Тауэр, башню Биг-Бен, здание парламента, Виндзорский замок.

Выставки в наши дни стали не только местом размещения экспозиции, получения информации, но и местом встреч, отдыха и т. д.

Мемориальный комплекс — парковая территория, на которой размещены монументальные архитектурно-художественные сооружения — мавзолеи, пантеоны, скульптурные группы, обелиски и памятники славы; обычно решается как регулярный или ландшафтный парк с ярко выраженным центром, широкими дорогами, площадками; в оформлении используются контрастные формы растений (плакучие, колонновидные).

Рис. 89. Схема классификации мемориальных объектов

Мемориальные парки (мемориалы). Мемориальные парки — это особый вид специализированных парков как объектов ландшафтной архитектуры, предназначенных для установления памятников, знаков памяти, организации массовых и индивидуальных захоронений. Мемориальные парки по своему значению и масштабу подразделяются следующим образом:

• монументальные крупные ансамбли, в том числе мемориальные кладбища;

• мемориальные территории с памятными знаками;

• памятные комплексы широкого урбанистического характера;

• камерные ансамбли;

• гражданские кладбища, парки памяти.

Предпосылкой для создания мемориала является вычленение памятника и непосредственно прилегающего к нему пространства в зону мемориального характера. Особая эмоциональная атмосфера мемориалов создается сохранением материально-пространственной среды памятного события с включением в нее памятных знаков, надписей, отдельных памятников. Мемориал — своеобразный музей, экспонаты которого несут информацию исторической достоверности, и одновременно это пространство, сопричастное героическому или трагическому событию Сохранение пространственной среды стало исходной линией построения памятников-ансамблей. В Трептов-парке в Берлине и в московском парке Победы, в Санкт-Петербурге. В мемориальном комплексе каждый композиционный элемент воздействует на другие или усиливает их воздействие. Таким образом, тема мемориала раскрывается множественностью информации, что можно считать характерной чертой современности. Мемориальные комплексы предопределяют такие функциональные процессы, как туристское паломничество, ритуалы, шествия и другие, требующие значительных расстояний прохождения от буферной зоны, автостоянки до входов в мемориальную зону и далее в нейтральный торжественный участок до композиционной доминанты мемориала — музейной части. Музейная часть мемориала представляет собой сохраненные объекты исторического значения (Брестская крепость, Бородино), вновь построенные специальные музейные здания (Хиросима, Саласпилс)Мемориальный парк мира в Хиросиме — парк, расположенный на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 122 000 квадратных метров (12,2 гектара) находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф.

Самый известный памятник в парке — памятник Садако Сасаки, японской девочке, жительнице Хиросимы, которая во время бомбардировки находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Она умерла спустя 10 лет после трагедии от лучевой болезни. С Садако связана красивая и грустная история: от своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.

На монументе «Пламя Мира», постоянно, с момента его зажжения 1 августа 1964 года, горит огонь. По идее создателей парка этот огонь будет гореть до тех пор, «пока все атомное оружие Земли не исчезнет навсегда». Посещение мемориала включено в школьную программу Японии.

Архитектурный ансамбль парка был спроектирован признанным архитектурным гуру Японии, профессором Токийского университета Кэндзо Тангэ и ещё тремя специалистами, чьи предложения были выбраны посредством специального конкурса, собравшего 145 участников.

Напротив парка, на другой стороне реки Ота находится знаменитый Купол Гэмбаку — одно из немногих зданий центра Хиросимы, уцелевших в результате взрыва.

В ряде современных мемориальных комплексов (Саласпилс, Майданек) музей принимает на себя функцию композиционной доминанты мемориального пространства, что обеспечивается выбором места для сооружения музея, оптимально соответствующего организации пространства и графику движения зрителя в нем, а также созданием запоминающейся монументальной формы самого музейного здания.

В основу ландшафтной организации современных мемориальных комплексов положены принципы художественного формирования пространства. Правильная ориентация архитектурных пространств мемориалов, изучение возможностей их оптической связи с окружающей природой, изучение композиционного строя природных форм и их потенциальных возможностей помогают формировать будущие ансамбли мемориальных комплексов. Отдельный памятник или ряд взаимосвязанных памятных знаков создают в природе эмоциональные своеобразные ориентиры.

Мемориальные элементы или памятные знаки. Памятный знак, памятная надпись несут информацию исторической достоверности, которые в зависимости от поставленной задачи и местоположения могут быть акцентированы цветочным оформлением (цветник, ваза с цветами), лианами, кустарником, деревьями . Мемориальные камерные ансамбли — это памятные места, связанные с местом рождения, жизни, деятельности замечательных людей нашей Родины, или места исторических событий. Особое место среди мемориальных камерных ансамблей занимают усадьбы писателей, художников, ученых, артистов. Национальными реликвиями являются музеи-усадьбы: Пушкинский заповедник, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Поленово, Пенаты. Приютино и др., сохранность которых зависит от целого ряда факторов (структуры и характера экономики прилегающего района, транспортной доступности, природоохранных мероприятий и др.).

Архитектурно-пространственное решение территории кладбища, определяется сочетанием природных и архитектурных элементов, их гармонической взаимосвязью. При проектировании учитываются характер территории, имеющиеся насаждения и рельеф, особенности пейзажа. При закладке кладбищ на лесопарковой территории проводятся работы по формированию ландшафта. При этом оставляют кулисы насаждений вдоль дорог, а также по границам территории (ширина не менее

10.. . 15 м). При организации кладбища на открытой территории проводятся предварительные работы по благоустройству, территория озеленяется до официального открытия кладбища для захоронений. При проектировании лесных кладбищ необходимо максимально сохранять имеющиеся насаждения и рельеф; выделяется центр композиции, трассируются дороги, четко разделяющие его на участки; въездные и ритуальные площади оформляются строго и парадно; используются виды хвойных растений, декоративные плакучие формы лиственных, цветники, рабатки, бассейны, скульптура. При проектировании кладбищ для создания выразительных композиций кладбищ рекомендуется предусматривать площадки почетных захоронений. Центром композиции является площадка с ритуальным или административным зданием или центральная ритуальная площадь с памятником, памятной колонной, бассейном, партером с цветниками и др. На территории создаются аллеи прощания, аллеи скорби, площадки и места для кратковременного отдыха, размещаются стелы с памятными надписями, скульптура, питьевые фонтанчики. Современная практика предполагает плотность до

100.. . 1200 захоронений на 1 га территории кладбища.

В больших городах для более экономичного использования кладбищенской территории рекомендуется строить крематории (соотношение захоронения в гробах к захоронению останков в урнах 6 : 1, 10 : 1 из расчета на одно место 0,83 м2, примерно 100 урн на Юм2 площади). Уст-ройство кладбищ-колумбариев не требует зоны санитарного разрыва (500 м), как для обычных кладбищ, что также значительно сокращает потребность в земельной площади. На территории крематория сооружаются колумбарий (павильон для хранения урн), колумбарные стенки (иногда совмещая задачу ограды вдоль границ кладбища), принимающие на захоронение (в зависимости от архитектуры и конструкции колумбария) от 14 тыс. до 100 тыс. урн на 1 га. Массовая посещаемость- предопределяет проектирование по типу своеобразных парков тихое: отдыха с четкой архитектурно-планировочной организацией пространства, с выразительными живописными пейзажами в зонах кратковременного отдыха, у почетных захоронений, у ритуального здания.

Изыскание земель, рациональная планировка кладбищ — важные проблемы для больших городов . Следует выявить возможности использования территорий старых, закрытых кладбищ для захоронений после кремации, так как их ликвидация связана со сложностями перезахоронений. Старые, закрытые для захоронений кладбища разросшихся крупных городов через 25 лет и более после последнего захоронения разрешается использовать для тихого отдыха. Так, например, в Воронеже около железнодорожного вокзала бывшее кладбище превращено в парк в центре Риги на улице Миера огромные территории кладбищ превращаются в парки тихого отдыха. Территории захоронений на уровне современных требований города — это уже не кладбища, а мемориальные комплексы, представляющие собой развитые архитектурно-ландшафтные ансамбли с участием элементов скульптуры, живописи, литературы- музыки, где траур неторжественное содержание придает особое значение эстетике мемориального пространства. Парк Победы или (в просторечии) Поклонная гора — мемориальный комплекс победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. на западе Москвы. Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы. В тёплое время года представляет собой место массовых народных гуляний. Парк Победы ограничен с севера Кутузовским проспектом, с запада — Минской улицей, с востока — улицей генерала Ермолова, с юга — улицей Братьев Фонченко и жилыми домами, расположенными недалеко от станции Москва-Сортировочная Киевского направления Московской железной дороги. В восточной части мемориального комплекса расположена Поклонная гора, недалеко от неё — станция московского метрополитена «Парк Победы».

История парка Победы Впервые соорудить памятник народному подвигу было предложено ещё в 1942 году (архитектор Я. Чернихов). Но осуществить его в условиях военного времени не удалось. 23 февраля 1958 г. на Поклонной горе был установлен памятный гранитный знак с надписью: «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Тогда же вокруг посадили деревья, заложили парк, который назвали именем Победы. В 1970—1980-х годах на сооружение монументального памятника от проведенных субботников и личных взносов граждан было собрано 194 млн рублей. В дальнейшем выделялись средства государством и правительством Москвы. На весь комплекс отвели участок земли в 135 га.

Строительство мемориального комплекса Победы началось в 1984 году. Некоторое время считался «Комсомольской ударной стройкой». Комплекс был открыт ко дню 50-летия Победы, 9 мая 1995. В 2003 году на территории Мемориала была открыта часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, которые погибли в Великой Отечественной войне. 27 декабря 2009 года Вечный огонь с Могилы Неизвестного Солдата на период реконструкции был перенесен с воинскими почестями в мемориальный комплекс на Поклонной горе. 30 апреля 2010 года на Поклонной горе в торжественной обстановке был зажжён Вечный огонь от частички Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду. Церемония завершилась выставлением у огня почетного караула из числа курсантов московских военных училищ. 21 декабря 2010 года на Поклонной горе открыт монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе», посвящённый всем народам, победившим нацизм. Первоначально предполагалось, что памятник будет точной копией мемориала в городе Кутаиси (Грузия), взорванного 19 декабря 2009 года под предлогом необходимости реставрации по указанию президента Грузии Михаила Саакашвили; однако вид существующего памятника не имеет ничего общего с кутаисским мемориалом.

1 августа 2014 года на Поклонной Горе был открыт памятник Героям Первой Мировой Войны. На открытии присуствовал президент РФ Владимир Путин.

Архитектурный ансамбль парка Победы и Поклонной горы

Монумент Победы (архитектор проекта — Зураб Церетели, проектирование и расчёт — ЦНИИПСК, под руководством Б. В. Остроумова)

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (архитектор А. Полянский) (1995)

Мемориальная мечеть (архитектор И. Тажиев) (1997)

Мемориальная синагога и мемориальный музей Холокоста (архитектор М. Зархи) (1998)

Часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах (2003)

Выставка военной техники и вооружения под открытым небом

Памятник защитникам земли Российской (скульптор А. Бичуков)

Скульптурная композиция «Трагедия народов» (скульптор З. К. Церетели) (1995—1996)[5]

Памятный знак «Здесь будет сооружен памятник защитникам Москвы»

Памятник воинам-интернационалистам

Памятник Героям Первой Мировой Войны

Монумент победы.

Парк Победы. Храм Георгия Победоносца.

Мемориальная синагога на Поклонной горе

Мемориальная мечеть

Парк Победы. Выставка боевой техники.

Главная аллея «Годы войны», расположенная между площадью Победы и Центральным музеем ВОВ, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 225 фонтанов — столько недель продолжалась война и лилась кровь. В центре площади — обелиск высотой 141,8 метра, увенчанный статуей богини победы Ники. У подножия обелиска, на гранитном подиуме, установлен символ победы добра над злом - статуя святого Георгия Победоносца, который копьём поражает змея.

Музей Великой Отечественной войны

Главный объект комплекса — Центральный музей Великой Отечественной войны, перед музеем — площадь Победителей, к которой от Кутузовского проспекта ведёт центральная аллея парка Победы. В здании музея — Зал Памяти, в котором в специальных витринах расположены Книги Памяти — 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне, Зал Славы, шесть диорам, посвящённых основным событиям войны. В фондах музея — подлинные предметы вооружения и боевой техники, нумизматика, филателия и филокартия, предметы быта, большое количество рукописно-документальных и фотоматериалов, материалов изобразительного искусства, рассказывающих о Великой Отечественной войне, совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции против Германии и её союзников.

Экспозиция боевой техники и инженерных сооружений

В парке Победы под открытым небом развернута уникальная выставка боевой техники и инженерно-фортификационных сооружений. Здесь представлены более 300 образцов тяжёлой техники СССР и его союзников, Германии и её союзников, принимавших участие в сражениях.

Для создания высокохудожественного пространства всех комплексов необходимо добиваться органичного сочетания планировки и природных особенностей ландшафта, сочетания архитектуры с зелеными и водными, открытыми и закрытыми пространствами, цветом материала, освещением, музыкой, при всех решениях не забывая, что человек является главным элементом пространства.

studfiles.net

Компания «ЛААРДИ» продуктивно работает в области ландшафтного проектирования и благоустройства с 2000 года. Основное направление деятельности это проектирование и строительство объектов ландшафтной архитектуры. Большой практический опыт накоплен нами в области комплексного благоустройства социально значимых обектов.

Квалифицированных специалистов

Проектная организация «ЛААРДИ»

Компания «ЛААРДИ» продуктивно работает в области ландшафтного проектирования и благоустройства с 2000 года. Основное направление деятельности это проектирование и строительство объектов ландшафтной архитектуры. Большой практический опыт накоплен нами в области комплексного благоустройства социально значимых объектов. В штате нашей компании работают архитекторы, дизайнеры, инженеры садово-паркового строительства — увлеченные и творческие люди. Мастерская предоставляет полный комплекс работ – от эскизов и архитектурных концепций до подробной рабочей документации, согласования и авторского надзора.

Наши сотрудники

Работы компании «ЛААРДИ» неоднократно становились призерами на различных конкурсах и выставках. Посмотреть награды

Полный цикл проектных услуг от эскизного проектирования до рабочих проектов и согласования проектной документации с государственными структурами.

Художественно-дизайнерская разработка концепции проекта.

Согласование проектной документации проводится на конечной стадии ее разработки и представляет собой сложную процедуру, требующую сбора пакета документов и чертежей, верного их оформления в соответствии с требованиями и нормативами, и защиты и обоснования данного проекта. Компания ЛААРДИ проходит полный цикл согласований проектной документации с получением технических заключений, а так же экспертизы на сметную документацию.

Строительство и благоустройство объекта под ключ, авторский надзор и ежегодное обслуживание.

Мы проектируем ДОСТУПНУЮ СРЕДУ для всех возрастов и категорий населения.

Заказчиками наших работ являются государственные органы и префектуры административных округов города Москвы. Кроме того, в географию нашей деятельности входит город Сочи.

Проектная мастерская ЛААРДИ входит в саморегулируемую организацию «Гильдия Профессионалов Ландшафтной Индустрии», а так же в «Союз Дизайнеров России».

laardi.ru

курсовая работа

ПЛАН:

1.ВВЕДЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

2.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПАРКИ:

а) виды специализированных парков;

б) парки-выставки;

в) мемориальные комплексы.

3.ВЫВОДЫ.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ВВЕДЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Парки — крупные объекты ландшафтной архитектуры, представляющие собой массивы зеленых насаждений, организованные в определенную объемно-пространственную композицию, предназначенные для отдыха жителей населенных мест. По местоположению в планировочной структуре города парки и сады подразделяются на общегородские (центральные) и районные (в жилых районах). Парки и сады в городе .могут иметь историческое значение, являться объектами-памятниками садово-паркового искусства.

По своим функциям парки подразделяются на многофункциональные (старое название — парки культуры и отдыха, ПКиО) и специализированные.

К многофункциональным относятся парки и сады, несущие разнообразные функции, в том числе прогулок и отдыха, развлечений и игр, физкультуры и спорта, массовых и зрелищных мероприятий и т. п.

К специализированным относятся парки и сады, несущие одну или две функции. Это спортивные парки, детские парки, парки-сады, выставки, мемориальные парки, научно-просветительные и этнографические парки, ботанические и зоологические сады и парки, парки-памятники садово-паркового искусства, санаторно-курортные парки (в городах-курортах).

2.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПАРКИ:

Специализированные парки создаются в крупнейших городах, когда возникает необходимость создавать рекреационные территории с узко-профильной ориентацией, например с ориентацией на отдых исключительно детского населения или на занятия спортом. По ландшафтно-генетическому принципу они классифицируются с учетом природных условий местности — вблизи рек, озер, морей, на базе лесов, на пересеченном гористом рельефе и т. п. Состав и количество парковых сооружений, элементов благоустройства зависят от тематической направленности содержания парка и определяются заданием на проектирование и проектным решением. Опыт проектирования парков позволил определить примерное соотношение элементов территории специализированных парков, % от общей площади:

Территория зеленых насаждений и водоемы 65...70

Аллеи, дорожки, площадки 28...25

Сооружения и застройка 7...5

а) виды специализированных парков:

-олимпийские

-спортивные

-детские

-ботанические

-зоологические

-парки-выставки

-мемориальные комплексы.

б) парки-выставки;

ПАРКИ-ВЫСТАВКИ. Эти специализированные объекты ландшафтной архитектуры играют значительную роль в современном городе и по содержанию подразделяются на:

универсальные,

специализированные,

тематические.

Такие парки могут быть размещены на обособленной территории как выставочный сектор, на территории многофункциональных парков, прогулочных и спортивных парков. Парки-выставки классифицируют на:

всемирные,

международные,

национальные,

республиканские,

региональные,

областные,

городские,

районные.

Размещение в плане города и архитектурно-планировочные решения выставочных комплексов зависят от тех функций, которые они должны нести.

Экспозиция выставок может быть самой разнообразной:

изделия промышленности,

предметы декоративно-прикладного искусства,

скульптура,

цветы,

камни и многое другое.

Большое влияние на архитектурно-планировочные решения, состав сооружений оказывает периодичность проведения выставок, которые могут быть:

регулярными,

нерегулярными

и постоянно действующими.

Размеры территории во многом определяются содержанием экспозиции и объемом информации. Как правило, под выставочные павильоны и сооружения обслуживания посетителей отводится около 30 % общей площади территории; остальная часть занята зелеными насаждениями с аллеями, дорогами, площадками для отдыха, аттракционами. Крупные выставочные комплексы представляют собой своеобразные парки, которые обычно несут несколько функций. Среди различных видов выставок самые интересные — всемирные выставки, которые способны максимально удовлетворить потребности человека в современной информации.

Первая Всемирная выставка состоялась в Лондоне в 1851 г. и стала знаменательным событием в развитии общества. Строительство Хрустального дворца Джозефа Пэкстона, в котором вокруг размещенной в центре небольшой зоны отдыха с фонтаном и зелеными насаждениями выставлялась вся экспозиция, ознаменовало начало рождения современной архитектуры. Хрустальный Дворец

Сегодня Хрустальный Дворец не существует. Возведённый для проведения промышленной выставки, он был перевезён из центра Лондона в предместье Сиднем-Хилл по её окончанию. Здесь он простоял более 80 лет и был уничтожен в результате пожара. Хрустальный дворец оказался заметным культурным явлением в Великобритании. Говорят, что Уинстон Черчилль сказал в 1936 году, когда Дворец погиб в огне: «Это конец эпохи».

История

Хрустальный дворец – стеклянный павильон на металлическом каркасе. Именно благодаря такой конструкции он и получил своё название. Дворец был возведён в 1851 году в Гайд-парке для проведения «Великой выставки произведений промышленности всех наций» Эта выставка считается первой международной промышленной выставкой. Когда комиссия, ответственная за проектирование выставочного павильона не смогла выбрать подходящий проект, Джозеф Пакстон, садовник, представил свой. До этого у него уже был опыт конструирования оранжерей, поэтому в его предложении были использованы те же принципы: металлический каркас и стеклянные стены. После окончания выставки павильон был разобран. Однако Хрустальный Дворец стал настолько популярен, что было решено переместить его на новое место. Созданная компания «Кристал Пэлас» приобрела для этого участок земли в Сиднем-Хилл на юго-востоке от Лондона. Сейчас это район Бромли. На новом месте Хрустальный Дворец был не просто восстановлен, но дополнен двумя этажами, и стал пятиэтажным. Дополнительные секции были пристроены по бокам, чтобы уравновесить увеличившуюся высоту здания. Во Дворце были устроены секции, посвящённые разным периодам истории искусства – египетскому, римскому, Средневековому, китайскому и другим. Вокруг дворца был разбит парк с фонтанами. Открытие обновлённого Хрустального Дворца состоялось в 1854 году. Он стал одним из первых тематических парков. Кроме того, в нём проходили всевозможные выставки: цветочные, выставки кошек, фотографические, художественные. Хрустальный Дворец не работал по воскресеньям – в единственный выходной день большинства простых лондонцев, поэтому они могли его посещать лишь изредка. Тем не менее, поток посетителей был настолько велик, что поблизости была построена железнодорожная станция. Но к началу XX века популярность Дворца стала заметно уменьшаться. Новые развлечения в новых местах привлекали посетителей. В сентябре 1911 года было объявлено о банкротстве компании «Кристал Пэлас». В 1913 году Дворец был выкуплен в национальную собственность на средства, собранные по подписке.

Конец ветшающему Дворцу положил пожар в 1936 году. Из-за обилия горючих материалов в здании, пожарные не смогли справиться с огнём. Хрустальный Дворец был полностью уничтожен.

Всемирные выставки состоялись в Париже на Марсовом поле, в Вене в парке Пратер, в Чикаго в Джексон-парке, в Брюсселе, Нью-Йорке и других городах.

Первая послевоенная Всемирная выставка проходила в 1958 г. в Брюсселе. Под нее была отведена территория парка Хейсель, увеличенная до 200 га за счет части парка Лакон. Вся территория делится посередине заглубленным вытянутым прудом на два участка — возвышенный ровный у главного входа и холмистый с богатыми зелеными насаждениями у парка Лакон, что и стало основой функционального зонирования выставки. Сектор иностранных павильонов стал наиболее интересной зоной. Благодаря умело вписанной в природу архитектуре павильонов и их свободной расстановке на холмистом рельефе были созданы разнообразные живописные виды. Мастерство в достижении взаимосвязи природы и архитектуры проявили архитекторы Швейцарии и Югославии. Их павильонам были свойственны гармоничное единство окружающего ландшафта и объемно-пространственных композиций, связь этажей с различными уровнями рельефа, живописными видовыми перспективами. В композиции интерьера включались самые различные растения, вплоть до сохранения существующих взрослых деревьев, которые оберегали при строительстве павильонов, пропускали их сквозь трассы, пешеходные мостики. Большая роль в вечернее время отводилась свету, который объединял все павильоны и сооружения в общую объемно-пространственную композицию. Серьезное внимание на выставке уделялось зоне отдыха. Был создан парк развлечений с примыкавшим к нему стадионом «Старая Бельгия», воспроизводившая на 5 га фольклорный городок из 175 строений, бесчисленных магазинов, лавочек, кафе, ресторанов, пивных, выдержанных в характере архитектуры прошлого века и с обслуживающим персоналом в костюмах того времени. Среди узких старинных улочек устраивались гулянья в народных костюмах, карнавалы. Всемирная выставка ЭКСПО-74 проходила на 40 га в центре города Спокан (США) в живописной долине реки. Выбор небольшого города (180 тыс. жителей) для такой выставки объясняется стремлением устроителей представить наилучшие условия для размещения экспозиции в естественных природных условиях, при этом участки естественного ландшафта стали непосредственно частью экспозиции.

Воздвигнутые сооружения, носившие как постоянный, так и временный характер, объединялись в единый комплекс зелеными насаждениями, заполнившими все свободные пространства. Проектировщикам удалось использовать преимущества размещения территории среди больших водных поверхностей с 15-метровыми перепадами порогов и водопадов неповторимой красоты. Выставка по существу представляла собой своеобразный парк отдыха. Мосты связывали все зоны; разнообразие их форм и используемого строительного материала придавали природную живописность решению всей территории. Небольшой островок по середине быстрой реки был превращен в зону отдыха с детским городком, где среди зелени стояли индийские скульптуры, внесшие своеобразие в живописный пейзаж парка. Для всемирных выставок одним из принципиальных вопросов является использование сооружений и территории после закрытия. Особое место среди парков-выставок занимают парки, посвященные садово-парковому искусству и цветоводству. Они существуют во многих городах мира.

выставочный парк Ига в Эрфурте (Германия)

Выставки цветов в Париже

В Германии выставки цветоводства и садоводства проводятся в Эрфуре в парке «Ига». В этом парке площадью 55 га выделены: зона главного входа с площадью празднеств; «цветущий луг»; зона декоративного садоводства; зона зрелищ и развлечений с рестораном, кафе, открытым театром на 3 тыс. мест. В парке созданы сады ирисов, многолетних и однолетних цветов, розарий, сад водных растений. На специальной территории демонстрируются приемы озеленения различных по функциональному назначению участков. В Париже была организована международная выставка цветоводства «Флоралье интернационале» (автор проекта архит. Д. Колин). Выставочная экспозиция занимает территорию 30 га. У входа в парк — участок «Цветы на лугах и в лесах», затем на берегу водоема (0,5 га), который является центром всей композиции,— экспозиция «Цветущая долина», где создан искусственный рельеф с живописными холмами и террасами. Здесь же с использованием приемов пейзажной планировки размещены павильоны стран-участниц. Кроме того, на территории парка привлекают внимание «Водный сад», «Сад скульптур» и детский сектор с благоустроенными площадками. В 1939 г. в Москве была построена Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Все павильоны, построенные союзными республиками, сохраняли специфические национальные черты. В 1957 г. на этой территории параллельно с ВСХВ была организована Всесоюзная промышленная выставка и начался процесс совершенствования экспозиции и реконструкции территории и создания на их основе Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Рождались новые формы экспозиции, соответствующие ее новому содержанию. Изменение экспозиции привело к изменению облика павильонов и всего архитектурного ансамбля выставки. На территории общей площадью 350 га разместили новые павильоны и площадки для экспозиций на открытом воздухе. Этот крупный выставочный комплекс — многофункциональный центр обслуживания населения. Прежде всего это крупнейший научный центр. Кроме того, здесь размещены и многочисленные культурно-зрелищные учреждения, предприятия торговли. Выставка является притягательным центром отдыха для городских жителей. ВДНХ СССР в течение года посещают свыше 10 млн. человек, а в отдельные летние дни — до 150 тыс. человек.

Москва является одним из крупнейших выставочных центров мира. В последние годы в связи с увеличением числа участников выставок и новыми современными требованиями, предъявляемыми к экспозиции, была выделена для нового выставочного комплекса территория площадью около 100 га на участке Краснопресненской набережной Москвы-реки, из которых 23 га — это старинный парк с системой искусственных каналов. По обе стороны главной выставочной площади компактно разместились 16 павильонов. Пологий спуск к реке позволил создать комплекс в двух уровнях. Некоторые павильоны созданы на подиуме высотой 4,5 м. На подиуме же открытые выставочные площадки, участки для отдыха посетителей среди зелени у искусственных водоемов. На территории комплекса создан небольшой стадион с трибунами на 2000 человек, который также можно использовать как открытую выставочную площадку. Выставки носят самый разнообразный характер. Приезжающие в Австрию многочисленные зарубежные гости непременно посетят Клагенфурт — главный город земли Каринтии и один из известных туристических центров страны. Их привлекает сюда знаменитый «Минимундус». Так называется расположенная здесь выставка макетов различных известных зданий из многих стран мира. Интересная выставка расположена в графстве Хэмпшир. На территории более одного гектара собрано свыше 100 макетов достопримечательных сооружений Англии. Здесь всего за час можно осмотреть замок Тауэр, башню Биг-Бен, здание парламента, Виндзорский замок.

Выставки в наши дни стали не только местом размещения экспозиции, получения информации, но и местом встреч, отдыха и т. д.

в) мемориальные комплексы.

Мемориальный комплекс — парковая территория, на которой размещены монументальные архитектурно-художественные сооружения — мавзолеи, пантеоны, скульптурные группы, обелиски и памятники славы; обычно решается как регулярный или ландшафтный парк с ярко выраженным центром, широкими дорогами, площадками; в оформлении используются контрастные формы растений (плакучие, колонновидные).

Рис. 89. Схема классификации мемориальных объектов

Мемориальные парки (мемориалы). Мемориальные парки — это особый вид специализированных парков как объектов ландшафтной архитектуры, предназначенных для установления памятников, знаков памяти, организации массовых и индивидуальных захоронений. Мемориальные парки по своему значению и масштабу подразделяются следующим образом:

• монументальные крупные ансамбли, в том числе мемориальные кладбища;

• мемориальные территории с памятными знаками;

• памятные комплексы широкого урбанистического характера;

• камерные ансамбли;

• гражданские кладбища, парки памяти.

Предпосылкой для создания мемориала является вычленение памятника и непосредственно прилегающего к нему пространства в зону мемориального характера. Особая эмоциональная атмосфера мемориалов создается сохранением материально-пространственной среды памятного события с включением в нее памятных знаков, надписей, отдельных памятников. Мемориал — своеобразный музей, экспонаты которого несут информацию исторической достоверности, и одновременно это пространство, сопричастное героическому или трагическому событию Сохранение пространственной среды стало исходной линией построения памятников-ансамблей. В Трептов-парке в Берлине и в московском парке Победы, в Санкт-Петербурге. В мемориальном комплексе каждый композиционный элемент воздействует на другие или усиливает их воздействие. Таким образом, тема мемориала раскрывается множественностью информации, что можно считать характерной чертой современности. Мемориальные комплексы предопределяют такие функциональные процессы, как туристское паломничество, ритуалы, шествия и другие, требующие значительных расстояний прохождения от буферной зоны, автостоянки до входов в мемориальную зону и далее в нейтральный торжественный участок до композиционной доминанты мемориала — музейной части. Музейная часть мемориала представляет собой сохраненные объекты исторического значения (Брестская крепость, Бородино), вновь построенные специальные музейные здания (Хиросима, Саласпилс) Мемориальный парк мира в Хиросиме — парк, расположенный на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 122 000 квадратных метров (12,2 гектара) находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф.

Самый известный памятник в парке — памятник Садако Сасаки, японской девочке, жительнице Хиросимы, которая во время бомбардировки находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Она умерла спустя 10 лет после трагедии от лучевой болезни. С Садако связана красивая и грустная история: от своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.

На монументе «Пламя Мира», постоянно, с момента его зажжения 1 августа 1964 года, горит огонь. По идее создателей парка этот огонь будет гореть до тех пор, «пока все атомное оружие Земли не исчезнет навсегда». Посещение мемориала включено в школьную программу Японии.

Архитектурный ансамбль парка был спроектирован признанным архитектурным гуру Японии, профессором Токийского университета Кэндзо Тангэ и ещё тремя специалистами, чьи предложения были выбраны посредством специального конкурса, собравшего 145 участников.

Напротив парка, на другой стороне реки Ота находится знаменитый Купол Гэмбаку — одно из немногих зданий центра Хиросимы, уцелевших в результате взрыва.

В ряде современных мемориальных комплексов (Саласпилс, Майданек) музей принимает на себя функцию композиционной доминанты мемориального пространства, что обеспечивается выбором места для сооружения музея, оптимально соответствующего организации пространства и графику движения зрителя в нем, а также созданием запоминающейся монументальной формы самого музейного здания.

В основу ландшафтной организации современных мемориальных комплексов положены принципы художественного формирования пространства. Правильная ориентация архитектурных пространств мемориалов, изучение возможностей их оптической связи с окружающей природой, изучение композиционного строя природных форм и их потенциальных возможностей помогают формировать будущие ансамбли мемориальных комплексов. Отдельный памятник или ряд взаимосвязанных памятных знаков создают в природе эмоциональные своеобразные ориентиры.

Мемориальные элементы или памятные знаки. Памятный знак, памятная надпись несут информацию исторической достоверности, которые в зависимости от поставленной задачи и местоположения могут быть акцентированы цветочным оформлением (цветник, ваза с цветами), лианами, кустарником, деревьями . Мемориальные камерные ансамбли — это памятные места, связанные с местом рождения, жизни, деятельности замечательных людей нашей Родины, или места исторических событий. Особое место среди мемориальных камерных ансамблей занимают усадьбы писателей, художников, ученых, артистов. Национальными реликвиями являются музеи-усадьбы: Пушкинский заповедник, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Поленово, Пенаты. Приютино и др., сохранность которых зависит от целого ряда факторов (структуры и характера экономики прилегающего района, транспортной доступности, природоохранных мероприятий и др.).

Архитектурно-пространственное решение территории кладбища, определяется сочетанием природных и архитектурных элементов, их гармонической взаимосвязью. При проектировании учитываются характер территории, имеющиеся насаждения и рельеф, особенности пейзажа. При закладке кладбищ на лесопарковой территории проводятся работы по формированию ландшафта. При этом оставляют кулисы насаждений вдоль дорог, а также по границам территории (ширина не менее

10.. . 15 м). При организации кладбища на открытой территории проводятся предварительные работы по благоустройству, территория озеленяется до официального открытия кладбища для захоронений. При проектировании лесных кладбищ необходимо максимально сохранять имеющиеся насаждения и рельеф; выделяется центр композиции, трассируются дороги, четко разделяющие его на участки; въездные и ритуальные площади оформляются строго и парадно; используются виды хвойных растений, декоративные плакучие формы лиственных, цветники, рабатки, бассейны, скульптура. При проектировании кладбищ для создания выразительных композиций кладбищ рекомендуется предусматривать площадки почетных захоронений. Центром композиции является площадка с ритуальным или административным зданием или центральная ритуальная площадь с памятником, памятной колонной, бассейном, партером с цветниками и др. На территории создаются аллеи прощания, аллеи скорби, площадки и места для кратковременного отдыха, размещаются стелы с памятными надписями, скульптура, питьевые фонтанчики. Современная практика предполагает плотность до

100.. . 1200 захоронений на 1 га территории кладбища.

В больших городах для более экономичного использования кладбищенской территории рекомендуется строить крематории (соотношение захоронения в гробах к захоронению останков в урнах 6 : 1, 10 : 1 из расчета на одно место 0,83 м2, примерно 100 урн на Юм2 площади). Уст-ройство кладбищ-колумбариев не требует зоны санитарного разрыва (500 м), как для обычных кладбищ, что также значительно сокращает потребность в земельной площади. На территории крематория сооружаются колумбарий (павильон для хранения урн), колумбарные стенки (иногда совмещая задачу ограды вдоль границ кладбища), принимающие на захоронение (в зависимости от архитектуры и конструкции колумбария) от 14 тыс. до 100 тыс. урн на 1 га. Массовая посещаемость- предопределяет проектирование по типу своеобразных парков тихое: отдыха с четкой архитектурно-планировочной организацией пространства, с выразительными живописными пейзажами в зонах кратковременного отдыха, у почетных захоронений, у ритуального здания.

Изыскание земель, рациональная планировка кладбищ — важные проблемы для больших городов . Следует выявить возможности использования территорий старых, закрытых кладбищ для захоронений после кремации, так как их ликвидация связана со сложностями перезахоронений. Старые, закрытые для захоронений кладбища разросшихся крупных городов через 25 лет и более после последнего захоронения разрешается использовать для тихого отдыха. Так, например, в Воронеже около железнодорожного вокзала бывшее кладбище превращено в парк в центре Риги на улице Миера огромные территории кладбищ превращаются в парки тихого отдыха. Территории захоронений на уровне современных требований города — это уже не кладбища, а мемориальные комплексы, представляющие собой развитые архитектурно-ландшафтные ансамбли с участием элементов скульптуры, живописи, литературы- музыки, где траур неторжественное содержание придает особое значение эстетике мемориального пространства.

Парк Победы или (в просторечии) Поклонная гора — мемориальный комплекс победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. на западе Москвы. Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы. В тёплое время года представляет собой место массовых народных гуляний. Парк Победы ограничен с севера Кутузовским проспектом, с запада — Минской улицей, с востока — улицей генерала Ермолова, с юга — улицей Братьев Фонченко и жилыми домами, расположенными недалеко от станции Москва-Сортировочная Киевского направления Московской железной дороги. В восточной части мемориального комплекса расположена Поклонная гора, недалеко от неё — станция московского метрополитена «Парк Победы».

История парка Победы Впервые соорудить памятник народному подвигу было предложено ещё в 1942 году (архитектор Я. Чернихов). Но осуществить его в условиях военного времени не удалось. 23 февраля 1958 г. на Поклонной горе был установлен памятный гранитный знак с надписью: «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Тогда же вокруг посадили деревья, заложили парк, который назвали именем Победы. В 1970—1980-х годах на сооружение монументального памятника от проведенных субботников и личных взносов граждан было собрано 194 млн рублей. В дальнейшем выделялись средства государством и правительством Москвы. На весь комплекс отвели участок земли в 135 га.

Строительство мемориального комплекса Победы началось в 1984 году. Некоторое время считался «Комсомольской ударной стройкой». Комплекс был открыт ко дню 50-летия Победы, 9 мая 1995. В 2003 году на территории Мемориала была открыта часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, которые погибли в Великой Отечественной войне. 27 декабря 2009 года Вечный огонь с Могилы Неизвестного Солдата на период реконструкции был перенесен с воинскими почестями в мемориальный комплекс на Поклонной горе. 30 апреля 2010 года на Поклонной горе в торжественной обстановке был зажжён Вечный огонь от частички Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду. Церемония завершилась выставлением у огня почетного караула из числа курсантов московских военных училищ. 21 декабря 2010 года на Поклонной горе открыт монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе», посвящённый всем народам, победившим нацизм. Первоначально предполагалось, что памятник будет точной копией мемориала в городе Кутаиси (Грузия), взорванного 19 декабря 2009 года под предлогом необходимости реставрации по указанию президента Грузии Михаила Саакашвили; однако вид существующего памятника не имеет ничего общего с кутаисским мемориалом.

studfiles.net


Смотрите также