Ландшафтная мастерская сергеевых


Портфолио

В разделе Портфолио выделено четыре подраздела.

В первом мы показываем  отдельные фотографии наших работ, выбрав те изображения, которые к настоящему времени кажутся наиболее удачными, и формально ограничив себя «круглым» числом 100. Фотографии в подразделе «100 фотографий» расположены в произвольном порядке. Можно сказать, что этот подраздел представляет наши сады, как серию моментальных статичных визуальных образов.

Второй подраздел - «Истории» -  это ряд иллюстративных рассказов о возникновении и взрослении некоторых сделанных нами садов или их фрагментов. Этот подраздел представляет наши объекты, как подвижные развивающиеся во времени системы. Он, к тому же, может быть наиболее интересен тем, кто хотел бы составить целостное представление об отдельно взятых участках. 

Специфическая подвижность садов не ограничивается линейной динамикой «Историй». Повторяющиеся циклические изменения, прежде всего годовые – это другая сторона процесса. Ей посвящён третий подраздел нашего портфолио  –  «Сезонная динамика».

Последний, четвертый подраздел, позволит посмотреть некоторые наши работы не на фотоснимках, а в видеофильмах с нашими комментариями. Здесь приведены ссылки на 24 телепрограммы канала «Загородный», центральной темой которых стали наши сады.

sergeevi.ru

На берегу

Исходная ситуация: Участок площадью 35 соток расположен на берегу крупного водоема. Имеет перепад высот более трех метров. Склон обращен на юго-запад. С участка открывается превосходная панорама – широкая водная гладь и невысокие лесистые горы на противоположном берегу. На участке располагалась баня, строились жилой дом и флигель. Участок был обнесен забором, облицованным плитняком.

 

Пожелания заказчика: Лаконичность, малоуходность, хороший огород, плодовые деревья и кустарники.

 

Решение задачи: Основная площадь участка расчленена на две части.Первая планировочно и за счет характерных деталей следует особенностям архитектуры дома и флигеля. К ней относятся верхняя система террас и центральная лестница.

Вторая часть призвана стать продолжением открывающегося с участка пейзажа.

Ландшафтные работы велись параллельно со строительством зданий.

 

Первый эскиз.

     
 
     
 
     
Вид 1.

Центральная лестница – ключевой элемент участка. Здесь важен и сформированный рельеф, и яркие цвета хвои и листвы примыкающих к ней посадок.

     
 
     
 
     

Вид 2.

Несмотря на группы кустарников около дорожек, газон воспринимается как единая открытая поверхность сложной формы. Группы пихт и кедров (сибирских сосен), высаженные на заднем плане со временем полностью прикроют теплицу и другие хозяйственные сооружения огородной зоны.

     
 
     
 
     
Вид 3.

Верхняя и более обширная нижняя части сада связаны центральной лестницей. 

     
 
     
 
     

Вид 4.Взгляд человека, находящегося на верхней террасе обращается к дальней панораме, ограниченной справа домом, а слева – краем бани. Для усиления эффекта перед баней посажена крупномерная лиственница. На фоне забора высажены плотные кустарниковые группы. Они подобраны таким образом, чтобы прикрыть каменную часть забора, но не поверхность воды.

     
 
     
 
     
Вид 5.

Система террас с балюстрадой, воспроизводящей элементы декора дома и флигеля, объединяет эти строения в единую «врастающую» в ландшафт систему.

sergeevi.ru

О практике

Александр Сергеев, 2011 год 

Выступление на конференции «Сад у дома-2011. Варианты планировки и обустройства», Всероссийский форум малоэтажного домостроения «Екатеринбург-2011» в рамках Уральской международной выставки ИННОПРОМ - 2011.

 Фото 1

Одна добрая и умная женщина родила ребенка и сказала ему: «Ну вот, я тебя родила, ты готовый человек, что ж теперь, ступай, пожалуй, займись чем-нибудь полезным. Вместо того, чтобы тут попусту пищать.» Было ли это на самом деле? Нет, не было. Добрые и умные женщины так никогда не поступают. Хотя ребенок и действительно вполне человек. Но его нужно вырастить и воспитать

Недавно мы снимали об одной нашей работе (фото 1) материал для телепередачи.

«Сколько времени потребовалось для создания этой композиции?» - спросили меня журналисты. Действительно, сколько времени? На работу по замене грунта, устройству «фонтанчика», посадке растений ушло в 2006 году в общей сложности, наверное, дней 10 или 15. То есть мы сделали это недели за две? Нет, конечно. Потому, что работа начинается не с выкапывания ямы и не заканчивается поливанием последнего посаженного куста спиреи.

Объект этот пришел в работу в начале лета 2005 года (фото 2). С этого момента задача была загружена в наше сознание и мы спокойно обдумывали ее как бы «фоном» за текущими срочными делами. А потом, когда решение стало проясняться, делали исходя из него, разбивку примыкающих водоемов, рисовали строителям схемы, обсуждали как укладывать камень, в общем , добивались того, чтобы весной 2006 года нам было где ударить лопатой (фото 3)

   
Фото 2   Фото 3   Фото 4

К концу того сезона остров стал выглядеть так (фото 4) и нам, конечно, уже тогда очень нравился. И у заказчика претензий не было. Можно ли сказать, что работа по созданию объекта была тогда закончена? И да, и нет. Сравнивая фотографии, скажем даже скорее «нет», чем «да».

В течении всех следующих сезонов, мы регулярно посещали объект, формировали растения, боролись с вредителями, делали то, что нужно, делали, что хотели. Все это нельзя назвать просто уходными работами. Пять лет с 2007 по 2011 год наш объект не просто воспроизводился, он создавался. И нет никаких сомнений в том, что если бы мы в 2006 году оставили, казалось бы сделанный «остров» на попечение некоего гипотетического садовника, нам в 2011 некуда было бы привезти съемочную группу.

Разумеется, остров и теперь не закончен, как любой сад не бывает законченным. Но сейчас его задуманная форма уже, можно сказать, проявилась. Она видна всем, а не только нам.

Вот еще несколько иллюстраций.

   
Задача   Работа   Первичный результат
         
Нынешний результат
 
   
Задача   Работа   Первичный результат
   
Нынешний результат 
 
   
Задача   Работа   Первичный результат
   
Нынешний результат

Итак. Создание сада требует времени. Сад нужно задумать, спланировать и «посадить». Но этого мало. Его нужно выращивать и воспитывать. Для того чтобы создать даже небольшой сад, нам нужно некоторое везение. Нужно чтобы в течении хотя бы четырех-пяти лет его владелец по тем или иным причинам не утратил к нему интерес. Например не уехал или не решил на месте наших посадок строить баню или спортзал. Подобные неожиданности случаются и мы здесь ничего не можем сделать.

Но нам повезло. Мы получили возможность. Мы придумали сад, спланировали, построили и посадили. Теперь, особенно в первые годы, когда растения маленькие и непонятные, необходимо его регулярно посещать. Убеждать владельца сада, что «сорняк», как сказал Джон Брукс это растение растущее не на своем месте, добиваться перенастройки системы полива, выбирать косилку и объяснять как и когда косить газон, обсуждать удобрения и средства борьбы с вредителями и болезнями, укрывать растения на зиму, но только те, которые нужно, и показывать, как это лучше сделать, формировать кроны растущих посадок и объяснять периоды и смыслы этих мероприятий (скорее всего это нужно будет делать много раз), убеждать в том, что можжевельник легший на край дорожки – это хорошо, а не плохо, даже если он мешает подметать сухие листья. Возможно, самое важное - уговорить владельца сада удержаться и не подсаживать случайные яркие разрушающие образ растения в те места, которые кажутся не заполненными в первые годы.

Сад необходимо выращивать и воспитывать. Обязательно нам что–то придется корректировать в посадках. Необходимость этого станет в свое время очевидной. Здесь не нужно бояться переработать – овчинка стоит выделки. Так и только так сад становится садом. Но мало того, так и только так ландшафтный дизайнер становится ландшафтным дизайнером.

Статья проиллюстрирована фотографиями работ Ландшафтной мастерской Сергеевых

sergeevi.ru

К лучшему

Александр Сергеев, 2017 год

Типичное движение крупной идеи в обществе, на мой взгляд, выглядит так:

- Резкий взлет, рождение, мгновенное событие в единственном конкретном мозге.

- Возникновение идеологии, нового языка и базового текста в очень узком кругу единомышленников.

- Принятие базового текста широким кругом посвящённых в виде комплекса наиболее ярких характерных внешних признаков. Создание новых текстов на основе воспроизведения этой системы признаков.

- Постепенное расширение и снижение круга причастных. Отдаление идеологии и возникновение устоявшегося формата массового продукта. Зачастую очень ценного.

«Все к лучшему»… Как это хорошо, как это нам нужно! Поинтересуйтесь на досуге, что на самом деле сказал Лейбниц и что он имел в виду, только запаситесь длинным досугом.

Удольф и близкие к нему идеологи требуют невиданной в садовом искусстве (а это искусство, очень тесно увязанное с жизнью) полноты жизни. Их полнота жизни настолько бескомпромиссно, что включает смерть. Революция в этом.

Важно, что Удольф – питомниковод, знаток растений.

Базовый текст содержит яркие признаки, которые в сознании последователей его маркируют. Это злаки в первую очередь, конечно.

Движение переходит в более широкий круг последователей. Но в своей массе – это не ботаники, а архитекторы и дизайнеры. Им не привычно и в глубине души не комфортно работать с растущим и шевелящимся. Они стремятся уйти от сложности, спонтанности и неуниверсальности деталей материала. Происходит некоторая стерилизация и унификация живых форм. Злаки при этом царят на знамени.

Это не горячая живая удольфианская смерть, это холодная и неполная жизнь. Примораживание. И это примораживание до некоторых пределов очень полезно.

Как часто мы, подбирая цвет каким-нибудь доскам, говорим:«Нет, это что-то тепловато, похолодней, похолодней нужно, нужно уходить ближе к серому и т.п.»

Новая фаза движения приносит отличные результаты. Продукт красив и понятен. Он принимается, как соответствующий новому современному отношению человека к реальности. Продукт все более технологичен ив изготовлении, и в обслуживании, поэтому может производиться массово.

Складывается некий общедоступный конструктор – новое ремесло. Ремесло – великое и уважаемое дело.

Но дальнейшее нисходящее движение естественно, и на этом пути ремесло будет сводиться к приемам. И злаки не будут забыты.

Здесь есть неожиданный источник опасности. Развитость нашего конструктора дает возможность автору, проектировщику эффективно работать дистанционно. Внутренне желая обеспечить себя комфортными условиями труда, архитекторы и дизайнеры могут сместить основное направление движения не в пользу результата, а в пользу своего удобства.

Я думаю, это уже происходит.

Но нам это даже на руку. Мы то из полей уходить не хотим. Конструктором необходимо овладевать. Можно написать это трижды. Но сажая злаки, мы не будем забывать о полноте жизни.

А быть вне оси основного направления неплохо. Это эффективно даже с маркетинговой точки зрения. Все к лучшему.

Статья проиллюстрирована фотографией работы Ландшафтной мастерской Сергеевых

sergeevi.ru


Смотрите также