Ландшафтная организация городского пространства


Общие понятия о ландшафтной организации городов и посёлков

Ландшафтная организация городов и поселков - это комплекс градо­строительных, ландшафтно-планировочных, инженерных, эстетических и агротехнических мероприятий по разработке и созданию эффективных систем озеленённых территорий, способствующих оптимизации санитар­но-гигиенических условий для проживания населения, оздоровлению ок­ружающей среды, наилучшей организации отдыха населения, обогащению внешнего облика застройки.

Это- обществен­ные центры, участки общественной застройки, селитебные зоны, участки производственной застройки, территории магистральной и улично-дорож­ной сети, транспортной и инженерной инфраструктуры, сеть учреждений и предприятий общественного обслуживания; рекреационные территории, образующие систему озеленённых пространств, охватывающих весь город (посёлок).

Селитебные зоны - комплексы - включают жилые районы, микро­районы, группы жилых домов, с сетью проездов, улиц, путей внутрирай­онного сообщения. Селитебный комплекс является крупнейшим элемен­том города, органически связанным с его структурой и заключённым в оп­ределённые планировочные границы. Его функция- обеспечить макси­мальные удобства для населения и создать выразительный архитектурный облик застройки при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических норм. В зависимости от общих планировоч­ных особенностей города селитебный комплекс формируют в виде:

-групп смежно расположенных жилых районов, разделенных маги­стралями;

-групп жилых районов и микрорайонов, отделенных друг от друга магистралями, скоростными дорогами, а также естественными водо­емами, лесами, рощами.

Структурным планировочным элементом города является производ­ственная территория, предназначенная для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учрежде­ний с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщения.

В городах формируется система общественных центров, включаю­щих общегородской центр, центры планировочных и жилых районов, спе­циализированные центры - медицинские, учебные, спортивные, торговые. В исторических городах выделяются культурно-исторические центры в пределах сложившейся зоны исторической застройки.

В увязке с планировкой города предусматривается единая система транспорта и улично-дорожной сети, обеспечивающей удобные и быст­рые транспортные связи со всеми зонами и другими объектами, располо­женными в пригородной зоне.

Каждая зона города включает озеленённые территории различного назначения, предназначенные для различных целей — для отдыха населе­ния, для защиты от воздействия неблагоприятных факторов, для ландшафтно-декоративного оформления застройки. Все озеленённые террито­рии территориальных комплексов-зон объединяются в систему озеленён­ных территорий города.

При создании систем озеленённых территорий в городах и посёлках решаются следующие задачи:

- градостроительные, связанные с членением отдельных зон и структур населенного места, объединением частей в одно целое, повыше­нием выразительности архитектурных ансамблей;

- оздоровительные, связанные с оптимизацией микроклимата, по­вышением санирующего и экологического эффекта;

- рекреационные, решающие проблемы отдыха городского населе­ния;

-архитектурно-художественные, связанные с эстетическим обога­щением городской среды, повышением художественной выразительности архитектурных ансамблей города.

Озелененные территории города, как объекты ландшафтной архи­тектуры, должны пространственно разграничивать различные, функцио­нальные зоны города, подчеркивать основные планировочные оси, выде­лять композиционно и функционально важные точки.

Озеленённые территории, а также компоненты существующих при­родных комплексов - леса, луга, долины рек - служат местами притяжения населения, являются своеобразными пространственными ориентирами. Озеленённые территории и существующие зелёные массивы связывают город с окружающей средой, являются активным градостроительным эле­ментом и участвуют в формировании городской территории.

В передовой градостроительной практике при ландшафтной органи­зации культурно-исторических зон города придерживаются следующих принципов:

-воссоздания исторически достоверной ландшафтной среды;

-стилевого единства, то есть использования архитектурно-ланд­шафтных приемов, характерных для эпохи создания ансамбля.

Озеленённые территории города выступают как средообразующий фактор, обладающий возможностями в создании и трансформации город­ского пространства.

Ландшафтная организация территорий путём создания системы озе­ленённых территорий предполагает выполнение следующих планировоч­ных мероприятий:

- установление взаимосвязей и непрерывность озелененных внутри­городских территорий с включением лугов, пойм рек, водоемов, лесов, на­ходящихся вне городской черты;

- выделение специализированных центров рекреации в виде крупных лесопарков или зон отдыха;

- установление специальных режимов пользования для отдельных объектов— заповедников, заказников, мемориалов, памятников садово-паркового искусства;

-организация необходимого уровня благоустройства городскихтерриторий с развитием дорог, устройством стоянок, мест отдыха;

-создание и сохранение зелёных насаждений на озеленённых тер­риториях, устойчивых по своей структуре, видовому составу и ассорти­менту, и осуществление систематического ухода за ними.

megaobuchalka.ru

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Задачи: • сохранение основных функций ландшафта как системы под­держания жизни; • выявление интересов природопользователей и анализ возника­ющих конфликтов;

• разработка плана действий и мероприятий, необходимых для решения конфликтов и достижения согласованных целей.

Научные и практические области знаний, интегрированные в ландшафтную архитектуру

Ландшафтная архитектура является собирательным понятием, включающим в себя аспекты из таких отраслей науки, как архитектура, экология, лесоводство, растениеводство, дизайн. Ландшафтный архитектор также должен обладать базовыми знаниями в области изучения графических редакторов и программ, геоинформационных систем.

Роль ландшафтной архитектуры в создании городов и населённых мест

Роль заключается в сохранении уже существующей биоэкосистемы, а также в создании зеленого каркаса. Задачи озеленения территории: градостроительная; оздоровительная; рекреационная; архитектурно-художественная. Озелененные территории города должны пространственно разграничивать функциональные зоны города, подчеркивать планировочные оси, выделять композиционно и функционально важные точки.

Ландшафтная организация территории предполагает выполнение планировочных мероприятий:

1. Установление взаимосвязей и непрерывности внутригородских озелененных территорий;

2. Выделение специализированных центров рекреации.

При формировании системы озеленения необходимо, чтобы размещение ее объектов было тесно увязано с планировочной структурой города.

Профессия “ландшафтный архитектор”, её цели и задачи

Всемирная организация труда (ILO) при Организации Объединенных наций выделяет в структуре Международного стандартного классификатора профессий (ISCO) профессию «ландшафтный архитектор» в отдельную независимую профессию под кодом 2162. Согласно описанию профессии в данном классификаторе «ландшафтный архитектор планирует и проектирует ландшафты и открытые пространства для проектов таких как парки, школы, институты, дороги и любые другие внешние пространства, расположенные на участках коммерческого, промышленного и жилого назначения, а также планирует и следит за их строительством, ремонтом, эксплуатацией и реконструкцией». Двумя другими родственными, но отдельными профессиями значатся архитектор зданий (код 2161) и градостроитель (код 2164).

Основные принципы ландшафтной организации территорий населённых мест.

При построении системы озеленения должны быть соблюдены следующие требования:

- равномерность размещения объектов озеленения общего пользования на селитебных территориях, общественных центрах города, на промышленных и коммунально складских территориях, на магистралях и улицах.

-Объединение в единую систему городских и загородных объектов сетью озелененных пешеходных трасс, набережных бульваров

- взаимосвязь городского ландшафта с рельефом окружающей среды, водоемами, застройкой сооружениями и оборудованием благоустройства, включение в систему озеленения в комплекс мероприятий по охране природы, оздоровлению окружающей среды.

Существуют разные подходы к организации систем озелененных территорий

- первый когда системы озеленения имеет подчиненный характер и зависит от планировачной структуры города.

- второй когда зеленые массивы систем формируют планировку города

Выделяют также несколько видов размещения озелененных территорий в плане города.

-центричный

-переферийный

-груповой, линейно – полосовой

центричный и переферийный система озеленения объединяющая объекты городского и районного значения в единое целое.

Ленейно-полосовая дифференцированные объекты озеленения .

Групповая и ленейно-полосовая выделенная система районных и городских парков и лесопарков, что характерно для крупных и крупнейших городов

Примеры и анализ биоэкологический каркаса Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Еревана

Для старых городов с исторически сложившейся застройкой харак­терны различные по структуре системы озеленения.

Москва. Система озеленения Москвы характерна своими глубоко врезающимися в застройку клиньями зелени, лучами, расходящимися от старого центра города к пригородной зоне. Основу их составляют большие по площади общегородские парки. В северной части Москвы такие парки образовались на базе старинных лесных массивов- Сокольников, Измай­лова, Останкина и нынешнего Ботанического сада.

По проекту генерального плана города (1971 г.) пространственным стержнем является зеле­ный клин, протянувшийся с северо-запада на юго-восток. Это непрерывная лента озелененных пространств шириной не менее 400 м, соединяющая центр города с зелеными оазисами ВВЦ, Ботанического сада.

Связующую планировочную роль играют зеленые диаметры. Первый диаметр пересекает столицу с юго-запада на северо-восток, объединяя в единое целое цепь существующих парков, скверов, бульваров.

Второй диа­метр объединяет парки и лугопарни вдоль русла Москвы-реки. Оба диа­метра по основной идее должны связываться парковым кольцом в цен­тральном районе города - зоопарк, Екатерининский парк, Главный бота­нический сад н др. Предусматривается использование водоемов на основе зеленых массивов по берегам рек

Украина, Киев. Систему озеленения города определяет зеленое про­странство вдоль русла Днепра. Это так называемый Днепровский водно-зеленый диаметр. Протяженность диаметра в пределах города составляет 20 км, ширина от 1,5 до 3-4 км. Зеленое пространство включает комплекс исторических нагорных парков и садов - Владимирскую горку, другие приднепровские парки, зеленые массивы Ботанического сада АН и др.

Парки правого холмистого берега образуют зеленую полосу, протя­нувшуюся от Подола на севере до южной границы города. Левобережные парки созданы ха равнинных низменных местоположениях. Острова Днеп­ровского гидропарка составляют площадь 1 000 га. Водно-зеленый диа­метр продолжается за пределами города - городские парки переходят в ле­сопарки и леса, образующие зеленый пояс города. Формирование системы озеленения города прежде всего связано с достижением непрерывности зе­леных территорий и объединением дисперсно расположенных объектов озеленения.

Армения, Ереван. В проекте системы озеленения выявляется непрерывность и равномерность размещения объектов в соответствии с ландшафтными особенностями города. Основу системы составляет зона отдыха в каньоне реки Раздан, проходящей через весь город и делящей его на равные части. Площадь зоны отдыха 400 га, протяженность в границах города 15 км. Крутые скалистые берега каньона обеспечивают изоляцию территории от поступающей к ней застройки. Узловыми элементами зеленого диаметра города являются парк Цицернакаберд в северной части города и парк у Ереванского моря. Центральная часть включает разветвленную систему скверов на площадях и бульваров вдоль улиц. Система обводнена, имеются разнообразные водные устройства - декоративные бассейны, фонтаны, каскады, водотоки и водопады. Со стороны внешней административной границы города предусмотрено развитие лесопаркового защитного пояса и зеленых массивов ботанического сада.

18. Особенности проектирования зеленых пространств на уровне районной планировки и территориального планирования

Система озелененных пространств на уровне районной планировки складывается из различных по своим функциям озелененных территорий. В ее структуру входят основные категории озелененных территорий города, за исключением объектов общегородского значения.

1) объекты общего пользования – парки, сады, скверы, бульвары жилых районов, озелененные участки у административных зданий, сады микрорайонов, дворы.

2) локального (ограниченного пользования) – территории внутри микрорайонов и жилой, смешанной застройки- придомовые полосы, озелененные участки школ и детских садов.

3) озелененные территории защитного типа – по границам микрорайонов, для защиты от шума и пыли со стороны магистралей, насаждения для укрепления почвы на откосах и т.п.

Учитывают следующие факторы:

1) Санитарно-гигиенические – инсоляция, нормальный воздухообмен, температурный и ветровой режим

2) Социально-экономические, расчетно-нормативные

3) Архитектурно-планировочные

19. Ландшафтная организация пригородных зон на примере лесопарков

Основная задача – сохранение естественного ландшафта. Рекреационная доступность 30-100км. Наиболее посещаемые зоны отдыха, расположенные непосредственно вблизи (до 5 км) от городов, отличаются повышенным уровнем благоустройства, что позволяет ландшафту выдержать высокие рекреационные нагрузки. Зоны, находящиеся на значительном удалении от города, напротив, могут иметь упрощенное благоустройство, несколько приближающееся к естественной среде. Важную роль играют дороги, шоссе, сх угодья.

Лесопарк — это лесной массив, предназначенный для отдыха в условиях свободного режима пользования, территория которого приведена в определенную ландшафтно-планировочную систему и благоустроена с сохранением природных ландшафтов и лесной среды.

БОТАНИЧЕСКИЙ САД

БОТАНИЧЕСКИЙ САД — территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон. Современный ботанический сад — это городская особо охраняемая природная озеленённая территория, на основе ресурсов которой управляющая организация создаёт ландшафтные сады и содержит документированные коллекции живых растений и/или законсервированные образцы растений, содержащие функциональные единицы наследственности, представляющие фактическую или потенциальную ценность для целей научных исследований, образования, публичных демонстраций, сохранения биоразнообразия, устойчивого развития, туризма и рекреационной деятельности, производства услуг и товарной продукции на основе растений для улучшения благосостояния людей. Как правило, при ботанических садах действуют вспомогательные подразделения или учреждения — оранжереи, гербарии, библиотеки ботанической литературы, питомники, экскурсионно-просветительские отделы. Ботанические сады, в которых изучаются, в основном, деревья, называются дендропарками, или арборетумами; кустарники — фрутицетумами; лианы — витицетумами. Некоторые ботанические сады носят очень узкий научный характер и закрыты для посещения публики. Наблюдается общемировая тенденция усиления экологических, природоохранных и социально значимых функций ботанических садов на урбанизированных территориях.

48. Архитектурно-планировочная композиция, благоустройство и озеленение территории зоопарков

Архитектурно-планировочная композиция зоопарка должна учитывать многопрофильность содержания, биологические, санитарно-гигиенические и эстетические требования, а также обеспеченность транспортными связями.

При проектировании зоопарка необходимо предусмотреть, чтобы отводимая территория была удалена от городского шума - желательны лесопокрытые загородные территории; защищена от холодных ветров и суховеев, имела пересеченный рельеф, проточную воду, насаждения, возможность устройства водоемов. Необходимо предусмотреть устройство сменных выгулов для животных в целях отдыха, дезинфекции и озеленённых участков, создание пастбищ-лужаек, организацию близ территории зоопарка подсобных посевов кормов и подсобного зверопаркового хозяйства, резервной парковой площади, используемой для животных, живущих в природных условиях.

Возможна также организация краеведческого уголка. Для экспозиции используются: аквариумы для земноводных и рыб — рек, морей и промыслового рыболовства, оборудованные регулярными бассейнами а также прудами и речками; террариумы для пресмыкающихся с бассейнамии скальными участками.

Территория зоопарка делится на зоны:

- авиарии— для лесных, степных, хищных и ночных птиц с отдельными вольерами и общими летними площадками, огражденными сетками; для тропических птиц с оборудованными оранжереями с тропической растительностью и бассейнами; для страусов с открытыми лужайками и вольерами; для больших и водных птиц с бассейнами и прудами с заболоченными берегами;

- зоны сумчатых, грызунов, насекомоядных, рукокрылых - со специальными сооружениями, загонами, садками, бассейнами и ручьями;

- зоны ластоногих и белых медведей, оборудованные сооружениями и большими глубокими бассейнами - для ластоногих - 20,5 х 9,2 м; глубина от 0,85 до 1,85 м; для белых медведей- два бассейна- 50 х 9,5 м, глубина 3,5 м;

- зоны травоядных, оборудованные сооружениями, пастбищами,

садками, загонами и ручьями;

- зона обезьян - со специальными устройствами, ограждающими обезьян от заражения инфекционными болезнями; площадка для молодняка, хорошо доступная для обозрения;

- санитарно-ветеринарная зона, состоящая из лаборатории, лечебницы, изолятора, дома для молодняка и карантинного отделения. Она должна быть изолирована от экспозиции и хозяйственного двора полосой зеленых насаждений, шириной не менее 200 м.

- научно-исследовательская зона, включающая сооружения, оранжереи, водоем. Она располагается на периферии зоопарка и должна иметь самостоятельный вход;

- парковая зона - это рекреационные площади, площадки для игр и катания на пони, верблюдах и т. д., кинолекторий, музей, места обслуживания посетителей, рестораны, кафе, кассы, стоянки автомобилей;

- хозяйственно-административная зона, включающая административный корпус, мастерские, гараж, базисные склады, кормокухню, котельную. Базисные склады и кормокухни должны быть размещены на периферии, в местах, обеспеченных грузовым транспортом, рядом с местами экспозиции животных, употребляющих наибольшее по объему количество кормов.

В организации зоопарков прослеживаются две тенденции:

1) создание комплексов многоцелевого назначения — сооружений больших размеров с определенными климатическими условиями, предназначенных для содержания и демонстрации животных из разных частей света в любое время года и при любых погодных условиях;

2) формирование ландшафтного парка.

Архитектурно-планировочная композиция территории зоопарка зависит от максимального использования существующего ландшафта, окружающих территорий и возможности расширения экспозиции.

Озеленение территории зоопарка подчиняется задачам экспозиции. Как фон для экспозиции часто создается искусственный ландшафт - горный, лесной, степной; ландшафт с водой — пруды, ручьи, озера.

При создании зоопарка на лесопокрытой территории для экспозиции отводят наиболее свободные от леса участки, тщательно сохраняя окружающий лесной массив, формирующий парк, создающий благоприятный фон и чистый воздушный бассейн; Вольеры, сооружения зоопарка должны быть обрамлены группами деревьев, кустарниками, лианами, декоративными травянистыми растениями. Озеленение берегов водоемов должно, по возможности, воспроизводить природный прибрежный ландшафт.

Террариумы решаются среди горного ландшафта, авиарии снаружи озеленяют лианами.

Для тропических птиц создают уголки с тропической флорой.

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Задачи: • сохранение основных функций ландшафта как системы под­держания жизни; • выявление интересов природопользователей и анализ возника­ющих конфликтов;

• разработка плана действий и мероприятий, необходимых для решения конфликтов и достижения согласованных целей.

cyberpedia.su

Ландшафтный дизайн городских улиц

ЛЕКЦИЯ - ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ГОРОДСКИХ УЛИЦ

П Л А Н :

1. Роль улиц в системе городских открытых пространств.

2. Проблемы ландшафтного проектирования уличного пространства.

3. Классификация городских улиц.

4. Приемы ландшафтного оформления городских улиц.

5. Характер ландшафтной организации уличного пространства.

6. Современные приемы в создании пешеходных пространств

городских улиц.

1.  РОЛЬ УЛИЦ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКИХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ

Система городских магистралей, улиц и площадей решает комплекс планировочных, технических и эстетических задач, определяющих лицо и жизнь города.

Задачи:

● обеспечение наиболее коротких и удобных путей для пешеходов и транспорта;

● организация поверхностного стока и удаления ливневых вод;

● размещение инженерных сетей и коммуникаций;

● обеспечение нормального проветривания или защиты от ветров;

● архитектурно-пространственное построение города и создание композиционных осей.

В системе городских открытых пространств улицам принадлежит особая роль:

● это «русла» коммуникаций, передвигаясь по которым человек воспринимает среду и «оценивает» эстетику прилегающих застроенных или свободных участков;

● как неотъемлемый компонент функциональной и планировочной организации города – важный элемент в раскрытии образа населенного места, формируют эстетическое своеобразие каждого фрагмента транзитного пространства.

2.  ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

На большинстве улиц современных городов сложился определенный приоритет транспорта, что заставляет по-новому взглянуть на роль ландшафтного дизайна в возвращении им элемента комфортности для пребывания человека.

■ Основные задачи проектировщиков:

● средствами ландшафта снять психологическое напряжение, в котором находится человек от постоянного визуального и звукового контакта с транспортными средствами.

● сократить затраты населения на передвижение (от места проживания до работы в один конец: в крупных городах не более – 40 мин., в остальных населенных местах – 30 мин.).

3.  КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

По действующим нормам проектирования городов все улицы населенных мест подразделяют на классы:

I - скоростные дороги;

II – магистрали общегородского и районного значения;

III – дороги местного значения: жилых, промышленных и складских районов, проезды;

IV – пешеходные дороги.

На схеме приведена современная типология улиц и площадей.

 

■ Магистральные улицы

(для движения основного потока городского транспорта) бывают:

▪ общегородские;

▪ районные.

Общегородские разделяют на магистрали:

▪ непрерывного движения (обеспечивают транспортную связь между жилыми и промышленными р-нами, с пересечением с др. улицами);

▪ регулируемого движения (обеспечивают транспортные связи в пределах города между жилыми р-нами и общественным центром)

Расчетная скорость движения:

60-80 км/ч.

■ Магистрали районного значения:

Обеспечивают транспортную связь в пределах района. А также с магистралями общегородского значения. Расчетная скорость движения: 80 км/ч.

■ Улицы и дороги местного значения:

▪ жилые улицы (обеспечивают транспортную и пешеходную связь жилых районов и микрорайонов с магистральными улицами). Расчетная скорость движения до 60 км/ч.;

▪ дороги промышленных и коммунально-складских районов (для перевозки материалов и грузов, обеспечивающие связь с дорогами грузового движения), расчетная скорость движения до 60 км/ч.;

▪ пешеходные улицы и дороги (для связи с местами приложения труда, учреждениями, предприятиями обслуживания, местами отдыха, остановками транспорта);

▪ поселковые улицы (для транспортной связи внутри селитебной зоны с общественным центром, учреждениями и предприятиями обслуживания поселков) Расчетная скорость движения до 30 км/ч.;

▪ проезды, предназначенные для транспортной связи в пределах микрорайонов. Расчетная скорость движения до 30 км/ч.

4.  ПРИЕМЫ ЛАНДШАФТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Планировку благоустройства и озеленения улиц и магистралей строят на основе единства входящих в него систем.

■ Для этой цели разрабатывают:

▪ планировочную транспортно-пешеходную схему передвижения;

▪ систему озеленения и цветочного оформления с учетом визуальной информации и ориентации в городской среде, колористики города.

■ Архитектурно-планировочное решение должнообеспечивать:

▪ безопасность движения;

▪ удобство передвижения пешеходов и транспорта;

▪ ориентацию в пространстве города;

▪ соподчиненность и упорядоченность элементов застройки;

▪ масштаб и ритмическое построение композиции застройки.

■ Единая объемно-пространственная система улиц строится:

▪ в увязке внешних и внутренних пространств города;

▪ с учетом ландшафтных характеристик местности;

▪ с учетом пространственных особенностей окружающей застройки.

■ Система озеленения и цветочного оформления улиц и площадей(ландшафтно-планировочная организация территории) разрабатывается с учетом:

▪ взаимосвязи всех объектов озеленения;

▪ структуры озеленяемых территорий (открытые, полуоткрытые, закрытые пространства);

▪ ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений.

Элементами озеленения улиц являются: газоны, цветники, деревья и кустарники.

Они размещаются:

▪ в разделительных полосах, расположенных по оси проезжей части;

▪ между проезжей частью и тротуаром;

▪ на «островках» у перекрестков;

▪ у входов в общественные и торговые здания;

▪ вблизи домов;

▪ в отступах от красной линии;

▪ в палисадниках.

Виды насаждений:

▪ одиночные, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников;

▪ цветники и газоны в полосах вдоль проезжих частей и тротуаров;

▪ древесные лианы и вьющиеся травянистые растения в вертикальном озеленении стен зданий, осветительных мачт, подпорных стенок, лестниц;

▪ различных «вставок» из цветочных растений на «островках» у перекрестков, а также одиночных посадок деревьев или кустарников на широких тротуарах, у подходов к общественным и торговым зданиям;

▪ растений в декоративных бетонных или керамических вазах на газонах, тротуарах, перед входами в здания.

Факторы,которые необходимо учитывать при разработке проектных решений:

▪ природно-климатические (солнечная радиация, температура и относительная влажность);

▪ антропогенные (загазованность, запыленность воздуха, шум, вибрация механические повреждения растений, переуплотнение почвы);

▪ эстетические.

5.  ХАРАКТЕР ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Характер ландшафтной организации уличного пространства ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТРЕХ УСЛОВИЙ:

▪ транспортных (интенсивность движения, наличие грузового движения, пересечения и развязки);

▪ планировочных (ширина и протяженность улицы, ее назначение в системе городских коммуникаций, ориентация, характер застройки);

▪ природных (рельеф и микрорельеф, количество осадков).

□ По мере сокращения интенсивности транспортного движения требования к уровню ландшафтного дизайна улицы возрастают, так предполагается более высокий уровень оборудования среды для пешеходов. Для размещения рядовых посадок вдоль тротуара требуется полоса газона не менее 1,5 м, при двурядных посадках – не менее 3,5-4 м.

В случае проведения работ по ландшафтному дизайну улицы в условиях реконструкции, что сокращает степень свободы в использовании новых элементов традиционного озеленения, могут быть применены следующие приемы:

▪ в композицию уличного пространства могут быть включены существующие высокие деревья на прилегающих дворовых территориях;

▪ применено вертикальное озеленение по конструкциям на поверхности фасадов зданий или в подвесных емкостях типа «кашпо» (последний прием весьма распространен в исторических центрах городов Англии и Франции)

□ Природное разнообразие ландшафтов городских улиц используют для устройства газонов и цветочных композиций на склонах между пешеходной и транспортной зонами, а также создания альпийских горок по каскаду из природного камня.

□ Сокращение уровня шумового воздействия транспорта – одна из задач ландшафтной организации магистралей со смешанным движением. Выделение по оси таких улиц полос для рельсового транспорта с плотными рядами деревьев с обеих сторон – существенная мера по снижению уровня шума (Санкт-Петербург, Милан, Евпатория).

□ Ландшафтный дизайн является наиболее эффективным как в функциональном, так и в эстетическом отношениях, когда вдоль зоны движения транспорта создаются несколько полос пешеходного назначения с различным уровнем звукового комфорта и степенью пейзажного разнообразия (например, Большой проспект в Санкт-Петербурге, Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, ул. Киевская в Симферополе). Вдоль транспортных магистралей размещаются ближняя и более удаленная пешеходные полосы. Особенность первой полосы – повышенное колористическое разнообразие за счет включения цветочных композиций (исключение Симферополь). Для второй полосы характерно многослойное разграничение с помощью нескольких радов деревьев.

□ Сокращение монотонности при движении обеспечивает композиционное разнообразие при проектировании ландшафта продольной оси улицы. Технологически оптимальным расстоянием между деревьями при создании рядовых посадок принято считать интервал в 5,0 м, но в целях достижения переменности ритма целесообразно чередовать указанную величину с увеличенными разрывами в смысловых точках (приоритет боковых раскрытий, смена поперечного профиля улицы, включение цветочных композиций). Аналогичной закономерности подчиняется и ритм групповых посадок с использованием силуэтных (дендрологических) акцентов, что вносит в продольных профиль улицы вертикальное разнообразие.

Таким образом, к числу приемов размещения растительного материала вдоль транспортных магистралей можно отнести:

▪ создание нейтрального (пассивного) ряда деревьев,

▪ активного силуэтного ряда,

▪ формирование ритма групп высокой растительности,

▪ контрастное противопоставление линии и точек (акцентов) отдельных деревьев.

□ Симметрия, асимметрия.

В зависимости от ориентации улицы ее ландшафтная организация может носить характер, близкий к симметрии (при ориентации «север-юг») или существенно различаться для каждой из сторон («восток-запад»), так как требуется достаточная инсоляция северной части.

□ Одним из реальных средств достижения продольного разнообразия уличного пространства является ландшафтный дизайн участков у остановок общественного транспорта (размещение элементов озеленения земли перед несущими или ограждающими конструкциями остановок, вертикальных и горизонтальных плоскостей, включая и покрытие).

□ Спуски и подземные переходы.

Практика таких стран, как Германия, Англия, Франция, значительно расширила представление о возможных решениях заглубленных участков городской среды, превратив их в каскады подпорных стенок с растительностью и цветочными композициями вдоль пандусов. Террасирование рельефа у входов в подземные станции скоростного трамвая в Ганновере (Германия), ярусное размещение форм растительности, включая вьющиеся кустарники, вдоль спуска к станции метрополитена в Лондоне (Англия) подчеркивают необходимость переоценки традиционных решений в подземной урбанистике.

□ Новое качество уличного пространства путем реконструкции ландшафтной организации пешеходных зон полифункционального назначения за счет:

▪ преобразования поверхности земли;

▪ радикального обновления «уличной мебели»;

▪ замены средств рекламы и вечерней подсветки.

Примером такой современной градостроительной практики могут служить реализованные проекты Ляйсвес аллеи в Каунасе (Литва) и «новый Старый Арбат» в Москве.

□ Примеры зарубежной практики последнего десятилетия подтверждают общую направленность ландшафтного дизайна пешеходных пространств на решение задач гуманизации городской среды. Реализация проектов в городах Германии (Лейпциг, Дрезден, Коттбус, Висбаден и др.) выявила необходимость учета трансформирующихся функций отдельных фрагментов пешеходных зон для торговли, обслуживания, размещения пунктов питания при выборе средств разграничения пространства.

Наряду с созданием нейтрального ряда деревьев в композиции таких зон активно используются модульные формы декоративного озеленения в виде мобильных емкостей с растительным материалом, что обеспечивает необходимую гибкость в изменении функций отдельных участков. Подобные боксы наиболее отвечают необходимости разделения оживленных, транзитных, зон и более спокойных, примыкающих к учреждениям обслуживания участков.

6. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ В СОЗДАНИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

□ ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ в городах Европы позволяет отметить некоторые особенности в организации их ландшафта:

 -более частая по сравнению с другими улицами сменяемость ландшафтных акцентов;

- активное использование геопластики для рельефного профилирования поверхности земли;

- широкое применение водных устройств;

- придание графического и колористического разнообразия рисунку декоративного мощения;

- применение средств малых архитектурных форм в частичном экранировании и покрытии пешеходных пространств в сочетании с вертикальным озеленением.

Наличие большого разнообразия учреждений торговли, питания и обслуживания в составе пешеходных зон определяет необходимость размещения достаточного объема информации об их нахождении. В то же время психология восприятия среды свидетельствует о целесообразности дозирования такой информации во избежание перегрузки внимания человека и быстрой утомляемости. Этим целям вполне отвечают либо прерывистый характер передачи информации в виде рекламы, чередуемой с нейтральным фоном из отдельных деревьев, либо переключение внимания на элементы вертикального озеленения. Иногда любой дендрологический акцент в виде мобильного бокса с растительным материалом невольно привлекает внимание к расположенному рядом входу в учреждение торговли или питания в силу контрастной смены формы и текстуры элементов среды.

Характерной особенностью ландшафтного дизайна пешеходных зон является концентрация средств максимальной выразительности в фокусных точках, т. е. вблизи наиболее посещаемых мест обслуживания досуга:

● водные устройства;

● микрорельеф;

● цветовые акценты;

● интенсивная вечерняя подсветка;

●повышенное число мест для отдыха с декоративными навесами и т. д.

На таких участках уделяется повышенное внимание подбору пород деревьев, кустарников, цветов, возможно применение устойчивого рулонного газона. В качестве обязательного компонента дизайна среды в этом случае выступает система вечерней подсветки, в которой кроме традиционных светильников высокого расположения, широко используются направленные низкие лампы для освещения газонов цветов, деревьев, а также встроенные в поверхность декоративного мощения небольшие светильники для обозначения маршрута движения.

Во избежание уплотнения почвы у корневой системы деревьев, высаживаемых в пешеходной зоне, и для увеличения площади свободного передвижения пешеходов стволы высокой растительности окружаются защитными решетками, рисунок которых согласуется с геометрией декоративного покрытия.

В качестве средств визуального разграничения пешеходного и транспортного пространства часто используются невысокие бетонные боксы с цветами, а также подвесные «кашпо» на ажурных металлических конструкциях.

В зависимости от интенсивности потоков посетителей средства вертикального озеленения могут включаться в качестве декоративного элемента при создании навесов из армированного стекла вблизи мест с максимальной плотностью посещения.

Комплексное рассмотрение вопросов ландшафтного дизайна городских улиц позволяет значительно повысить уровень комфортности для человека и внести качественное разнообразие в их облик.

po-teme.com.ua

Учебно-методический комплект

3 Методика архитектурно-ландшафтного проектирования дорожного пространства

Объектом ландшафтного проектирования являются также дороги. Можно выделить два аспекта - дорога как элемент межселенных ландшафтов и дорога как объект детального архитектурно-ландшафтного проек­тирования. Архитектурно-ландшафтное проектирование должно охватывать все стадии формирования автомо­бильных дорог. В архитектурно-ландшафтном проекти­ровании новых дорог выделяют следующие этапы:

технико-экономическое обоснование архитектурного реше­ния дороги; предпроектный анализ; разработка генераль­ной схемы архитектурного решения; изыскания и трас­сирование дороги; разработка проекта озеленения, мест отдыха, малых архитектурных форм и элементов внеш­него благоустройства.

Архитектурно-ландшафтная организация среды ав­томобильных дорог средствами зеленых насаждений включает следующие задачи:

- технические (снегозадержание, укрепление грун­тов против ветровой эрозии и оползней, дренирование

почвы, восстановление растительности, уничтоженной или поврежденной при строительных работах);

  • повышение безопасности движения (зрительное ориентирование водителей в процессе движения и обозначение трассы за пределами ее фактической видимости; предупреждение об опасных участках и местах повышенного внимания; защита от ослепления фарами встречных автомобилей; защита от бокового ветра; со­здание ограждающих устройств);

  • санитарно-гигиенические (обеспечение благопри­ятного микроклимата в придорожной полосе и в местах отдыха - защита от шума, пыли, газов, ветра, солнца);

  • архитектурно-ландшафтные и информационно-эс­тетические (обеспечение гармоничного сочетания доро­ги с окружающим ландшафтом; выявление и подчер­кивание характерных ландшафтных особенностей; де­корирование и маскировка неэстетичных видов, соору­жений; информационно-эстетическая оптимизация ар­хитектурной среды дороги; совершенствование архитек­турных качеств придорожных сооружений (вертикаль­ное озеленение, цветочное оформление и др.).

Дорога как элемент ландшафта должна не только не нарушать его целостности и живописности, но и еще более выявлять их. Каждую дорогу можно рассматри­вать в качестве элемента ландшафта и в качестве свое­образного гида, раскрывающего перед путешествующи­ми особенности природы края, его культуру, достопри­мечательности.

Методика проектирования автомобильных дорог до­статочно широко освещена в отечественной и зарубеж­ной литературе. Однако при проектировании дорог ос­новное внимание все еще акцентируется на инженерно-технических и экономических вопросах. Между тем со­вершенство дороги определяется гармоничными взаи­мосвязями ее функциональных, технических и эстети­ческих характеристик.

4 Принципы формирования и организация территорий производственных объектов

Архитектурно-ландшафтная организация территории производственных объектов включает не только озеле­нение и благоустройство. Формирование промышлен­ного ландшафта осуществляется на основе гармонично­го сочетания искусственных и природных компонентов и имеет целью обеспечение экологических, функциональ­ных и эстетических качеств производственной среды, в том числе путем использования растений в архитектуре зданий и сооружений.

Подход к ландшафтной организации промышленных территорий предопределяется общими принципами раз­вития промышленности. Исторически размещение про­изводства изменялось в направлении от полного совме­щения мест труда и проживания к значительному их разделению. Системно-экологический принцип и прин­цип ландшафтной организации производственных территорий развивались от благоустройства локальных уча­стков внутри промышленных предприятий к решению общих ландшафтных задач (в схемах и проектах рай­онной планировки, генеральных планах населенных мест, промышленных узлов и районов, проектах планировки, застройки и благоустройства отдельных производствен­ных объектов). Промышленное образование любого мас­штаба должно рассматриваться как подсистема ландшаф­та населенного места и, соответственно, как подсистема его водно-зеленой системы.

Анализ архитектурно-ландшафтной практики при строительстве промышленных предприятий, узлов и рай­онов показывает, что во многих случаях эти вопросы попросту игнорируются. При размещении и проекти­ровании промышленного объекта основное внимание уделялось технологическим, функциональным, санитар­но-гигиеническим требованиям, а архитектурно-художе­ственные аспекты формирования ландшафта, как пра­вило, учитывались недостаточно.

Основные факторы, оказывающие влияние на фор­мирование ландшафта производственных образований города: загрязненность атмосферы (газ, аэрозоли, пыль, шум и пр.) и существующая категория вредности про­ектируемого или реконструируемого производственно­го объекта; природные особенности (рельеф, наличие или отсутствие достаточно ценных массивов зеленых насаждений, акватории, роза ветров и т.д.); градострои­тельная ситуация (расположение промышленных объек­тов по отношению к жилым образованиям, обществен­ным центрам, транспортным артериям и т.д.).

ЛЕКЦИЯ № 7

ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВНУТРИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

  1. Единая планировочная организация водно-зеленой системы города.

  2. Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств в жилом комплексе.

1 Единая планировочная организация водно-зеленой системы города

Ландшафт современного города - сложная, постоян­но, развивающаяся природно-антропогенная система, в которой взаимосвязанные водно-парковые устройства и другие открытые незастроенные озелененные террито­рии составляют подсистему.

Максимально возможное сохранение ландшафта - одна из главных задач строительства новых городов. При развитии и реконструкции сложившихся населенных мест мы стремимся к воссозданию равновесия между природными и антропогенными компонентами. Под пре­образованием ландшафтов понимается приспособление естественных природных данных для жизни человека с полным или частичным сохранением ландшафтных ка­честв.

Рассматривать архитектурно-художественные аспек­ты формирования ландшафта города следует не изоли­рованно, а только в рамках комплексной программы про­странственной организации гармоничной городской сре­ды. Наиболее целостно городской ландшафт может фор­мироваться на фундаментальной основе современной гра­достроительной экологии, которая, в свою очередь, сло­жилась в рамках решения проблемы охраны и рацио­нального преобразования окружающей среды в целом.

Сложность проблемы взаимосвязи архитектуры и природы в городе объясняется противоречивой сущно­стью города, который противостоит природе и одновре­менно связан с ней.

Современная водно-зеленая системагорода, явля­ясь подсистемой его ландшафта, включает открытые озе­лененные пространства и, как правило, значительные вод­ные объекты (реки, озера, водохранилища, каналы). С архитектурной точки зрения водно-зеленая система характеризуется единством планировочной организации, территориальной и функциональной взаимосвязанностью.

Реконструкция старых городов неизбежно ведет к вторжению в объемно-пространственную структуру но­вых элементов. В связи с этим в градостроительстве возникла необходимость комплексной охраны и рестав­рации памятников в исторически достоверной архитек­турно-ландшафтной среде. Выделяются задачи двух уровней: комплексная охрана исторического городско­го ландшафта и охрана и реставрация каждого отдель­ного памятника, но опять-таки в достоверной среде.

2 Архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств в жилом комплексе

Архитектурно-ландшафтная организация режимных зон зависит от типа зоны (территория памятника, ох­ранная зона, зона регулирования застройки, зона охра­няемого ландшафта); типа памятника, эпохи его созда­ния, характера среды.

К основным принципам архитектурно-ландшафтно­го решения исторического фрагмента города, ансамбля или отдельного памятника можно отнести:

  • принцип полного (документального) воссоздания исторически достоверной архитектурно-ландшафтной среды;

  • принцип нейтрального решения с использованием приемов озеленения и благоустройства, нетипичных для какой-либо определенной эпохи;

  • принцип контрастного решения с применением средств и методов современной ландшафтной архитектуры.

Реконструктивным и реставрационным работам обя­зательно должны предшествовать научные исследова­ния и предпроектные изыскания, в состав которых вхо­дят обмерные работы, таксация существующих зеленых насаждений, изучение архивных, проектных, литератур­ных источников, а также художественных работ (аква­рели, гравюры и пр.) эпохи возникновения объекта.

Городские экологические ус­ловия значительно отличаются от естественных, в кото­рых сформировалась наследственная основа растений. В больших городах наблюдается преждевременная ги­бель растений как раз в период, когда деревья и кустар­ники должны достигать наибольшей декоративности, т. е. задолго до сроков своего обычного отмирания в есте­ственных условиях. Преждевременное отмирание город­ских зеленых насаждений вызывается загрязнением воз­душного бассейна, особенностями городских почв, изме­нением гидрологии. Особенно чувствительны к дыму, саже, смолам, окиси углерода и другим вредным выбро­сам хвойные породы. Из-за большой задымленности со­временные города частично лишены биологически ак­тивного солнечного света.

Особенности городских почв - обедненность пита­тельными веществами, засоренность строительным му­сором, неблагоприятный воздушно-влажностный режим из-за их переуплотненности. Очень вредна именно уп­лотненность почв, из-за которой глубина промерзания значительно увеличивается. Этому способствует и от­сутствие лесной подстилки (опавших листьев), которые для красоты и порядка убираются. Слой опавших лис­тьев в лесу способствует сохранению рыхлой структуры почвы, ее влажности; разлагаясь, листья обогащают по­чву органическими веществами.

Мероприятия по охране зеленых насаждений в го­роде бывают как агротехнические, так и архитектурно-планировочные, в частности рациональная планировка и размещение зеленых насаждений с учетом основных потоков пешеходов, исключающие вытаптывание газо­на и уплотнение грунта в зоне корневой системы древесно-кустарниковых насаждений. Свободный режим: пользования газоном в парках, лесопарках и зонах от­дыха допускается в местах, где плотность посетителей не превышает 8-10 чел/га.

Ассортимент растений настолько разнообразен, что справочники составляются для отдельных природно-кли­матических районов, где древесно-кустарниковые и цве­точные растения систематизируются в зависимости от их требовательности к почвенным условиям, условиям инсоляции, по засухоустойчивости, газостойкости, пыле­защитной и шумозащитной способности, быстроте роста, продолжительности жизни, декоративности и другим качествам.

Озеленение населенных мест предполагает заблаго­временное обеспечение питомниками и цветочными хо­зяйствами. Для питомников и цветочных хозяйств не­обходимы территории со спокойным рельефом, плодо­родными почвами, удобным водоснабжением. Помимо декоративных питомников, для озеленения городов и других населенных мест закладываются также лесные питомники для облесения пригородных зон.

Сады и парки - важнейшие элементы ландшафтов населенных мест, их водно-зеленых систем. Создание но­вых и реконструкция существующих садов и парков связаны с решением ведущих социальных задач - орга­низацией среды для досуга населения и улучшением окружающей среды. Досуг рассматривается как сочета­ние функций отдыха, развлечений, развития творческих способностей людей.

Задачи проектирования садов, парков, лесопарков яв­ляются и новыми и традиционными. Современное паркостроение, используя исторические приемы ландшафт­ной композиции, развивая их, одновременно по-новому решает социально-функциональные вопросы (размеще­ние, планировочная организация, состав объектов).

Геометричность их композиционного построения под­черкивалась сетью узких каналов, разделявших терри­торию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным и квадратным газо­нам и тонким цветовым сочетаниям растений. На за­воеванном арабами Иберийском полуострове в VIII—XII вв. сложился тип испано-мавританского сада, рас­положенного в небольшом дворике. Для этих садов, изо­лированных от окружающих ландшафтов, были харак­терны композиционные приемы, близкие к интерьерным. Главные декоративные элементы - небольшие бас­сейны, выложенные цветными изразцами, стриженные вечнозеленые кустарники.

Сквер- небольшой (площадью 0,2 - 1 га) благоуст­роенный и озелененный участок перед общественным зданием, на площади, пересечении транспортных и пе­шеходных путей и т.д. Различают скверы для кратко­временного отдыха, декоративные, мемориальные, скве­ры - выставочные площадки и др.

Сад «модульный»- небольшой сад или сквер, за основу планировочного и композиционного решения ко­торого принят тот или иной повторяющийся геометриче­ский модуль (шестигранник, квадрат, круг или др.).

Парки по сравнению с садами - более крупные ар­хитектурно-ландшафтные образования, имеющие разви­тую типологию. Наиболее разнообразна типология и структура городских парков. Своей спецификой обладают парки сельских населенных мест.

Городские парки разделяются:

по местоположению - на городские и пригородные;

по величине - на малые (5-20 га), средние (20 -100 га) и большие (более 100 га). Рекомендуется, чтобы площадь городского парка не превышала 500 га, а заго­родного - 1000 га (при необходимости возможна орга­низация комплексов из нескольких городских или за­городных парков);

по функциональному назначению - многопрофиль­ные парки культуры и отдыха и специализированные: спортивные, прогулочные, детские, лечебно-оздоровительные (при санаториях, домах отдыха), научно-познавательные (ботанические, зоологические, выставочные, эт­нографические), мемориальные;

В гидропарках преобладают водоемы, которые явля­ется базой организации водных видов спорта и отды­ха, композиционной основой архитектурно-планировоч­ной и ландшафтной организации парка. Необходимым элементом гидропарка выступают пляжи с соляриями, дендрариями, спортивными площадками. Размер гидропарков - 500-1000га и более, соотношение площади водо­емов, древесно-кустарниковых массивов и лугов примерно 2:1:1. Древесно-кустарниковые насаждения в гидропарках имеют не только декоративное, но и защитно-техническое значение, регулируют поверхностный сток езды, замедляют заиление водоемов, осушают избыточно увлажненные участки. Для гидропарков характерен ландшафт открытых и полуоткрытых пространств с групповым размещением насаждений. Породный состав насаждений подбирается с учетом произрастания в условиях повышенной влажности. Особое внимание уделяется декоративному оформлению берегов водоемов. Под луга отводятся пониженные, пойменные территории, однако обеспечивающие условия произрастания луговых трав и декоративных многолетников.

Дендропарки - пейзажные парки с богатым ассор­тиментом древесно-кустарниковой растительности. Композиционное разнообразие в дендропарках достигается неархитектурными элементами (павильоны, скульпту­ра), а средствами зеленых насаждений, геопластики, водными устройствами.

ЛЕКЦИЯ № 8

ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ В ЦЕЛЯХ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБУСТРОЙСТВА

ПРОСТРАНСТВА

  1. Функциональное зонирование участка.

  2. Основные этапы освоения.

1 Планирование участка

Обследуя участок, определите зону восприятия окрестностей, все то пространство, которое можно охватить глазом, — соседние участки, деревни, дальние холмы. Представьте, как будет выглядеть сад со стороны, с разных точек — с дороги, улицы, других участков. И постарайтесь не только добиться гармонии на собственной территории, но и позаботьтесь о соседях и окружении.

Приступая к практическому освоению участка, не торопитесь засаживать свободное пространство деревьями, на пригорке строить дом, а дорожки проводить “по линеечке”. Каковы бы ни были ваши намерения — превратить загородное поместье в зону отдыха, в постоянное место жительства или практичное подсобное хозяйство, вам, дабы избежать разочарования в будущем, в настоящем следует учесть достаточно много важных понятий, познакомиться с приемами планировки и композиции, основанных на природных законах, и т. д. А благополучие, комфорт и хорошее настроение возможно лишь тогда, когда заранее учтены потребности и желания каждого члена семьи. И если вы об этом задумались, значит, перед вами встает вопрос о планировке.

Где разместить теплицу и гараж, какое место в саду отвести под детскую площадку, как проложить дорожки? В каждом конкретном случае первостепенными могут оказаться самые разные вопросы — осушение болотистой территории, коренное улучшение почвы или борьба с буйными сорняками, но все же без плана вам не обойтись.

При планировке участка следует не только учесть ваши интересы, но и не забыть про соседей и окружающий ландшафт, не рубить сгоряча оказавшиеся на вашей земле взрослые дикорастущие деревья — возможно их с успехом можно будет вписать в будущую композицию вашего сада, а также с превосходством собственника не закрывать другим отдыхающим доступ к берегам рек, водоемов, лесу.

Необходимо не только добиться эстетического эффекта, но и сделать участок удобным и приятным для отдыха и работы — вот главная задача правильной планировки.

Основные ошибки на первом этапе планировки — неправильная ориентация по сторонам света. Нужно учесть, как освещается участок в течение дня и в разное время года, как передвигаются по нему вслед за солнцем тени от зданий и деревьев. Лишь в этом случае вы сможете правильно выбрать место для домика и наметить территорию для отдыха, где семья проводит наибольшее количество часов, спасаясь от полуденного жара и солнца. Сажать растения также нужно с учетом их требований: многие из них нуждаются в ярком свете, а некоторые, наоборот, не выносят прямых солнечных лучей, и им тоже нужно найти такое место, чтобы они смогли благоприятно расти и развиваться.

Тени продвигаются в обратном направлении от движения солнца — с запада на восток. Самые длинные тени образуются при восходе и закате солнца, самые короткие — в полдень.

Случается, и достаточно часто, что участок имеет трапециевидную, треугольную, а то и вовсе не геометрическую форму. Труднее всего приходится хозяевам вытянутых в длину, узких участков: их планировка значительно затруднена, особенно если садовый домик имеет большие размеры. Земельные наделы неправильной формы таят в себе колоссальные возможности проектирования, хотя на первый взгляд кажется, что организовать их пространство не так-то просто.

Планируя свой будущий участок, не забывайте о противопожарных нормах и планируйте расстояния между сооружениями с учетом “экстремальных расстояний”. Дом не должен приближаться к дороге более чем на 4,5 м, а расстояние между границей соседнего участка и вашим главным сооружением должно составлять 4 м и более. Расстояние между соседствующими одно-двухэтажными домами не менее 6 метров. Вольеры для кроликов, курятники и прочие животноводческие сооружения размещайте подальше от соседей, в глубине участка.

Расстояния между деревьями и сооружениями зависят, конечно, не только от противопожарных или гигиенических требований. Они определяются условиями работы в саду, ухода за растениями. К примеру, садовую дорожку нужно сделать такой ширины, чтобы на ней смогли разойтись, не мешая друг другу, два человека. Надо помнить и о том, чтобы ее ширина позволяла проехать тачке с грунтом или удобрениями.

Приступая к самому процессу проектирования, нужно располагать основными сведениями об участке (ситуационным планом с указанием входа на участок и размещением соседей); его габаритах и форме, ориентации по сторонам света, а также данными обследования участка в натуре.

Например, вам известно, что ваш будущий сад имеет габариты 20 х 30 м (600 м2) и почти горизонтальную поверхность. С более короткой, торцевой стороны к нему примыкает дорога, а с трех других сторон — соседние участки.

Далее вы должны решить, что хотите иметь в своем саду: садовый домик, хозяйственный блок (сарай, туалет), плодовые деревья (яблони, сливы, вишни), кустарники (черную смородину, крыжовник), огород (картофель, овощи). Это — минимум, без которого нельзя обойтись. Но этот список можно дополнить, если вам захочется иметь теплицу (парник), детскую площадку.

textarchive.ru


Смотрите также