Ландшафтный дизайн сергеевы


Усложненный розарий. Принципы компоновки растений в миксбордере.

Нам, садовым энтузиастам, трудно устоять перед желанием иметь множество разнообразных сортов роз. Но прежде чем приобрести новое растение, задумаемся над тем, какое место в саду оно займет.

Возможны два пути. Первый - создание традиционного розария, где понравившиеся сорта посажены по принципу цветника-коллекции.

Преимущество такой посадки в простоте ухода. Агротехнические мероприятия - полив, подкормки, обрезку, особенно укрытие на зиму в этом случае проводить легче, ведь все розы имеют сходные требования к условиям произрастания. Кроме того, к каждому растению в розарии легко подойти, они посажены свободно, здесь нет разрастающихся, разваливающихся травянистых многолетников.

Однако будьте готовы к тому, что декоративность такого цветника проявится лишь с середины лета. К тому же может выясниться, что оттенки цветков некоторых сортов, оказавшись рядом, выглядят не гармонично (например, желто-оранжевый и розовый).

Довольно сложен, но зато более продуктивен второй путь, когда в композицию включены другие древесные и травянистые растения. Одни являются удачным фоном для роз, другие поддерживают декоративность цветника в весеннее время, третьи, так называемые «компаньоны роз», дополняют цветовую картину, позволяют сделать композицию более живописной.

Какие это растения?

Миниатюрные хвойные и низкорослые лиственные кустарники (сорта спиреи японской, сорта барбариса Тунберга, кизильники). Сочетание роз с этими растениями очень эффектно. Это хороший, достаточно простой в исполнении прием для фасадных участков.

Луковичные (нарциссы, тюльпаны, пушкинии, хионодоксы). Именно они добавляют красок в весенний цветник.

Почвопокровники (шиловидные флоксы, арабисы, очитки, тимьяны). Будучи вечнозелеными, эти растения дают плотный зеленый фон, а так же обширные цветовые пятна, периодически возникающие в цветнике.

Корневищные многолетники. Это и декоративно-лиственные травянистые многолетники (особенно различные гейхеры, баданы, герани), и растения с мелкими цветками, собранными в колосовидные или щитковидные соцветия (вероника, наперстянка, таволга).

Летники. Хороши рядом с розами виды и сорта с некрупными цветками (алиссум, мелкоцветковые петунии), с колосовидными соцветиями (львиный зев).

Все эти растения достаточно известны, но способы их совместной посадки, взаимное расположение в цветниках могут вызывать затруднения. Успех таких композиций полностью зависит от умения подобрать и сгруппировать растения. В литературе можно найти готовые детализированные схемы миксбордеров, в том числе с использованием роз. Но ограничиваться типовым решением не стоит. Каждый сад уникален, поэтому, даже применяя в нем заимствованную схему, придется поработать над её адаптацией. Необходимо научиться ориентироваться на конкретную высоту и форму куста, на размер и форму отдельного бутона, цветка, соцветия, наконец, на специфичную окраску листвы, лепестков, стеблей. Вероятно, будет полезным обсудить некоторые общие вопросы составления растительных композиций, понять, из чего складывается «хороший цветник».

Первый шаг: тщательный подбор ассортимента.

Цветник (так для простоты мы будем называть самые разнообразные композиции) - это не только биологическое сообщество, но и художественное произведение. Конечно, мы составляем его из растений, как биологи, но при этом как художники работаем с объемом, линией и цветом. Поэтому, с одной стороны, нужно знать каждое растение в цветнике: его отношение к освещенности, потребность в воде, предпочтительные почвы, нужно представлять, насколько активно оно разрастается, как оно будет выглядеть через месяц, через год, через пять лет. Без этого любая самая эффектная композиция не жизнеспособна.

С другой стороны, необходимо научиться разбираться в обилии растительных форм, видеть, выделять различные декоративные признаки растения. Именно этими признаками мы пользуемся, как «красками» и «формами», рисуя картину сада.

Для оценки декоративных качеств, предлагаем простую схему:

  1. Общий облик растения: высота и общая форма.
  2. Листья: размер, форма, цвет
  3. Цветки: размер, форма, цвет

Помните, однако, что растительный материал очень изменчив. Одно и то же растение в течение сезона «весна-осень» может выглядеть совершенно по-разному. Поэтому для мало знакомых растений такой анализ можно провести для каждого месяца.

Разберемся в основных признаках.

По высоте растения условно можно разделить на высокорослые (выше 100 см), среднерослые (от 40 до 100 см) и низкорослые (до 40 см).

Растения в цветнике не должны загораживать друг друга. Из этого, однако, не следует, что все они размещаются шеренгами с переходом от низких растений на переднем плане к высоким на заднем плане. Выдвиньте часть среднерослых растений вперед, и ваш цветник приобретет больший объем.

Каждое растение имеет определенную общую форму, связанную с типом роста. Удобно выделить одностебельчатую форму (к примеру, все луковичные), зарослевую форму (флокс метельчатый, золотарник), кустовую (люпин, дельфиниум, пион, аквилегия), подушковидную (перистые гвоздики, арабисы), ковровую (барвинок, вербейник монетчатый).

Растения зарослевой формы размещайте большими группами, лучше на заднем плане цветника, так как они часто имеют оголяющиеся снизу побеги. Кустовые формы хороши в любой части цветника. Ковровые и подушковидные растения посадите на стыке цветника с мощением - они, разрастаясь, выползут на прилегающие площадки, дорожки.

Имейте в виду, что корневищные многолетники набирают высоту и объем только к середине лета и весной цветник выглядит плоским. С проблемой помогут справиться древесные кустарники. Используйте их и на заднем плане цветника (чубушник, сортовые сирени, пузыреплодники), и на переднем плане (группы из низкорослых сортов спирей). Древесные растения, присутствуя в цветнике постоянно, помогают формировать структуру цветника, создавать его «скелет».

Хорошие результаты дает умелая работа с листвой растений. Размер листа влияет на оценку растения как «плотного» или «рыхлого»: мельче лист - плотнее куст.

Массивы мелких и крупных листьев воспринимаются по-разному (сравните ковер из барвинка и бадана).

Огромно разнообразие форм листа. Округлые листья бруннеры, линейные листья ирисов и лилейников, перистые листья астильб, орнаментальные листья бузульников - вот лишь некоторые примеры. Подберите интересные сочетания листвы, и ваш цветник будет декоративен не только в период цветения.

Цвет листвы - еще одна важная характеристика. Питомники предлагают большой ассортимент пестролистных, золотистых, пурпурных, голубоватых форм. На их сочетании можно строить очень выразительные композиции.

Без цветущих растений невозможно представить наш сад. Именно они чаще всего обеспечивают сезонную пиковую декоративность композиций.

Разнообразие цветков представляет безграничные возможности для экспериментов с цветом. Подбирая растения важно помнить, что сроки цветения ограничены и привязаны к определенному периоду.

Осознайте, что размер и форма цветка влияют на восприятие цвета. Растения с мелкими цветками (мыльнянки, перистые гвоздики, герани) высаживайте большими пятнами. Их можно размещать и рядом с крупноцветковыми растениями (в частности с розами), подобрав по тону цветка, и отдельными массивами которые хорошо видны с большого расстояния.

Растения с цветками изысканных, выразительных форм (ирисы, лилии) располагайте небольшими группами, поближе к «зрителю».

Используйте разнообразие соцветий. Метелки, колоски, початки дают дополнительные вертикали. Щитки, «ромашки» - массу горизонтальных поверхностей, которые зрительно объединяются между собой. Чтобы добиться максимального эффекта, растения с такими соцветиями собирайте в достаточно большие группы. Напротив, растения с архитектурными соцветиями (некоторые зонтичные) высаживайте одиночно, обособлено, чтобы подчеркнуть красоту линии.

Конечно, ассортимент растений зависит от стиля сада, от места расположения будущего цветника.

Композиции на фасаде дома призваны создавать первое впечатление. Это так называемые цветники «на проходе». Они не предназначены для разглядывания. Поэтому здесь уместны ясные, броские формы, без подробной проработки: это хвойные растения, декоративно-лиственные кустарники, ландшафтные розы.

В колористике таких цветников очень важно учесть цвет стен дома - на входных участках доминирует именно он, а не цвет зелени, как во внутренних зонах. На фоне белых или светлых стен высаживайте сорта с яркими цветками, если стены из кирпича, темного дерева используйте пастельные оттенки. В любом случае зеленые массивы (хвоя или листва) уравновесят общую картину. Неожиданные проблемы могут создать прилегающие площадки и дорожки, замощенные цветной плиткой. Помните об этом на этапе благоустройства и, выбирая материалы, по возможности, отдавайте предпочтение нейтральным цветам.

В зоне отдыха, во внутреннем дворике, около беседки разместите любимые растения, которые можно подолгу разглядывать, которые цветут, сменяя друг друга, которые хорошо заметны в сумерках (белый, желтый, оранжевый цвета).

Посадите здесь сирень и чубушник, кустарниковые, плетистые, а возможно и чайно-гибридные розы, лилии и флоксы, колокольчики и тысячелистники.

Впрочем, цветник в этой зоне может иметь совсем другой облик - все зависит от ваших предпочтений. Используйте инертный материал - крупные валуны, декоративный гравий, из растений - цветные стелющиеся формы хвойников, почвопокровные розы с множеством мелких цветков, яркие барбарисы и спиреи, разнообразные живучки, гейхеры, тиареллы, очитки.

Очень важная тема - пропорциональность цветников. Во-первых, лучше запланируйте один крупный цветник, чем несколько небольших. Особенно если рядом дом значительных размеров. Во-вторых, не допускайте «мельчения» и внутри цветника. Многие растения проявляют свои декоративные качества лишь в массе. Высаживайте их большими пятнами, куртинами. Помните - хороший цветник можно сделать только из достаточного количества посадочного материала.

Подобрав ассортимент, сосредоточимся на компоновке растений. Напомним, что работа должна вестись не с конкретными растительными экземплярами, а с декоративными качествами растений.

Все многообразие сочетаний можно разделить на три группы - контраст (отношение резко различных признаков), нюанс (отношение близких признаков) и совпадение.

Если хотя бы один из признаков выступает в контрастном отношении, композиция обязательно будет выразительной. Совпадение одного из признаков подчеркивает контраст или нюанс в отношениях других признаков.

Разберем эту закономерность на конкретных примерах. Обратимся к рисункам. Отметим, что здесь мы иллюстрируем обсуждаемые сочетания, а не предлагаем примеры маленьких цветников.

Пользуясь этими ориентирами можно создавать любые композиции.

Собрав желаемый ассортимент роз, начните строить цветник со структурных растений, обладающих длительной декоративностью. Лишь после этого расположите массивы из розовых кустов. К ним подберите группы дополняющих растений. И так, шаг за шагом, анализируя сочетания признаков, совершенствуйте Ваш цветник.

sergeevi.ru

Награды

Первое место за работу «Части и целое».  Четырнадцатый  профессиональный  конкурс ландшафтных  архитекторов,  дизайнеров и строителей

 

 «Ландшафт Европа-Азия», номинация Приусадебный участок, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2016г.

 

Второе место за работу «Решения в цвете».  Тринадцатый  профессиональный  конкурс ландшафтных  архитекторов,  дизайнеров и строителей

 

 «Ландшафт Европа-Азия», номинация Приусадебный участок, раздел Проект, г.Екатеринбург, 2015г.

 

Третье место за работу «Усадьба на берегу пруда». Международный фестиваль архитектуры и  дизайна «Евразийская премия»,  конкурс Дизайн,

 

 номинация Ландшафтный дизайн, г.Екатеринбург, 2014 г.

 

Третье место за работу «Легкий путь. Лестницы, настилы, беседка.».  Двенадцатый  профессиональный  конкурс   ландшафтных  архитекторов,

  дизайнеров и строителей «Ландшафт Европа-Азия», номинация Предмет в ландшафте, раздел Проект, г.Екатеринбург, 2014г.
 
Первое место за работу «Сад с усложненным рельефом». Одиннадцатый профессиональный конкурс ландшафтных архитекторов, дизайнеров и
  строителей «Ландшафт Европа-Азия», номинация Приусадебные участки, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2013г.
 
Победа (одна из пяти лучших работ) на конкурсе «ЗЕЛЕНАЯ СТРЕЛА – попади в десятку!», г. Москва, 2013г.
   
Гран-при и наградное свидетельство Учебно-практического Центра  Елены  Константиновой  «Цветущая  планета»,  г.Москва,  за  работу «Перед
  домом». Десятый профессиональный конкурс ландшафтных архитекторов, дизайнеров и строителей «Ландшафт  Европа-Азия», номи-
  нация Приусадебные участки, раздел Проект, г.Екатеринбург, 2012г.
   
Третье место за работу  «Перед  домом».  Двенадцатый  международный  фестиваль  «Ландшафтная архитектура. Взгляд  из  дома», номинация
  Приусадебные участки, г.Москва, 2011г.
   
Первое место  за  работу  «На  берегу.   Проект   благоустройства   и   озеленения   частной   усадьбы».   Девятый   профессиональный   конкурс
  ландшафтных архитекторов, дизайнеров и строителей  «Ландшафт Европа-Азия»,  номинация  Приусадебные участки,  раздел  Проект,
  г.Екатеринбург, 2011г.
   
Второе место за работу «В рамках десяти соток ».  Девятый  профессиональный  конкурс ландшафтных архитекторов, дизайнеров и строителей
  архитекторов, дизайнеров и строителей «Ландшафт Европа-Азия», номинация  Приусадебные участки, раздел Проект, г.Екатеринбург,
  2011г.
   
Второе место  за  работу   «Пятнадцать  соток,  включая  черное море,  горы  и  небеса».  Девятый  профессиональный   конкурс   ландшафтных
  архитекторов, дизайнеров и строителей «Ландшафт Европа-Азия», номинация Приусадебные участки, раздел  Проект, г.Екатеринбург, 2011г.
   
Первое место за  работу  «Двести пятьдесят квадратных метров между  домом  и  баней».  Восьмой  профессиональный  конкурс  ландшафтных
  архитекторов, дизайнеров и  строителей  «Ландшафт Европа-Азия»,  номинация  Локальная  ландшафтная  композиция,  раздел Реали-
  зованный объект, г.Екатеринбург, 2010г.
   
Гран-при  за  работу   «Реконструкция   небольшого   сада».   Седьмой   профессиональный  конкурс   ландшафтных   архитекторов,  дизайнеров
  и строителей, номинация Приусадебный участок, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2009г.
   
Первое место за работу «Зона отдыха в частной усадьбе». Седьмой профессиональный конкурс ландшафтных архитекторов, дизайнеров и стро-
  ителей, номинация Локальная ландшафтная композиция, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2009г.
   
Третье место   за   работу   «Имитация   острова».   Десятая    выставка-конкурс    «Ландшафтная   архитектура.   Взгляд   из   дома»,   номинация
  Элемент ландшафтного дизайна, г.Москва, 2009г.
   
Гран-при за работу   «Ручей.  Метаморфоза».  Шестой   профессиональный  конкурс   ландшафтных   архитекторов,  дизайнеров  и  строителей,
  номинация Элемент  ландшафтного дизайна, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2008г.
   
Первое место за работу «Имитация острова в  мягких  красках». Пятый  профессиональный конкурс  ландшафтных  архитекторов, дизайнеров и
  строителей, номинация Элемент ландшафтного дизайна, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2007 г.
   
Первое место за работу  «Сад сложных склонов».  Пятый  профессиональный  конкурс  ландшафтных архитекторов, дизайнеров  и  строителей,
  номинация Приусадебные участки, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2007 г. 
   
Первое место за  работу   «Проект  благоустройства  и   озеленения   частной   усадьбы».   Пятый   профессиональный   конкурс   ландшафтных
  архитекторов, дизайнеров и строителей, номинация Приусадебные участки, раздел Проект, г.Екатеринбург, 2007 г.
   
Третье место за работу «Водоем, гравийный сад, цветник». Четвертый профессиональный конкурс ландшафтных архитекторов, дизайнеров и с
  троителей, номинация Элемент в ландшафте, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2006 г.
   
Гран-при  за  работу  «У  костра. Простые  конструкции».   Третий   профессиональный   конкурс   ландшафтных   архитекторов,   дизайнеров  и
  строителей, номинация Лучший предмет в ландшафте, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2005 г.
   
Первое место за  работу  «Ландшафтная  организация  частной  усадьбы». Первый ежегодный международный конкурс  Архитектуры и Дизайна
  «Евразийская премия», номинация Дизайн среды, раздел Реализованный объект, г.Екатеринбург, 2004 г.
   
Диплом за лаконизм   и   выразительность   графических   средств   в   раскрытии содержания поэтического  сборника  «Дорогой огород». Союз
  дизайнеров России, 2004 г.
   
Гран-при за  работу  «Каменистый  сад  с  сухим  ручьем».  Первый   профессиональный  конкурс   ландшафтных   архитекторов,  дизайнеров  и
  строителей, номинация Ландшафтный дизайн, г.Екатеринбург, 2003 г.

sergeevi.ru

Части сада

Александр Сергеев, 2011 год

Соображения, которыми я хочу здесь поделиться, мне кажутся весьма ценными, и, что очень важно, применимыми в нашей практической работе непосредственно. Язык статьи может показаться тяжелым, но это тот язык, в котором она сложилась. Мои попытки искать более простые слова приводили к потерям в «содержании». Поэтому пока прошу читать этот текст «на языке оригинала».

Когда мы рассматриваем сады в реальности или в картинках, мы оцениваем их как «хорошие» и «плохие», «лучшие» и «худшие». Общая оценка делается скорее интуитивно, но, будучи поставлена, требует обоснования. Попытки рационально объяснить впечатление очень полезны, и, в конечном счете, они приводят к более хорошему интуитивному видению.

Я хочу предложить здесь возможную точку зрения, дающую удобный подход к пониманию «сада», модель, которая должна помочь правильно взглянуть на многие проблемы.

Некое произведение искусства кажется «хорошим». Это в частности означает, что оно хорошо разделено, т.е. что оно в качестве художественного текста легко «читается» и как целое, и как композиция из небольшого числа ясно идентифицируемых не равных по массе, яркости, значимости и т.п. частей.

«Сад» и «Дом» - понятия, смысл которых несколько варьирует в связи с контекстом. «Сад» может корректно соотносится с домом как часть и целое, например в объявлениях о купле-продаже недвижимости. Для обсуждения нашей темы удобно прибегнуть к обратной модели: «дом (в первую очередь, как здание) – часть сада (ландшафта)». Обозначая другую часть сада, мы воспользуемся третьим понятием, для которого сложно подобрать подходящий термин. Условно можно назвать его «местность», или «природа». Думаю, что такая модель дает язык, на котором легко «читать» хорошо написанный «текст - сад», и которым удобно его «писать».

Итак, хороший «Сад» полностью членится на две составляющие. Одна – это собственно дом и все то, что может осознаваться в качестве продолжения его образа. Так мы имеем не только собственно дом, но ДОМ как расширенный образ.

Другая часть сада – природа. Разумеется, это тоже ПРИРОДА в смысле, обусловленном нашей моделью.

Любые элементы сада, нераспознаваемые как проявление одного из двух названных начал «пачкают» картину и должны быть преобразованы или удалены.

В разных случаях соотношение ПРИРОДЫ и ДОМА в саду сильно различаются. По-видимому, правильно было бы оценить сад с регулярной планировкой как сад, в пределе представляющий собой только ДОМ. ДОМОМ, т.е. «эманацией» собственно дома в этом случае оказываются не только жесткие садовые формы: дорожки, площадки, стенки, беседки, но и все использованные растения. Именно таким образом будут спланированы посадки в предельно регулярном саду.

Двигаясь от регулярной планировки к свободной, к саду – ПРИРОДЕ без ДОМА на другом полюсе мы получаем разные варианты пропорции ПРИРОДА – ДОМ и разные версии организации прежде всего жестких форм – элементов благоустройства. Весьма естественна, например, ситуация, когда часть дорожек будет подчинена принципам ДОМА (обычно они более интенсивно используемые, находящиеся ближе к дому), а другая часть – принципам ПРИРОДЫ. Хорошо, когда стыки между этими частями осознаны и отчетливы, а не смягчены промежуточными элементами – нечитаемые фрагменты текста могут сделать нечитаемым весь текст.

Пользуясь этой моделью, мы легко увидим, что конкретно и почему нас не устраивает в тех многих садах, неблагополучие которых до сих пор мы фиксировали лишь интуитивно.

Пример: частые случаи ошибок при планировке террасирования и подпорных стенок. В норме линии стенок и конфигурация террас могут продолжить дом, стать частью ДОМА, как бы его корнями. Другой вариант нормы – это террасы свободных форм, которые выглядят так, как будто они сделаны «по месту», продиктованы особенностями исходного рельефа. Эти террасы, безусловно, являются версиями ПРИРОДЫ. Планировочной ошибкой оказывается стремление организовать террасы в виде неких самостоятельных композиций, «узоров», необусловленных ничем, кроме достоинства собственных линий в плане.

Наша модель поможет увидеть и разрешить еще одну, обычно не замечаемую и не обсуждаемую проблему. ДОМ и ПРИРОДА в саду в норме не равноправны. Удобнее всего оценить их неравноправие, как различие в субстанциальности, то есть, можно сказать, первичности. Хорошее впечатление производит либо сад, читаемый как «ДОМ в ПРИРОДЕ», либо сад «ПРИРОДА в ДОМЕ». В предельном воплощении первая форма, это действительно дом, свободно стоящий среди бесконечных лесов, лугов, гор и рек, а вторая – сад на крыше, на балконе, на подоконнике. Теперь мы можем отдать себе отчет в том, что многие из наших частных усадеб не относятся ни к первой, ни ко второй из желаемых форм. Они занимают негармоничное промежуточное положение.

Стандартный подход, как к планировке участка, так и к архитектуре собственно дома – это неосознанная попытка реализации формы «ДОМ в ПРИРОДЕ», очевидно более привычной нашему сознанию. При этом площадь придомовой территории часто настолько мала, что эта модель никак не может быть успешно реализована. Дело осложняется еще и тем, что, как правило, дом по своей архитектуре уже рассчитан сугубо на форму «ДОМ в ПРИРОДЕ». К моменту начала ландшафтного проектирования этот дом чаще всего построен либо строится, и проект его, конечно, давно утвержден. Значительно правильнее было бы обратить внимание на эти вопросы изначально, в частности интегрировать дом и ограду, при этом не ограничиваться внешним забором, а расчленить территорию на несколько частей, каждая из которых могла бы стать местом для реализации формы «ПРИРОДА в ДОМЕ».

Статья проиллюстрирована фотографией работы Ландшафтной мастерской Сергеевых

sergeevi.ru

Сад с усложненным рельефом

Исходная ситуация: Участок сложной формы. Перепад высот – около шести метров. Участок принимает большое количество ливневых и талых вод, идущих из, расположенного выше по склону, лесного массива. Это в частности являлось проблемой для дома, расположенного в нижней части территории. На участке начато строительство бани, посаженной неоправданно высоко.

 

Пожелания заказчика: Отведение воды от дома, чистота и аккуратность, наличие огорода, плодовых и условно плодовых деревьев и кустарников.

 

Решение задачи: Мягкое высотное членение территории с помощью сочетания подпорных стенок и геопластики. Сухой ручей, позволяющий сбрасывать ливневые и талые воды в обход дома. Построение растительной композиции с использованием большого количества хорошо стригущихся кустарников. Грядки огорода и теплица вынесены в относительно обособленную зону, плодовые же деревья и даже некоторые плодовые кустарники включены в общую систему декоративных посадок. Работа выполнена в соавторстве с архитектором Алексеем Пастуховым (архитектурно-строительная компания «Арт-Версия»), осуществлявшим так же достройку дома.

     
 
     
 
     
Вид 1.

Въезд на участок и парковка расположены в нижней части сада. Эта территория сквозь прозрачный решетчатый забор частично просматривается с улицы. Лестница из дикого камня – ближайший ход во внутреннюю зону. Девичий виноград с забора скоро будет перекинут на специальные конструкции, продолжающие кровлю дома. Через два-три года этот путь будет проходить внутри настоящих зарослей.       

     
 
     
 
     

Вид 2.

Площадка перед домом – место, где хозяева сада проводят много времени. Растительная композиция здесь наиболее детализирована. Для цельности всей системы важно единообразие каменной кладки подпорных стенок и облицовки цоколя дома.

     
 
     
 
     
Вид 3.

Главную террасу ограничивает подпорная стенка. В соседстве с натуральным камнем хороши как шиловидные флоксы, альпийские астры, различные виды тимьянов, очитков и гвоздик, так и устойчивые к холодам канадские розы. 

     
 
     
 
     

Вид 4.Усложняя, и даже измельчая рельеф, мы создаем на тесной территории иллюзию большего пространства, а так же маскируем неудобный контур границ участка.

     
 
     
 
     
Вид 5.

Геопластика, т.е. художественная работа с рельефом, позволяет решать и технические задачи. Основная часть талых и ливневых вод по сформированным склонам  попадает в сухой ручей и уходит за пределы участка, не приближаясь к стенам дома.

     
 
     
 
     

Вид 6.Работая со склоном совсем не обязательно прибегать к жесткому террасированию. Сочетание подпорных стенок с мягкими рельефными формами дает при создании сада большие возможности. 

     
 
     
 
     

Вид 7.Деревья (сосна сибирская, вишня пенсильванская, рябина обыкновенная, дуб черешчатый, груша уссурийская) отнесены к границам территории. Со временем соседские дома, видимые из верхней части сада станут менее заметны.

sergeevi.ru


Смотрите также