Школа ландшафтный дизайн


Школа ландшафтного дизайна

Общие свойства почвогрунтов

Почва – результат воздействия органических сил на коренную горную породу.

Почвообразование – процесс, в котором участвует несколько факторов: климат (температурный и водный режим), органический фактор (растительные остатки после отмирания растений попадают в почву и под воздействием микроорганизмов частично минерализуются, частично гумифицируются), антропогенез (негативное и позитивное воздействие).

Механический состав – в зависимости от содержания глинистых частиц (т.н. физическая глина – частицы менее 0,001 мм в Ø), почвы подразделяются на глинистые, суглинисты, супесчаные и песчаные. Механический состав почвы определяет такие важные свойства, как влагоемкость, водопроницаемость, порозность, и др. Глинистые почвы нередко переувлажнены (т.к. водоупор начинается с поверхности), обогащены питательными веществами, обладают неблагоприятным воздушным балансом. Внесение органических удобрений значительно улучшает глинистые почвы, поскольку вызывает связывание ее мелких частиц в более крупные структурные агрегаты и тем самым облегчает доступ воды и воздуха. Песчаные почвы характеризуются хорошим воздушным балансом, хорошей водопроницаемостью, их легко обрабатывать, они хорошо прогреваются весной, но легко высыхают и из-за слабой водоудерживающей способности быстро теряют питательные вещества.

Гумус – рыхлое органическое вещество почвы темно коричневого цвета. Он состоит из растительных и животных остатков различной степени разрушения, на которых обитают бактерии, необходимые для создания плодородия почвы. Содержание и состав гумуса определяют плодородие почвы и многие водно-физические свойства.

Почвенные организмы – земляные черви, насекомые, слизни, улитки, бактерии и многие другие организмы образуют органическое вещество почвы.

Питательные вещества – необходимы для роста растений. Биофильными элементами являются азот, калий, фосфор; в несколько меньших количествах растениям требуются магний, кальций, сера, углерод, водород и кислород. К микроэлементам относятся марганец, бор, молибден, цинк и медь. Недостаток любого из этих элементов приводит к патологии в развитии растений.

Химический анализ грунтов, почв, вод

В качестве комплексной характеристики почвогрунтов и природных вод можно рассматривать хим. анализ. По его результатам можно судить об обеспеченности растений биофильными элементами, количестве гумуса, загрязненности почв и грунтовых вод (как правило, почвы обследуются на загрязнение радионуклидами, тяжелыми металлами 1 и 2 класса опасности, и некоторыми органическими загрязнителями.

Гидрогеологическая характеристика

При организации декоративного ландшафта необходимо учесть природные особенности участка: геоморфологические условия, мезо и микро - рельеф, водный режим участка, геологический профиль и др.

Геоморфология позволяет понять место благоустраиваемого участка в ландшафте: это может быть водораздел, плато, часть поймы (склон террасы, старичное болото, прирусловой вал), прогнозировать водный режим объекта.

Мезо и микро – рельеф позволяют характеризовать участок относительно интенсивности поверхностного стока, возможности развития плоскостной и линейной эрозии.

Гидрогеология участка – позволяет определить механический и минералогический состав верхних горизонтов горных пород, глубину залегания водоупоров, а, следовательно, и водоносных горизонтов.

Радиометрический анализ рекомендуем проводить до реализации мероприятий по благоустройству и озеленению. По данным исследований специалистов МГУ им. М,В, Ломоносова, 15 % территории Московской области имеет 3-ий уровень загрязнения радионуклидами, а 5% - зона отселения.

Гидромелиорация комплекс мероприятий и агротехнических приемов по улучшению водного режима почв. Питательные вещества из почвы в корневую систему попадают исключительно в виде раствора. Если бы вся дождевая вода быстро просачивалась к водоносным горизонтам почвы, корневая система не смогла бы за такой короткий промежуток времени обеспечить растение влагой и питательными веществами. Однако гумусовый слой большинства типов почв, подобно губке, поглощает определенное количество воды, обеспечивая потребности растений, и избыточная влага за счет естественного дренажа из почвы уходит. На тяжелых почвах возможен застой воды, переувлажнение и рекомендуется дренаж. На легких, напротив, чаще всего наблюдается дефицит влаги и практикуется полив.

Полив. Различные растения предъявляют разные требования к водному режиму. На норму полива также влияют мех. состав почв, гидрогеологические условия, наличие дренажа, условия увлажнения осадками. Также различны и способы полива: вручную, автоматически и комбинированно. Ручной полив наименее эффективен, т.к., во-первых, должен осуществляться садовником, имеющим представление о норме полива для различных культур, во-вторых, полив должен осуществляться раним утром или вечером (лучше ночью), чтобы растения не получили ожоги. Основным недостатком автоматического полива являются высокие капитальные затраты (200-300 у.е./сотка).    

ЭТАПЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

1. Выезд специалиста на объект. Консультация. Экспертное заключение. В случае заказа проектной документации стоимость выезда, консультации и заключения не взимается.

2. Специальная крупномасштабная (масштаб 1:100, 1:200 ) геодезическая съемка – топографический план с существующими на участке зданиями, насаждениями, коммуникационными колодцами, с высотными отметками рельефа и горизонталями. Насаждения с указанием диаметров и количества стволов. Плотность высотных пикетов не менее 5-7 на сотку.

3. Обследование подземных коммуникаций и нанесение их на топографический план (результаты обследования колодцев, анализ схем и т.п.) без использования специальной диагностической аппаратуры.

4. Специальная геодезическая съемка (М1:200, М1:100) лесных насаждений с составлением перечетной ведомости установленного образца и нанесением номеров на деревья.

5. Проект благоустройства и озеленения (М1:200, М1:100) - Эскизное проектирование (2 эскиза), - Генплан, - Разбивочный чертеж, - Посадочный чертеж, - Схема иллюминации, - Конструктивные разрезы типов покрытий, - Краткая характеристика посадочного материала и рекомендации по уходу, - Спецификации материалов и объемов работ,

- График реализации

6. Проект организации системы дождевой канализации:

– План организации системы дождевой канализации М1:100 с нанесением высотных отметок лотков труб в траншеях, с отметками входа труб в колодцы;– Конструктивные разрезы отмостки с водоотводящими лотками, колодцами;

– Объемы работ по организации системы дождевой канализации в т.ч. спецификация материалов.

7. Проект организации системы дренажа:

– План организации системы дренажа, М1:100, с нанесением высотных отметок лотков труб в траншеях, с отметками входа труб в колодцы;– Конструктивные разрезы дрен, водосборных колодцев;

– Объемы работ по организации системы дренажа, в т.ч. спецификация материалов.

8. Проект организации рельефа:

- План организации рельефа с черными и красными высотными отметками верха различных типов покрытий (мощений, газона, инертных отсыпок, цветников, подпорных стен);- Картограмма перемещения земляных масс;

- Объемы работ по организации рельефа.

9. Проект организации систем глубокого дренажа

10. Авторский надзор за реализацией проектных решений

ЛАНДШАФТНЫЙ КОНСАЛТИНГ

1.Экспертиза проектов. Многие фирмы в сфере благоустройства и озеленения под проектом понимают эскизы (красиво оформленную брошюру из картинок). Для реализации таких проектов необходима исполнительная (рабочая) документация, которая на руки заказчику не выдается. Причина здесь в следующем – имея на руках детально проработанный проект, заказчик может обратиться к фирмам – конкурентам и провести тендер для поиска наиболее выгодного подрядчика. 

Поэтому рекомендуем обратить внимание Заказчиков на рабочую документацию в проекте – именно она позволяет вынести проектные решения в натуру. Но нередко заказчик не может оценить качество проектной документации, возможность строительства по разработанному проекту. Наша компания предоставляет консалтинговые услуги по определению качества исполнительной документации проектов благоустройства и озеленения. В случае необходимости, наши специалисты могут скорректировать и доработать проектную документацию.

2. Инженерное сопровождение. При реализации мероприятий по благоустройству и озеленению силами заказчика наша компания представляет услуги по инженерному сопровождению объектов. При этом наши инженеры и ландшафтные архитекторы определяют спецификации материалов и работ, сроки реализации, оценивают применимость и целесообразность конструкций и строительных технологий.

3. Обследование объектов. Обследование объектов подразделяется на несколько этапов: визуальное, инструментальное и лабораторное. При визуальной оценке объекта анализируются природные условия объекта (геоморфология, мех. состав верхних горизонтов почвогрунтов, рельеф, гидрография и проч.). Под инструментальным обследованием предполагается комплекс топографо-геодезических работ, радиометрический контроль ручным дозиметром. Лабораторное обследование участка включает хим. анализ почв, природных вод.

4. Консультации для специалистов. Чаще всего в нашу компанию коллеги обращаются за консультациями по инженерному обеспечению благоустройства: при определении конструкций мощений, подпорных стенок, при необходимости разработки проектной документации для организации систем дренажа и водоотвода с кровель. Как правило, первый этап сотрудничества начинается с посещения объекта. Здесь визуально оцениваются природные условия (гидрогеология, рельеф и др.), здания и сооружения и ставятся задачи, которые необходимо решить. Дальнейшее сотрудничество необходимо проводить в тесном контакте с ландшафтным архитектором или дизайнером, являющимся носителем первичной информации о пожеланиях клиента.

ОБСЛУЖИВАНИЕ УЧАСТКОВ

Обслуживание благоустроенного участка – это не хобби, а комплекс трудоемких и регулярных мероприятий. Как правило, их выполняет садовник или выездная группа специалистов. При обслуживании участка основное внимание уделяется состоянию посадочного материала. Сложность ухода за посадочным материалом напрямую зависит от видового разнообразия растений и их количества, площади газона. Разные виды растений нуждаются в специализированном уходе (режиме полива, подкормки, лечения, подготовки к зиме). Наша компания при сдаче проектов благоустройства и, уж тем более, при сдаче объектов, предоставляет заказчику пояснительную записку, содержащую краткую характеристику посадочного материала и рекомендации по уходу.

Выездная группаОбязанности подрядчика при осуществлении мониторинга за благоустроенным участком:

1) Своевременно принимать меры при ухудшении состояния растений в случае воздействия факторов, не предусмотренных в гарантийных обязательствах по договору;

2) Осуществлять операции по уходу за растениями: подкормку, подрезку сухих ветвей, при необходимости - обработку пестицидами и гербицидами, укрывать на зиму;

3) Обеспечивать косметический ремонт элементов благоустройства (в т.ч. прополка газона, стрижка – не чаще 1 раза в месяц);

4) Осуществлять консервацию систем дренажа и водоотвода на зимний период и запуск весной;

 Режим посещения участка при осуществлении мониторинга определяется по согласованию с заказчиком: плановые посещения 1-2 раза в месяц, кроме того, возможны экстренные вызовы, но не чаще 1 раза в месяц.

ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ОсвещениеОсвещение как декоративный фактор используют для украшения аллей, миксбордеров и клумб, водоемов и фонтанов. Светильники устанавливаются в тех местах, которые просматриваются из дома, беседки, площадки для отдыха, чтобы с наступлением темноты любоваться видом освещенного пейзажа. Эффект внешнего освещения усиливается, если в доме есть регулирующие яркость света выключатели.

При проектировании системы освещения в техническом задании:1. Определяются зоны освещения (например, зона въезда или входа, паркинг, площадки для отдыха, зона огорода, прогулочная зона, зона водоема и т.п.);

2. Определяются режимы освещения зон (постоянно в темное время суток, временно – например, на датчик движения);

3. Определяется количество, типы, мощность и расположение светильников в каждой зоне.

ЭлектропроводкаУстанавливать осветительную систему сада должен электрик – профессионал. Неправильная установка электроосветительного оборудования или выбор моделей светильников, непригодных для эксплуатации на улице, чрезвычайно опасны.

Обычно используют кабель в свинцовой оплетке или с двойной резиновой изоляцией, чтобы он смог выдержать возможный удар лопатой при перекопке почвы. Во избежание повреждения, кабель закладывают на глубину не менее 60 см. Для большей безопасности кабель в траншее закрывают плитками, кирпичами или оборудуют для него бетонные короба – коллекторы.

Все оборудование надежно заземляют. Оборудование, работающее при напряжении 110 вольт, безопаснее, но требует наличия ступенчато-понижающего трансформатора.

Садовые светильникиРазличают парковые и газонные фонари, светильники прожекторного типа, утопленные в мощение светильники, грибовидные, плавающие и подводные светильники. Для освещения сада используют светильники, специально сконструированные для использования на улице (с соответствующей степенью защиты). Они должны быть водонепроницаемыми, устойчивыми к коррозии, морозу, снегу, повышенной влажности. Большинство садовых светильников изготовлено из алюминиевых сплавов или высокопрочной пластмассы и снабжено резиновыми или пластиковыми прокладками от протекания воды.

Прожекторы могут быть прикреплены к любой твердой поверхности или снабжены заостренной стойкой. Грибовидные светильники используют для освещения дорожек и ступеней. Лампы для освещения водоемов плавают в воде или погружены в нее. Прожекторы часто окрашены.

Размещение светильниковСветовой баланс в саду – сложная задача, лучше всего воспользоваться услугами дизайнера.

Свет должен быть направлен от наблюдателя так, чтобы он не утомлял зрение и не искажал пейзажа. Для подчеркивания естественной красоты растений лучше пользоваться белыми, а не разноцветными светильниками. Дерево или высокий кустарник освещают полностью, чтобы создать фон для расположенных на переднем плане низкорослых растений. Можно также устроить общую подсветку больших пространств направленными секторами и разместить небольшие точечные источники света для высвечивания отдельных деревьев или кустарников. Иллюзию глубины пространства создают за счет яркого света на переднем плане и рассеянного – на заднем.

Освещение водоемаОсобенно привлекательно выглядят в саду освещенные прожекторами водоемы и ручьи. Для придания объемности водопадам и фонтанам, в водоемы погружают подводные светильники – специально сконструированные водонепроницаемые лампы. Очень эффектный вид придают фонтанам и водопадам источники света, расположенные сзади них. Поток лучей направляют таким образом, чтобы вызвать красочные отблески на струях ниспадающей воды. Для достижения неординарных световых эффектов включают цветные светильники.

ГазоныУхоженный газон придает участку опрятный вид, является прекрасным фоном для декоративных групп растений, формирует законченность благоустраиваемого ландшафта. Но газон – это на только элемент декоративного оформления. В жаркое время дня температура воздуха над газоном на 6-7 °С ниже, чем на мощеных территориях. В зависимости от функционального назначения и декоративного эффекта, выделяют следующие типы газонов: партерный, луговой, спортивный, мавританский, почвопокровный и почвозащитный. Для разных типов газонов используются различные травосмеси, отличны также технологии их создания и ухода.

Партерные газоны – обычно устраиваются на переднем плане, перед входом в сад, парк, перед парадным фасадом дома. Участок должен быть хорошо спланирован, выровнен, огражден по периметру бордюром (или поребриком) или окантован мелкими кустистыми растениями (алиссум, бархатцы, кохия). Основное требование к партерным газонам – доминирование площади газона над площадью цветников, иначе возможно впечатление пестроты и раздробленности. По партерным газонам не рекомендуется ходить (за исключением, пожалуй, обслуживающего персонала).

Луговые газоны чаще всего культивируются на приусадебных участках, предназначены для отдыха на них, используются как естественные лужайки. На таких газонах высевают мятлики, овсяницы, райграс многоцветковый, пырей бескорневищный, житняк гребневидный и другие злаки. Луговые газоны, помимо злаковых растений, могут дополняться многолетними бобовыми культурами: клевером, люцерной синей, донником, лядвенцом рогатым, эспарцетом посевным.

Мавританские газоны представляют собой красивоцветущие ковры из злаковых культур и однолетних цветущих растений. Однолетние растения должны иметь длительный период цветения. Как правило, цветущие растения бывают вкраплены в луговые газоны пятнами или широкими лентами. Мавританские газоны подстригают после того, как отцветут летники (мак, василек, гипсофила, немезия, ноготки, лен, эшшольция).

Цветные партерные газоны названы газонами условно, так как они образуются не из злаковых трав, а из продолжительно цветущих низкорослых одинаковых по высоте растений. Примером таких цветных газонов может служить: розовый газон – из флокса дернистого, голубой – из незабудки, белый – из арабиса, оранжевый – из карликовых бархатцев, синий – из лобелий. 

Почвопокровные газоны быстро разрастаются и образуют густые, плотно переплетенные зеленые ковры. К таким растениям относятся клевер ползучий, седумы, карнеум, живучка ползучая и др.

Уход за газономКак правило, заказчики не уделяют газонам должного внимания, если не считать нерегулярного скашивания и подкормки. Между тем, газон составляют живые растения, поэтому постоянный уход, как и за любой другой культурой, благотворно отражается на их состоянии. Уход за газоном включает такие важные операции, как подкормка, полив, стрижка, внекорневая подкормка, аэрация и скарификация.

Стрижка не только придает траве аккуратный и приятный вид, она обеспечивает образование плотного слоя дерна и препятствует развитию сорняков и зарастанию мхом. Оптимальная высота срезки определяется состоянием газона и временем года. С конца весны и до ранней осени первоклассные партерные газоны надо скашивать, оставляя траву высотой до 1 см; обыкновенные – до 1,5 см и специального назначения – до 2,5 см. В сухие периоды при отсутствии достаточного орошения эти пределы можно несколько увеличить. С осени по весну величину среза увеличивают на 0,6 см, что защищает дерн от сорняка и мхов. Партерные газоны скашивают раз в два-три дня, остальные – еженедельно. Скошенную траву убирают с газонов, поскольку в ней сохраняются семена сорных растений.

Орошение – частота полива зависит от типа почвы, но чаще всего в засушливый период газон, расположенный на почве со средним содержанием глины, поливают раз в 7-10 дней. При поливе затрачивают не менее 10 л воды на 1 м2; оптимальное же количество составляет 20-25 л/ м2. Следует избегать частых поливов небольшим количеством воды, это приводит к преимущественному развитию корневой системы, лежащей у поверхности. Для полива благоприятны ранее утро или вечер (лучше всего подходит ночное время, но данный вариант подходит для автоматического полива), т.к. при поливе днем под прямыми лучами солнца коэффициент эвапотранспирации довольно высок и травостой получает ожоги.

Подкормка укрепляет и уплотняет травяной покров, повышая его устойчивость к засухе, заболеваниям и появлению сорняков, а также поддерживает хороший цвет и структуру газона. Разового внесения комплексного удобрения обычно достаточно, чтобы обеспечить потребность газона в питательных веществах на год. Удобрения разбрасывают вручную или разбрызгивают из расчета 60 г/ м2 перед поливом.

Скарификация – удаление соломы, проводится чаще всего в сентябре, или ранней весной, перед началом регулярного скашивания.

Аэрация – это газообмен почвенного воздуха с атмосферным. В результате прокалывания газона атмосферный воздух свободно поступает в почву и увеличивает поглощение воды и питательных веществ корневой системой травы. Необходимость в аэрации всего газона возникает крайне редко. Аэрацию проводят обычно при появлении признаков утончения дерна – например, в местах

- вытоптанных детьми;- зарастания мхом;- быстрого побурения дерна в сухую погоду.

Подсыпка – для устранения возможных неровностей газона поверхностно вносят смесь почвы, песка и хорошо перепревшего органического вещества в пропорции: 1 часть торфа, 3 части суглинистой почвы и 6 частей речного песка. Подсыпка утолщает дернину и ускоряет разложение соломы. Подсыпку проводят ранней осенью из расчета 2 кг/ м2, увеличивая до 3-3,5 кг/ м2 при разной толщине дерна на поверхности газона. Смесь разбрасывают совковой лопатой и заделывают в дерн граблями.

Борьба с сорняками – основные трудности вызывает уничтожение низкорослых однолетних сорняков, стелющихся и растущих из розеток, поскольку они не срезаются при стрижке или приспосабливаются к регулярному скашиванию. Если сорняков на газоне немного, проще удалить каждый в отдельности садовой вилкой. После этого необходимо тщательно утрамбовать дерн. Вручную сорняки удаляют только весной. При серьезном засорении газона применяют гербициды избирательного действия, действующие только на широколиственные сорные растения, не наносящие вред злаковым травам. Возможно совмещение применения гербицидов с подкормкой растений.   

Учебная программа Ландшафтный дизайн(профессиональная переподготовка)Учебная программа Основы ландшафтного дизайна (Ландшафтная организация Вашего

приусадебного участка)

Предпроектные изысканияИнженерное обеспечение благоустройства и озеленения 

landscape-school.ru

Школа ландшафтного дизайна

Представляем вашему вниманию онлайн Школу ландшафтного дизайна - совместный проект сайта 7dach и Агрохолдинг ПОИСК.

Агрохолдинг ПОИСК — крупнейшая российская селекционно-семеноводческая компания, работающая на рынке с 1990 г. В составе компании есть собственная структура ритейла, питомник растений, тепличный комбинат, собственный селекционный центр и ландшафтное бюро.

Девиз компании – «Здоровый образ мышления» отражает сущность компании по всем направлениям деятельности и профессиональный, здравый подход к делу. Вся продукция Агрохолдинга представлена в фирменном интернет-магазине.

Школа ландшафтного дизайна – это цикл из 8 онлайн уроков, подготовленных известным ландшафтным дизайнером, руководителем ландшафтного бюро GARDIE Оксаной Пискаревой. Обучающий курс посвящен созданию цветников и дизайну загородного участка.

Как начать обучение Открыть и изучить первый урок можно прямо сейчас - он находится на панели слева. Остальные уроки будут опубликованы последовательно в течение 5 месяцев. Открывая любой урок, вы автоматически становитесь слушателем курса.

Что нужно делать в Школе ИЗУЧАЙТЕ содержание каждого урока. Внимательно ОТВЕЧАЙТЕ на вопросы теста, находящегося в конце урока. УЧАСТВУЙТЕ в обсуждениях в комментариях и ЗАДАВАЙТЕ вопросы преподавателям курса. ЧИТАЙТЕ дополнительные статьи, опубликованные списком к каждому уроку.

Все эти действия помогут вам не только приобрести новые знания, но и заработать баллы. Сумма баллов составит ваш личный рейтинг.

Что у нас нового Приятная новость: теперь в уроках нет никакой «домашки»! Но расслабляться не стоит - в конце обучения вас ждет выпускной экзамен. Оценивать его будет наш преподаватель - ландшафтный дизайнеры Оксана Пискарева.

Будьте в курсе всех новостей Чтобы не пропустить выход новых уроков и оставаться в курсе последних событий Школы ландшафтного дизайна вы можете подписаться на рассылку - кнопка расположена ниже.

Желаем успехов в создании сада своей мечты!

Существует множество вариантов цветочного оформления загородного участка. Самый интересный – создание цветника. Чтобы миксбордер стал вашей гордостью и украшением участка, нужно придерживаться правил построения композиции. Например, важно подобрать растения таким образом, чтобы они обеспечивали стабильную декоративность цветника с весны до поздней осени. Задача на первый взгляд простая, но на стадии реализации у многих садоводов возникают затруднения. Поэтому в первом уроке мы решили рассказать вам о том, как избежать типичных ошибок. Предлагаем подробно разобрать 10 основных правил создания цветника.

Не забудьте после окончания урока пройти тест и задать вопросы преподавателю!

Следующей весной волна ярчайших красок прокатится по вашему саду, но случится это только в том случае, если вы подготовитесь заранее. Сейчас самое время распланировать посадки луковичных и высадить все растения на свои места. Чтобы гармонично вписать композиции из тюльпанов, нарциссов, мускари и крокусов в пространство сада, нужно знать видовые и сортовые особенности этих прекрасных растений. Об этом и пойдет речь в нашем уроке.

Чтобы начать урок, нажмите на кнопку, расположенную ниже. Также не забудьте задать вопросы преподавателю и пройти контрольный тест.

Мы готовим для вас новый урок!

Чтобы первым узнать о его появлении, а также быть в курсе всех самых интересных событий проекта, подпишитесь на новости Школы ландшафтного дизайна.

Мы готовим для вас новый урок!

Чтобы первым узнать о его появлении, а также быть в курсе всех самых интересных событий проекта, подпишитесь на новости Школы ландшафтного дизайна.

Мы готовим для вас новый урок!

Чтобы первым узнать о его появлении, а также быть в курсе всех самых интересных событий проекта, подпишитесь на новости Школы ландшафтного дизайна.

Мы готовим для вас новый урок!

Чтобы первым узнать о его появлении, а также быть в курсе всех самых интересных событий проекта, подпишитесь на новости Школы ландшафтного дизайна.

Мы готовим для вас новый урок!

Чтобы первым узнать о его появлении, а также быть в курсе всех самых интересных событий проекта, подпишитесь на новости Школы ландшафтного дизайна.

Мы готовим для вас новый урок!

Чтобы первым узнать о его появлении, а также быть в курсе всех самых интересных событий проекта, подпишитесь на новости Школы ландшафтного дизайна.

7dach.ru

Проект ландшафтного дизайна школьного двора

Школьный двор — «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. Если в ней трудится коллектив единомышленников, объединенных целью воспитать своих подопечных всесторонне развитыми личностями, то школьный двор будет оформлен с хорошим художественным вкусом и выполнять множество функций (эстетическую, развивающую, санитарно-гигиеническую). Педагоги позаботятся о том, как вместе с воспитанниками красиво расположить и содержать все необходимые  обустройства и живые насаждения.

Общие принципы составления проекта школьного двора

Обычно новые школы строители сдают в эксплуатацию с благоустроенными пришкольными территориями. Но с течением времени разрастаются и стареют растения в композициях, ветшают постройки. Меняются вкусы и запросы школьного коллектива. Периодически нужно производить корректировку посадок, замену и ремонт малых архитектурных форм. Как любому сооружению нужен капитальный ремонт, так и ландшафтный дизайн школьного участка требует кардинального переустройства. Возможно при этом придётся переформатировать назначение участков, изменить их площадь и рельеф. Так как результаты облагораживания территории будут рассчитаны не на один год и должны сохранять привлекательный вид продолжительное время, эта работа должна быть продуманной и плановой. Для эффективной реконструкции пришкольной территории необходимо разработать проект ландшафтного дизайна школьного двора. Руководству школьного заведения или инициативному комитету следует провести опрос среди педагогов и школьников  на тему: «Чтобы вы хотели видеть на школьном дворе?»; определиться с финансовыми возможностями. Затем необходимо сделать тщательный обмер участка, оценить существующую климатическую ситуацию, выяснить размещение инженерных сетей. После всего, в соответствии с собранными данными, вычерчивается масштабный план и производится зонирование участка, подбираются растения.

Стиль оформления

Ландшафтный дизайн пришкольного участка желательно выполнить в регулярном стиле. Прямые дорожки, симметричные посадки, геометрические формы клумб подчеркнут особый статус территории и будут настраивать детей на спокойное и рассудительное поведение. Перед входом высаживают солитеры — одно или несколько декоративных деревьев или кустарников, явно выделяющихся на общем фоне. Солитерные посадки придадут некоторую строгость и официальный вид ландшафтному дизайну школьного участка. Всё окружение школьного здания должно способствовать пониманию и принятию учащимися того, что они пришли в школу заниматься серьёзными делами — получать необходимые знания и навыки.

Уголки отдыха, которые будут служить для спокойных бесед во время больших перемен или для посиделок после занятий, можно устраивать в более свободных стилях — кантри, голландском, азиатском. Для насаждений выбирают такие растения, чтобы они выглядели привлекательно на протяжении всего года, не вызывали аллергию, без шипов и колючек.

Центральная часть

Каждая школа должна иметь на своём дворе место  для проведения общешкольных мероприятий — первого и последнего звонка, сборов, линеек и др. Это может быть вместительная прямоугольная или квадратная площадка. Её стоит обсадить бордюрами из кустарников, хорошо переносящих стрижку (кизильников, самшитов, спиреи, бирючины). Место, предназначенное для выступлений, желательно подчеркнуть на заднем плане линейными посадками хвойных или вечнозеленых насаждений. Они могут также сдерживать ветры и защищать от уличных шумов. Оформление центральной части таким образом придаст торжественность и парадность всему ландшафтному дизайну школьного участка. Площадку в последующем следует расчертить, подписав места для каждого класса.

Спортивная площадка

Площадку для занятий спортом оборудуют стандартными устойчивыми и безопасными снарядами и сооружениями. Покрытие обычно устраивается асфальтное или грунтовое. Волейбольную или площадки для других подвижных игр стоит обсадить деревьями с раскидистыми кронами (липами, каштанами, клёнами) для создания тени над зрительскими скамейками. При ограниченных размерах школьного двора на площадке могут проводиться общешкольные мероприятия. В таком случае спортивные сооружения следует расположить по её периметру или компактно составить в одном месте для того, чтобы они не мешали и не отвлекали детей.

Зоны отдыха и досуга

В проекте ландшафтного дизайна школьного двора зон отдыха может быть несколько. Они будут соединяться между собой аллеями и извилистыми дорожками. Уголки отдыха желательно оформить композициями из декоративных кустарников разной высоты, разбить газоны и клумбы, поставить скамейки, скульптуры. Привычные элементы вертикального озеленения (опоры, треноги, арки и др.) не стоит использовать при оформлении, так как дети могут залезть на них и травмироваться. Для линейных посадок вдоль аллей подходят вязы, тополя, сосны, липы. Расстояния между ними зависит от величины кроны и составляет примерно 3-5 м. Важно, чтобы деревья не давали поросли, которая может разрушить искусственное покрытие. На клумбах нужно высаживать неприхотливые, долгоцветущие и засухоустойчивые цветы (цинии, сальвии, бархатцы, цинерарии, бессмертники). Под деревьями — тенелюбивые многолетники (хосты, барвинок, астильбу, функию). На солнечных местах можно устроить альпийские горки или рокарии. Непривлекательные заборы маскируют при помощи плетущихся и лазающих растений( девичьего винограда, клематисов, плюща).

Педагоги вместе с родителями и детьми здесь могут воплотить множество своих идей по созданию оригинального ландшафтного дизайна пришкольного участка. Совместная работа родителей с детьми будет способствовать укреплению связей между ними, сотрудничеству, улучшению взаимопонимания, что так важно в подростковом возрасте.

Пришкольный огород

При значительной площади школьного двора для проведения детьми экспериментальной и исследовательской работы можно устроить огород. Особенно интересно будет выращивать овощи и цветы младшим школьникам. Они смогут там научиться ухаживать за различными огородными культурами, расширить свой кругозор. Учащихся средних классов стоит привлекать  к выращиванию рассады цветов для клумб. При достаточных финансовых  средствах на пришкольном огороде можно соорудить небольшую теплицу или оранжерею.

Удачный проект ландшафтного дизайна школьного двора сделает территорию школы не только удобной с практической точки зрения, но и улучшит её естественный облик. Благодаря этому все элементы двора вместе со школьным зданием будут смотреться презентабельно и гармонично. 

aquagroup.ru

Школа ландшафтного дизайна: чтобы что-то сделать, нужно уметь это делать.

Школа ландшафтного дизайна: чтобы что-то сделать, нужно уметь это делать.

Как хочется, чтобы сад был как на картине, чтобы было меньше хлопот с ним, и он приносил только радость, а не усталость и раздражение. Пожалуй, это мечта каждого садовода, но, к сожалению, каждый сезон мы кроим и пересаживаем все заново, пытаясь, навести красоту в своих садах, пробуем новые сорта кустарников и деревьев, цветов, как однолетников, так и многолетников. Только вот не всегда выходит то о чем мы себе представляли.

Понятно, что вы скажете нужно все планировать и для начала начертить план, и четко следовать идеи. Согласен, вот о том, как начертить и следовать плану давайте тут и поговорим.

Для начала давайте разберемся вот с чем – возьмите лист бумаги и карандаш, начертите две линии – это будет дорожка, а круг или прямоугольник это наша воображаемая клумба или рабатка. Что получилось?  В принципе то, что вы нарисовали, ваш рисунок или эскиз состоит из простых линий, а если усложнить ситуацию, и сделать клумбу или рабатку пожирнее (нажимаем сильнее на карандаш) и наша клумба стала выделяться более сильней на рисунке чем линии, это так, скажем, простой вариант. Не будем вдаваться в подробности, все это можно назвать одним словом рисунок на плоскости, или плоскостная композиция.

Теперь давайте нарисуем два круга и один из них закрасим  - получаем уже два круга, но один светлый другой темный, если добавить другие элементы  штрихования, и пофантазировать, то композиция из одних кругов или треугольников, кому что нравиться – будет смотреться уже совсем по другому.

Теперь усложняем нашу задачу – ваша композиция из геометрических фигур может быть симметричной или ассиметричной, фигуры могут быть закрашены или выделены цветом, по вашему усмотрению и вкусу, тем самым получаем экспозицию ваших будущих цветников.

Теперь настало время добавить красок в наши композиции, и тут на помощь придет вся палитра красок. Но не спешите бежать в магазин и скупать краски разных оттенков, наша задача понять и постараться разобраться в цвете, из которого мы в дальнейшем можем создавать шедевры ландшафтной архитектуры в своих садах.

Разбираться в цвете, занимается такая наука как КОЛОРИСТИКА, вот о ней давайте поговорим по подробнее, так как черно-белый рисунок в карандаше, это хорошо, а в красках более наглядно.

все цвета можно расположить в цветовом круге

Начнем с теории, Цвет- это физическое явление, которое образуется путем преломления света Свет в виде обычного дневного света воспринимается нашими глазами как «белый» т.е. бесцветный свет. На самом деле он фактически состоит из ряда цветов: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Без сомнения вы хотя бы раз видели после дождя радугу, разноцветной полосой цвета опоясывающую небо. Почему мы видим в радуге так много цветов, Мы знаем, что солнечный свет представляет собой комбинацию цветных лучей света, и различные цвета преломляют различным образом. Другими словами свет расщепляется, т.е. имеет местоявление дифракции. Для восприятия цвета нужно 3 условия: 1. Источник света 2. Отражающая поверхность 3. Человеческий глаз. Цвета разделяют на: 1.Хроматичесие - все цвета радуги 2.Ахроматические - белый и черный.

Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.  Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Цвет предметов возникает главным образом в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового спектра кроме красного. Белый - цвет отражения. Предмет воспринимается белым, поскольку он отражает все цвета радуги. Черный - цвет поглощения. Предмет воспринимается черным, поскольку он поглощает все цвета радуги. Предметы любого цвета, кроме черного и белого, отражают все цвета спектра и отражают все цвета спектра и поглощают только дополнительный цвет к тому цвету, который принимает предмет.

В основе всех существующих в мире хроматических цветов лежат только 3 базовых цвета: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, и лишь правильные пропорции смешивания и концентрация красящих веществ имеют решающее значение при появлении того или иного оттенка. Если смешивают цвета «находящиеся рядом», то появляется цвет совершенно иного характера. Из желтого и красного получится оранжевый, синий и красный дают фиолетовый цвет, в то время как синий и желтый образуют зеленый цвет.

Хроматические цвета делятся на первичные и производные цвета. Первичные цвета - красный, синий и желтый являются основой всех хроматических цветов и фактически без них не существует никакой цвет. Производные цвета делятся на вторичные, третичные и т.д. Вторичные цвета получаем путем смешения двух основных (первичных) цветов. Красный, + желтый, = оранжевый, Красный, + синий, = фиолетовый, Синий, + желтый, = зеленый Третичные цвета - добавляя вторичный цвет к одному из двух образующих его первичных, мы получаем новые цвета, которые будем называть третичными. НАПРИМЕР: фиолетовый + красный = красное дерево (махагон) Фиолетовый + синий = жемчужный Различные пропорции смеси первичных и вторичных цветов образуют несчетное количество промежуточных оттенков.

Теперь поняв основы и азы, едем дальше: Характер цвета - это теплый или холодный цвета. Теплые цвета: желтый и красный; холодный - синий. Если в цвете преобладают желтый или красный цвета, то этот цвет является теплым, если преобладает синий - холодный цвет. Нейтрализация цвета – важной особенностью хроматических цветов является способность взаимной нейтрализации (дополнения). Для каждого хроматического цвета (кроме коричневого)  имеется дополнительный цвет, который при объединении с исходным даёт серый, серо-коричневый цвет. Фиолетовый нейтрализует Жёлтый.  Красный нейтрализует Зелёный. Синий нейтрализует Оранжевый

 Пришло время поговорить о  таком понятии как Монохром.

Он строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности. Общий цветовой тон придаёт данной цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер. Данный вид гармонии очень широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне одежды. А вот в интерьере его нежелательно использовать, так как монополия одного цвета в пространстве, да ещё и в больших количествах, вызывает в человеческом организме дискомфорт, вплоть до проявления психофизических расстройств. Полагаю, что в ландшафтном дизайне этого тоже следует придерживаться.

 На нашем цветовом круге – это сочетание цветов из 5-ти ступеней цветового тона. Количество ступеней, естественно может быть большим. Ахроматический равноудалённый цветовой ряд (от белого до чёрного) является также гармоничным. Гармония родственных цветов (нюансов). Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одного и того же главного цвета. Главными называют цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это сравнительно

сдержанная цветовая гамма. Например, на нашем цветовом круге это – красный и красно-оранжевый цвета, жёлтый и жёлто-красный, но не красный и жёлтый. То есть родственные цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.

В цветовом круге, а точнее – в системе цветовых кругов, имеются 4 группы родственных цветов: жёлто-красные, сине-красные, жёлто-зелёные, сине-зелёные. 111

Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлоты не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но если добавить к одному или двум цветам из трёх затемнённый или высветленный цвет, то цвета начинают гармонично сочетаться, акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Теперь давайте рассмотрим такое понятие как Полярная гармония.

Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными. Например, красный и зеленый, синий и желтый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и темно-зеленый. Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов. Физиолог Э. Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе при его отсутствии они теряют спокойствие. Смесь же дополнительных или контрастных цветов дает нейтральный серый цвет. Смесь чистых спектральных цветов дает белый. Все цветовые сочетания, не дающие в сумме серого цвета, например, красный и синий, желтый и красный, являются экспрессивными. Сочетание полярных цветов характеризуются наибольшей активностью, динамичностью и напряженностью. Если сочетать полярные цвета одинаковой светлоты, то от такого сочетания будет рябить в глазах. Привести их в гармоничное сочетание можно несколькими способами:

1. Один из цветов должен быть меньше по площади.

2. К одному из цветов добавить белый или черный цвет;

3. Все цвета взять разбеленными или затемненными;

4. В один из цветов добавить ему контрастный.

Например, если в чистый красный добавить немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым;

Обобщив все сказанное, можно сформулировать основные принципы построения цветовых гармоний: Принцип одинаковости цветов (однотоновые гармонии); Принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии); Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов); Принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов); Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах, вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, пятиугольников и т.д.).  А если все – таки необходимо сочетать более трех цветов, то, чтобы не получилась какофония цветов, можно следовать нескольким методам: Сочетать цвета по принципу конструктивного построения; Во все цвета добавить какой-то один цвет; Один цвет сделать доминирующим в композиции. Этот цвет будет преобладать по суммарной своей площади в цветовой композиции, а по своему распределению на плоскости станет «всеобъемлющим», то есть, как бы окружит все цвета со всех сторон;

Контраст насыщенности заключается в противопоставлении ярких и тусклых, насыщенных и блеклых, нейтральных цветов. При контрасте насыщенности цветов одного тонального ряда менее насыщенный приобретает неповторимый индивидуальный оттенок. Наиболее сильный контраст достигается сопоставлением первичных и нейтральных цветов. Блеклые цвета кажутся более живыми в окружении ярких цветов. Впечатления: спокойствия, изысканности, ощущения пространства.

Контраст по температуре. Наибольший эффект такого контраста достигается соединением тёплых и холодных цветов. Исключает контраст тёмного и светлого, все цветовые тона композиции должны быть одинаково светлыми или одинаково тёмными. Контраст будет умеренным между «тёплыми» и «горячими», «прохладными» и «холодными» цветами. Чем ближе цвет друг к другу в пределах одной цветовой группы, тем меньше будет контраст.

Различные контрасты цветовых площадей создают разные впечатления: от драматично- формального до мягко-деликатного.

Каждый чистый цвет физиологически требует противоположенного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно воспроизводит ощущение присутствия необходимого дополнительного цвета. Серый цвет зрительно приобретает цвет, дополнительный фону: на красном – зелёный; на жёлтом – фиолетовый; на синем – жёлтый. Любой цвет, расположенный рядом с другим цветом или на его фоне, также подвержен симультанному контрасту. Жёлтый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом – серо-фиолетовый. Синий цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом не меняется, на жёлтом приобретает фиолетовый оттенок. Жёлтый цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на синем – оранжевый, на фиолетовом не меняется. Синий цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на фиолетовом – жёлтый.  На белом фоне все цвета становятся более тёмными и менее яркими. На сером фоне смягчается сила цвета, прибавляется сочность, но фон принимает оттенок дополнительного цвета. На чёрном фоне все цвета становятся светлее и ярче. Любой цвет, расположенный на заднем фоне, может обладать оптическими иллюзиями: увеличиваться, уменьшаться, отступать или выступать.

 Теперь еще давайте обсудим Контраст, что очень актуально для создания ландшафта.

Семь типов цветовых контрастов Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — чёрный, холодный — тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та, же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единственен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Начнём с перечисления семи типов цветовых контрастов: Цветовой контраст–   это сопоставление чистых цветов. Цветовые или тональные контрасты возникают между двумя цветами в том случае, когда они расположены рядом или один на фоне другого. Сильный цветовой контраст достигается при использования первичных цветов. Цветовой контраст ослабевает при сочетании вторичных цветов. Цветовой контраст максимально ослабевает при сочетании третичных цветов. Когда каждый цвет отделён от другого чёрным или белым цветами, цветовой контраст становится более выразительным и ярким. Используется как акцент (в противном случае раздражает). Контраст светлого и тёмного основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Контраст между светлыми и тёмными цветами или тонами создаёт эффект усиления качеств обоих. Светлый цвет кажется ещё светлее рядом с тёмным или на фоне, а тёмный – ещё темнее. Используя разделительную технику в светлотном контрасте, можно добиться различных впечатлений.

Контраст светлого и тёмного. Контраст светлого и тёмного, эффект резкости. Контраст светлого и тёмного основанный на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Светлота. Светлота – это степень высветления или затемнения цвета. Светлота – качество  присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Самый светлый цвет – жёлтый, а самый тёмный – фиолетовый. Светлота цветового тона означает степень добавления к данному хроматическому цвету белого или чёрного. Светлота цветовых тонов может быть одинаковой со светлотой любого хроматического цвета. Смешение хроматического цвета с ахроматическим создаёт цветовой тон. Цветовой тон бывает чистый и приглушённый. Смешение цвета с белым и чёрным создаёт чистые цветовые тона, а смешение с серым –приглушённые. Воздушная среда задерживает и рассеивает часть фиолетовых, синих, голубых лучей, почти без помех пропуская остальные. Отсюда результат – синее небо над нашей головой. Утренние и вечерни зори окрашены в тёплые тона, так как солнечный свет, пробиваясь сквозь более толстый слой атмосферы, теряет много холодных лучей. И снег на вершинах гор, освещённых солнцем, кажется розоватым, благодаря тому, что яркий свет, отражённый белой поверхностью, по пути к нам лишается также части коротковолновых (холодных) лучей. Существуют два основных типа отражения – зеркальное и диффузное. При зеркальном отражении луч, упавший на поверхность, отражается только в одном направлении, притом так, что угол падения равен углу отражения. При чисто диффузном отражении, луч, упавший на поверхность, отражается во всех возможных направлениях. Поверхности, с которыми мы имеем дело, отражают свет частично зеркально, частично, диффузно. Для блестящих, глянцевых поверхностей более характерно зеркальное отражение. Мы можем увидеть отражённый источник света на них. А для матовых, шероховатых поверхностей характерно диффузное отражение, которое не даёт чёткого отображения источника света.

Наверное, я вас утомил, теорией, но как говориться тяжело в учение, легко в бою, поэтому мне остается вам пожелать удачи и вдохновенья. Ну а в чем испольнять композицию - это решать Вам, я  использовал гуашь, цветную бумагу, цветные карандаши, а также маркер и простой карандаш.

Еще раз удачи Вам и творческого вдохновенья.

super-sad.info


Смотрите также