Людмила белых ландшафтный дизайнер


Сад своими руками: самые распространенные ошибки.

НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ

или СЕМЬ ОШИБОК ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ДИЗАЙНА.

Вестник цветовода №19-2008

Сначала скажу два слова о том, в чём, на мой взгляд, состоит различие между профессиональным и любительским подходом к созданию сада. Основное отличие, скажем так, состоит в направлении движения. Если ландшафтный дизайнер идёт от концепции сада, его планировки, то есть от проекта к разработке деталей и последующему растительному наполнению, то любитель обычно начинает с деталей, то есть набора растений. Начинающий садовод зачастую перечисляет у меня есть калина, две спиреи, шаровидная туя, астильбы и т.д. . Накопив побольше растений, в один прекрасный день любитель оглядывает свой сад и остаётся им недоволен. Что и служит толчком к изучению законов растительных композиций, а затем и планировки сада.

Профессионал идёт другим путём: для него основу сада составляют вовсе не растения, а мощение, дорожки и площадки, подпорные стенки и малые формы, так называемая жёсткая структура сада. Потому, что именно она делает и держит сад. Достаточно взглянуть на сад в межсезонье, чтобы в этом убедиться.

Отсюда следует и различный подход к ассортименту растений: если дизайнер работает, прежде всего, с ассортиментом дендрологическим, то область садовода - цветы, в основном многолетники. В то же время любителя отличает удивительное трудолюбие и любовь к растениям, знание современных сортов и основ агротехники.

Подчеркну ещё раз, что речь идёт именно о подходе, а не о конкретных садах.

Стоит посетить садоводческие сайты и взглянуть на любительские работы, чтобы убедиться, что снисходительным интонациям просто нет места, и период начального накопления знаний для многих садоводов уже далеко позади. Но ряды заболевших садом, пополняются всё новыми увлечёнными любителями, которым только предстоит пройти свои садовые университеты . Именно им адресованы наблюдения над самыми характерными ошибками начинающих садоводов. Сегодня перечислю семь главных.

Отсутствие общей концепции

Об этом уже было сказано: это самая главная и обременительная ошибка. Именно из-за неё приходится многократно переделывать сад, перетаскивать растения с места на место. Изначальная продуманность идеи и композиции сада позволяет не только выдержать стиль участка, но и, просто-напросто многократно не пересаживать уже имеющееся, и не мучиться, куда высадить вновь приобретённое, а иметь на руках последовательный план действий.

Чрезмерная декоративность

Изобилие садовых красот - картина весьма распространённая. Однако декоративная насыщенность весьма коварна, и очень скоро превращает плюсы в минус.

Природная грация простых растений не менее важна. Сад, перегруженный обилием декоративных сортов с различной формой кроны и окраской листвы, выглядит тяжело и неестественно. Приобретая красивое , стоит помнить, что именно нейтральные, фоновые растения, способны красоту подчеркнуть.

Экологическая несовместимость

Совместные посадки растений с разными экологическими требованиями, как и выбор растений, несовпадающих с условиями участка, трудны в уходе и никогда не создадут желаемого декоративного эффекта.

Дробность

 Эта ошибка встречается, пожалуй, чаще всего. Она, видимо, идёт от желания приобрести как можно больше разных растений: если покупать - так новое, если пять растений - то разных. Как следствие, чрезмерно широкий ассортимент при недостатке места ведёт к штучным, дробным посадкам, не дающим цветового пятна. А этого можно было бы добиться, купив не разные растения, а несколько одинаковых

Здесь же заметим, что стремление к модным новинкам и садовым редкостям также не всегда совпадает с интересами дизайна. Являясь гордостью коллекции, новые сорта не смогут составить основу композиции. Неприхотливые и обильно-цветущие растения с точки зрения дизайна представляют больший интерес, потому что несколько крупных пятен из стабильных многолетников выглядят эффектнее, чем разрозненный набор.

Неправильная посадка

Речь в данном случае идёт не о соблюдении агротехники, а о неграмотном размещении растений. Прежде всего, пренебрежение понятием посадочного места. Наверное, вам приходилось видеть посадки из отдельных цветов и кустиков, хаотично разбросанных по газону. Подобная посадка создаёт эффект ситчика в горошек , внося дробность и затрудняя уход. В то время как посаженные группой растения могут создать цельную композицию из объёмов и цветовых пятен.

Стоит сказать и об оформлении границ посадок. Обкладывание периметра камушками, кроме спорной декоративности, плохо уже потому, что не функционально, так как затрудняет прополку и кошение.

Внимание только к цветению растений

Применительно к многолетникам можно сказать, что внимание садоводов зачастую сосредоточено в основном на цветении растений, а прочие декоративные качества недооцениваются. Даже покупая саженец нередко выбирают растение с лучшими цветками, а не корнями. Порой и в садовых центрах невозможно приобрести желаемое растение не в период его цветения.

Хотя цветение мимолётно, а декоративность обеспечивается особенностями листвы, габитусом куста, характером ветвления или формой соцветий. Именно эти свойства растений обеспечивают стабильность композиции до и после цветения.

Цветовая дисгармония

Проблема плохих цветовых сочетаний первой бросается в глаза, порой сводя на нет все наши усилия. Даже красота и ухоженность отдельных растений, увы, не компенсирует колористический винегрет . Любимые цветы произведут должное впечатление только в гармоничных цветовых сочетаниях, будь то оттенки в тёплой или холодной, в сближенной или контрастной гамме.

www.belstudio.ru

Эстетика композиции

Дом и сад №3(66)-2012

Текст и фото:                                                                                                                            

Людмила Белых, ландшафтный дизайнер                                                                                                                                                                                                                                        

Композиция — это построение и взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его единства и завершенности. По отношению к устройству цветников сложно установить точные правила художественного решения, но некоторые эстетические принципы стоит привести...

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Одним из главных свойств любой композиции можно назвать целостность. Применительно к цветникам это и единство посадочного места и композиционного решения, и идея, целостный образ, лежащий в его основе. Найденная общая тема цветника позволит провести отбор элементов и изобразительных средств (растений, цветовых решений и сочетаний) для создания законченной композиции. Образ и тему цветочной композиции могут навеять архитектура дома или образ сада, личные пристрастия (цветовые и стилистические) и ассоциации (пышное цветение или злаки на лугу), увлечение выращиванием определенных культур.

ГАРМОНИЯ И КОНТРАСТ

Гармония и контраст — два основных художественных приема, которые используются в композиционном решении как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Контрастными или гармоничными могут быть комбинации красок, света, текстур, форм, образов.

Контраст — резко выраженная противоположность, проявляющая полярные черты (размеров, форм, цвета, структур и т.д.) и подчеркивающая их разность. Это сильный прием, позволяющий избежать монотонности и однообразия. Тональный контраст — светлого и темного — оживляет цветники, не давая теряться темным тонам и размываться светлым. Выразителен контраст, построенный на сочетании теплой и холодной цветовой гаммы.

Контрастные цвета, расположенные рядом, усиливают взаимное звучание, создавая неимоверное напряжение, поэтому не стоит размещать более одной контрастной композиции на момент цветения в одном видовом кадре. 

Контраст формы и размера, на котором мы строим теневые и зеленые композиции, можно назвать основой цветников. Поскольку лишь композиции, учитывающие форму куртины, габитус растений, в том числе размер и текстуру листвы (крупная и рассеченная, блестящая и матовая, округлая и злаковидная), создадут действительно стабильно декоративную картину, которую уже дополнят эффекты цветения.

Контрастирующие формы соцветий — плотные и ажурные, свечевидные и зонтичные, шары и вертикали — не только залог интересной цветочной композиции, но и основа сегодняшней эстетики.

Контрастом статики и динамики, движения и покоя можно назвать и актуальное ныне сочетание регулярных форм и рассыпчатого наполнения, топиарных и структурных элементов со свободными природными посадками, например, злаков или разнотравья.

И все же стоит помнить, что большое количество контрастных сочетаний, особенно по нескольким признакам одновременно (форма, цвет, размер), способно перегрузить садовую картину, создавая излишнюю вычурность и пестроту. Злоупотребление контрастом всегда выглядит утомительно и неправдоподобно. Избыток декоративности в композициях из разных по форме крон растений со всеми возможными оттенками листвы — пока весьма частая и узнаваемая картина в наших садах.

1. Классическую композицию сиреневого бордюра, построенную на тончайших переливах лиловых оттенков, организует повторяемость цветовых пятен (весеннее цветение василистников, колокольчиков, синюх и декоративных луков), вставок архитектурных растений, вертикальных акцентов заднего яруса и куртин цветущих гераней. Летом их сменят ритмичные акценты из цветущих роз, дельфиниумов, шалфеев, осенью — из очитков видных и многолетних астр. Работа знаменитого английского дизайнера Арабеллы Леннокс-Бойд в усадьбе Uscot House.2. Двуцветный  миксбордер из взаимодополняющих цветов контрастной гаммы поражает богатством подобранных оттенков желто-золотистых и сине-голубых тонов. Сад Дины Деферм, Бельгия.

3. Весенняя композиция из ириса сибирского и видового лилейника — пример сочетания, контрастного по цвету и нюансного по листве.

НЮАНС

Нюансная гармония основана на принципе подобия и подчеркивает схожесть. Она достигается объединением аналогичных элементов — красок, форм, текстур, их повторением, но с некоторым отличием. Нюанс можно построить, например, на использовании сближенных оттенков цвета, разновеликих, но одинаковых форм, то есть за счет подбора элементов похожих, но несколько различных.

Нюанс — прием более сложный и тонкий, смягчающий и обогащающий цветочные композиции. Он требует вкуса и наблюдательности, успокаивает и гармонизирует картину, не вызывает эмоциональной напряженности, и с ним нельзя переборщить, поэтому нюансные сочетания доминируют в саду. Выразительна гармония форм вертикальных соцветий горцев, дербенников и вероникаструмов, пушистых соцветий маклеи и скумпии, ажурной листвы астильбе и папоротников. А нюансные цветовые переходы в рамках одной цветовой гаммы или оттенков одного цвета, несомненно, производят завораживающее впечатление. Гармоничным и интересным решением можно назвать сочетания, контрастные по одному признаку и нюансные по другому. Например, цветовой контраст ирисов сибирских и видовых лилейников с линейной листвой, нюанс пурпурных вертикалей астильбе китайской ‘Vision in Red’ со звездчатой россыпью астранции ‘Сlaret’, лиловые переливы цветущих луков и шалфеев, контрастирующих формой.

1. Ажурные соцветия маклеи (Macleaya) и кружевные метельчатые соцветия скумпии (Cotinus) создают тончайший нюанс фактур во время цветения.2. Изысканное сочетание перекликающихся зеленоватых оттенков и фактур нерасцветших соцветий очитка видного (Sedum spectabile) и солидаго высочайшего (Solidago altissima), или золотарника.

3. Декоративная композиция в холодной цветовой гамме построена на игре и взаимной «перекличке» тонов и оттенков: розовых соцветий астильбе (Astilbe) с малиновыми щитками спиреи японской (Spiraea japonica) сорта ‘Crispa’, которые оттеняют пурпурная листва черемухи виргинской (Prunus virginiana) сорта ‘Shubert’ и серебристо-пурпурные листья гейхер (Heuchera).

ПОВТОР

Объединить композицию, придать ей целостность и завершенность позволяет прием повтора. Это может быть повтор с равными промежутками в определенном ярусе цветника одной и той же культуры или вставка из кустарников, штамбовых форм или опор для лиан, выдержанная в заданном ритме. Это может быть и повторяющийся мотив ярких пятен цветения, растений одной окраски или с похожими формами соцветий. Расположенные даже в разных ярусах композиции, они будут «прочитываться» глазом, создавая логику и упорядоченность. Элементом повтора в цветнике могут стать и определенное тематическое или архитектурное растение, выраженная вертикаль злаков или архитектурные блоки из нескольких видов, создающие жесткую структуру композиции. И чем протяженнее цветник, тем важнее использование принципа повтора с определенной ритмичностью по всей длине композиции.

4. Вертикали цветущего котовника (Nepeta) в бордюре цветника задают ритм всей композиции. Цветник хорошо читается благодаря сбалансированности посадок. Сад бельгийского дизайнера Дины Деферм (Dina Deferme).5. Благодаря чередующимся куртинам очитков (Sedum), лилейников (Hemerocаllis) и гераней бордюр протяженного пристенного миксбордера выглядит спокойно и уравновешенно. Парк Беервелде (Beervelde Park), Бельгия.

6. Объемные куртины молочаев (Euphorbia), несимметрично посаженных по обеим сторонам дорожки, — наглядный пример повтора, читающегося по диагонали. Продуманный и сдержанный выбор растений с учетом их размера и внешнего облика (габитуса) дает потрясающий эффект.

www.belstudio.ru

Сезонность цветника | Цветники | Журнал «Дом и сад»

Темы журнала Ландшафтный дизайн Проекты садов Мир растений и деревьев «Звездные» сады Сады и парки мира Цветники Мир вкуса Пруды, водоемы, фонтаны Малые архитектурные формы Садовая техника

Пятое измерение

Цветники | №6 (69) '2012

Текст и фото: Людмила Белых, ландшафтный дизайнер

  • Людмила Белых, ландшафтный дизайнер

Непрерывная красота, декоративность цветника часто ассоциируются с его постоянным цветением. Но эффекты цветения скоротечны и изменчивы, а так хочется ярких красок, чтобы цвело, радовало, менялось. Как этого добиться, как продлить парад цветения, сделав его заметным и впечатляющим?

Что такое сезонность

Для цветника понятие сезона длится весь вегетационный период — с мая до конца октября, но, говоря о декоративности многолетников, обычно мы выделяем несколько подсезонов — период весны и начала лета, июльское цветение середины лета и период конца лета и осени.

Непрерывная красота, декоративность цветника часто ассоциируются с его постоянным цветением. И именно время распускания цветка мы, как правило, подразумеваем, говоря о сезонности.

Но, очевидно, можно выделить примеры как последовательной смены цветущих растений (как в классическом английском миксбордере), так и одновременного цветения всех видов, например, в выставочных садах или цветниках из однолетников. И если перед выставочной композицией, в которой распускается все разом, вопрос сезонности не стоит, то в миксбордере задача совсем иная. И мы всегда понимаем: чем больше растений сейчас цветет одновременно, тем более спокойная картина получится после.

Цветник непрерывного цветения, когда на смену одной волне приходит другая и отцветшие культуры заменяются цветущими, — бесспорная мечта всех садоводов (почти такая же, как и цветник малого ухода). Заметим, что непрерывное цветение составляющих композицию растений и непрерывная декоративность композиции далеко не одно и то же. Декоративность цветника — понятие более широкое, поскольку включает не только цветение, но и декоративную листву, форму куста и соцветий (в том числе и отцветших), структурность растения, его способность «держать сезон», размер, объем пятна, которое он создает. Может ли вся цветочная композиция из многолетников цвести весь сезон? Очевидно, нет. Может ли цветник быть весь сезон декоративным? Конечно, да.

Как обеспечить непрерывность

Решение сезонности цветника прежде всего зависит от размера композиции. Чем меньше площадь цветника, тем он более «сезонен», то есть тяготеет к декоративности в определенный период.

Обеспечить непрерывное цветение на пяти квадратных метрах попросту невозможно, или «удельный вес» каждого цветового мазка будет слишком мал. Очевидная ошибка в погоне за постоянным цветением — поштучная посадка, множество мелких пятен, создающих дробную, разрозненную картину. Если только мы не говорим о цветнике-группе, состоящем из нескольких (3–7) видов многолетников, образующих большие пятна-мазки и сменяющих в цветении друг друга. Поэтому в саду несколько цветников, максимально красочных в разные периоды (группа пионов с геранями и тюльпанами на начало лета в плодовом саду, яркий июльский розарий у террасы и осенняя злаковая композиция на газоне), создадут гораздо более запоминающееся впечатление, чем попытка совместить все сезоны на ограниченной площади.

Соответственно, чем больше размеры цветника, тем легче обеспечить в нем эстафету непрерывного цветения. Как ее поддержать? Ответ «посадить растения на каждый сезон» очевиден лишь отчасти. Для оценки сезонной изменчивости принято составлять календарь цветения, в котором выделяют периоды наибольшей привлекательности для того или иного вида или сорта, равномерно распределяя на плане группы растений, обеспечивающие плавный переход от одного пика цветения к другому.

  • Фото 1

  • Фото 2

  • Фото 3

  • Фото 4

  • Фото 5

  • Фото 6

Фото 1. Обрамляющая аллею монокультура котовника фассена является визитной карточкой английской усадьбы Котей (Cothey Manor) и производит очень запоминающееся впечатление. Массив котовника, цветущего большую часть лета, остается декоративным и выразительным весь сезон. Фото 2. Сезонная группа июльского цветения, построенная на сочетании разных по форме соцветий и декоративной листвы, решена в нюансной цветовой гамме. Фото 3. Классический английский бордюр независимо от цветения стабильно декоративен весь сезон за счет использования структурных растений и эффектов листвы. Сад Wisley, Великобритания. Фото 4, 5. Декоративность миксбордера, пик цветения которого приходится на вторую половину лета, в начале сезона поддерживают распустившиеся цветки астранции, герани, шалфея дубравного и декоративных луков, пурпурная листва гейхеры и очитков. Позже их сменит основной цветовой аккорд из лилейников, монарды, эхинацей и посконников. Работа Belstudio. Фото 6. Флокс метельчатый и монарда, совпадая по времени цветения, составляют классическую цветочную пару, фактура очитка видного эффектно им подыгрывает.

При этом важно заметить, что посадка цветов одного сезона в разные места цветника будет несомненной ошибкой. Поскольку наибольшее впечатление всегда производит не столько одно растение или цвет, сколько сочетание цветов и растений. Одиночное распределение цветовых пятен опять же не создаст должного цветового впечатления, а внесет скорее раздробленность.

Сезонный блок

Гораздо разумнее создавать блоки сезонного цветения из подобранных по цвету и форме групп одновременно цветущих травянистых многолетников. В зависимости от сезона с цветением такой группы акцент в цветнике будет перемещаться. И чем большей площади, протяженности цветник мы создаем, тем больше будет и размер сезонной композиции (это касается количества растений, в него входящих, и групп одного сезона, в нем повторяющихся). Сочетание даже из пары-тройки одновременно цветущих видов уже выглядит цельнее и выразительнее.

Именно на парах-тройках сочетающихся между собой растений и строится понятие сезонной группы. Пионы, герани и наперстянки; флоксы и монарда; осенние астры, злаки и очиток видный — общеизвестные всем садовые сочетания, дающие возможность насладиться красотой момента и продемонстрировать все тонкости колористических комбинаций.

Для создания сезонного блока стоит выбрать или группу растений, совпадающих по времени цветения, разбив их, в свою очередь, на группы по цветовым сочетаниям, решив, что с чем смотрится, или тематическое растение, подобрав ему свиту. Наперстянка, конечно, совпадет в цветении с многоцветковым молочаем или вербейником точечным, но, пожалуй, составит более гармоничную нюансную пару пиону и астранции, «оставив» молочай контрастной группе ириса сибирского и весенних видовых лилейников. Не забудем, конечно, и про декоративно-лиственные виды.

  • Фото 7

  • Фото 8

  • Фото 9

  • Фото 10

  • Фото 11

  • Фото 12

Фото 7, 8. Фрагмент цветника с горцем изменчивым, все лето сохраняющим кремовые метелки соцветий. Июньскую сезонную группу (из колокольчика крапиволистного, вербейника точечного, герани великолепной и видовых лилейников) сменяют растения, цветущие вторую половину лета. Belstudio. Фото 9. Блок сезонного цветения первой половины лета построен на контрастном сочетании теплых и холодных цветов. Фото 10. Композиция протяженного миксбордера в Lytes Cary Manor (Великобритания) построена на повторах нескольких сезонных групп с их отзвуками на «флангах». Фото 11. Фрагмент выставочной композиции (Hampton Court Flower Show), рассчитанной на декоративность в ограниченный период времени, — пример одновременного цветения всех культур, даже не встречающихся вместе. Фото 12. Декоративные травы в цветнике, выступая в роли вертикальных и заполняющих растений, смягчают своими нейтральными тонами яркие осенние краски.

Для сочетания нескольких сезонных эффектов на одном месте нередко используют прием перерастания и смешанной посадки. Что особенно актуально при посадке луковичных культур, когда, например, поздно распускающиеся листья хост без проблем перекроют уже отзвучавшие на этом месте раннелуковичные, а отрастающие куртины многолетников спрячут пожелтевшие листья отцветших тюльпанов. О смешанной посадке нескольких культур разного срока цветения на одном посадочном месте мы уже говорили.

С сезонностью во многом связана и колористика цветника, так как его цветовая гамма изменяется за счет растений, декоративных в тот или иной отрезок времени. Смена цветовой гаммы цветника в течение лета — наиболее захватывающий садовый спектакль, но это уже тема для отдельного разговора.

Смотрите также

  • Цветники | №5 (68) '2012 Злаковый акцент

    Грация, ажур, шелест трав, их отзывчивость на природные явления, изменчивость и многообразие совершенно незаменимы в садовых композициях. С приходом злаков в сад мы заговорили о появлении новой природной эстетики, об иных декоративных эффектах, новом ассортименте и принципах компоновки растений...

  • Цветники | №3 (66) '2012 Эстетика композиции

    Композиция — это построение и взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его единства и завершенности. По отношению к устройству цветников сложно установить точные правила художественного решения, но некоторые эстетические принципы стоит привести...

  • Цветники | №1 (64) '2012 Несекретный пароль

    Почему один цветник хорошо выглядит и без цветения, а другой не спасают даже яркие краски? Что поддерживает цветник в непогоду, держит его форму и объем поздней осенью, украшает и после первых заморозков? Продуманная структура, без которой цветник никогда не будет привлекательным, а скорее и вовсе не будет восприниматься таковым...

www.homegarden-magazine.ru

Белых Людмила

Ландшафтный дизайнер, руководитель компании Belstudio.

Журнал «Дом и сад» №4 (91) '2016

Холодный пурпур

Обнесенный стеной сад, примыкающий к дому, потрясает богатством нюансов тщательно составленных колористических миксбордеров из темно-пурпурных, малиновых, бледно-розовых и лиловых оттенков, которые можно отнести к холодной гамме родственных цветов. Данная палитра очень богата как оттенками, так и выбором растений...

Журнал «Дом и сад» №6 (81) '2014

Движение волны

Замок Дрого и его сады связаны с именем знаменитого английского архитектора Эдвина Латьенса. Его работы относятся к наиболее значимым образцам английского коттеджного стиля. Сохраняя почерк и стиль автора, в наше время дизайнеры продолжают традиции, вместе с тем наполняя сады новыми композициями и посадками растений современной селекции...

Журнал «Дом и сад» №5 (80) '2014

Топ 10: в холодных тонах

Можно ли говорить о цвете в тени? Вполне, помня конечно, что выбор цвета в теневом саду ограничен. Можно выделить теплую и холодную гаммы цветов, построенные не только на оттенках соцветий, но и прежде всего на цвете, фактуре, рисунке листвы...

Журнал «Дом и сад» №5 (80) '2014

Азбука сада

Концепция — важнейшая составляющая любого выставочного сада, именно она позволяет уйти от набора случайных элементов и растений. Тема, концепция создают некие внутренние связи — в стилистике, композиции, цвете, элементах сада и семантике посадок...

Журнал «Дом и сад» №1 (76) '2014

Территория искусств

Сад скульптур Ханны Пешар — пример удивительного слияния окружающей природы, воды и искусства. Он находится всего в пятидесяти километрах от Лондона, но его трудно назвать английским. Хозяева, скорее, воплотили здесь свою мечту о саде с чертами их родины...

Журнал «Дом и сад» №2 (71) '2013

В монохромной гамме

Цветники, выполненные в одной цветовой гамме, построенные на тонкой игре оттенков, — изысканный и гармоничный пример садовой классики. Сегодня монохромные композиции вновь переживают пик популярности: они встречаются не только в классических английских садах, где это традиция, но и в современных европейских и отечественных садах, и в мировых садовых шоу. А садовая колористика — одна из актуальных тем растительного дизайна...

Журнал «Дом и сад» №1 (70) '2013

Цветовые сценарии

Цветники часто называют палитрой сада, это самый разнообразный и красочный его элемент. Лишь распустившийся цветок создает образ и настроение в цветочной композиции, делая ее драматичной или романтической, напряженной или воздушной...

Журнал «Дом и сад» №6 (69) '2012

Пятое измерение

Непрерывная красота, декоративность цветника часто ассоциируются с его постоянным цветением. Но эффекты цветения скоротечны и изменчивы, а так хочется ярких красок, чтобы цвело, радовало, менялось. Как этого добиться, как продлить парад цветения, сделав его заметным и впечатляющим?

Журнал «Дом и сад» №5 (68) '2012

Злаковый акцент

Грация, ажур, шелест трав, их отзывчивость на природные явления, изменчивость и многообразие совершенно незаменимы в садовых композициях. С приходом злаков в сад мы заговорили о появлении новой природной эстетики, об иных декоративных эффектах, новом ассортименте и принципах компоновки растений...

Журнал «Дом и сад» №3 (66) '2012

Эстетика композиции

Композиция — это построение и взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его единства и завершенности. По отношению к устройству цветников сложно установить точные правила художественного решения, но некоторые эстетические принципы стоит привести...

Журнал «Дом и сад» №1 (64) '2012

Несекретный пароль

Почему один цветник хорошо выглядит и без цветения, а другой не спасают даже яркие краски? Что поддерживает цветник в непогоду, держит его форму и объем поздней осенью, украшает и после первых заморозков? Продуманная структура, без которой цветник никогда не будет привлекательным, а скорее и вовсе не будет восприниматься таковым...

Журнал «Дом и сад» №6 (63) '2011

Сад зимой

В жизни сада зима — удивительное время со своей особой сдержанной красотой. И наиболее длительный период, занимающий в средней полосе пять месяцев года. Поэтому зимний сад должен быть не только красивым, но и комфортным...

Журнал «Дом и сад» №6 (57) '2010

По правилам миксбордера

На протяжении всей истории развития садово-паркового искусства садовники и ландшафтные дизайнеры искали схемы выразительных совместных посадок декоративных культур, с помощью которых можно было бы писать картины сада особыми красками — цветом листвы и цветков, фактурой растений и графикой ветвления, формой кроны...

www.houses.ru


Смотрите также