Условные обозначения деревьев и кустарников в ландшафтном дизайне


Правила ландшафтного дизайна

Человеку свойственно организовывать среду для своего существования по законам гармонии. Но что такое гармония? Покорив природу, мы опять возвращаемся к своей пленнице за отдохновением и вдохновением. Чтим природу, как колыбель, одновременно стараясь устроиться там со всей совокупностью благ цивилизации. Почитание с вызовом.

Взаимоотношения природы и человека отражается в направлениях ландшафтного дизайна. Одна крайность – поломать и подчинить, потому как божественному созданию лучше знать, «как». Второе полярное направление – облагородить данность, потому что сделать лучше уже невозможно. Однако все устроители лучшей жизни сходятся во мнении, что воздух, зелень и вода – важнейшие компоненты.

Опуская абсурды, в которых  инсталляции из бетона и пластика преподносятся неизбежным будущим, рассмотрим основные правила благоустройства вне крыши и стен.

Правило первое. Организация движения вдоль объектов, входы и выходы, рациональные подъезды от основных магистралей, места отдыха и созерцания должны быть найдены в первую очередь. Сначала чертеж похож на серпантин тропинок. Решаются задачи, куда идти, зачем, насколько активным должны быть перемещения. Темпо-ритмом движения закладывается стиль поведения гостей и хозяев. Вода и солнце, наряду с людьми – важнейшие компоненты. Даже на форэскизе (черновике) обозначается роза ветров, ось «юг-север». Осуществляется привязка к коммуникациям: электросетям, водоснабжению, канализационным колодцам. Постройки на плане показываются в горизонтальном разрезе в плоскости дверей и окон первого этажа. Сразу будет видно, насколько удобен переход в зеленую зону, органичны ли мощеные площадки, открыты ли окна глубинам пространства. В жизненно важных узлах необходима компактность, предельная рациональность развязок. В игровых зонах – напротив – необходим запас площадей.

Правило второе. Композиционное единство обеспечивает целостность восприятия. Когда все компоненты обустраиваемой среды объединились в единый виртуальный организм, следует подумать о его приятном облике. Убирается лишнее, мелкое, случайное. Самое значимое укрупняется, акцентируется дополнительными элементами. Пример тому – выходы из дома через арки с вьющимися растениями, переходы от террас к мангалам по мостику над живописным прудом. Удачно дополнение подпорных стенок чашами для декоративных растений в пределах высоты общей кладки. Хорошо выполненный план похож на здоровую клетку под микроскопом: все рационально, успешно взаимодействует, легко обслуживается. На этой стадии стоит выверить замысел в нескольких вертикальных разрезах. Пласты грунта, подпорные стенки, водоемы и группы растений должны сочетаться, как говорят, «находится в равновесии масс».

Правило третье. Единство ритма. Предполагается подчинение планируемой местности шагам (ок.75 см). Ширина ступени не должна быть узкой: 30 см и шире. Легко подниматься по вертикали, перешагивая каждые 15 см. Отсюда вытекает мерное деление обустраиваемого ландшафта. Метр очень удобен, но можно разбить и на 75-сантиметровые квадраты. Сетку с таким делением наносят на план, всегда в соответствии с масштабом. Ступени шириной 30 см предназначены для быстрого подъема. Более широкие – для прогулок. Удобно сидеть на скамье, высотой 40 см. Облокотиться приятно на парапет высотой 95 см. Параметры человеческого тела диктуют определенную ритмику. Эргономично важными размерами пронизывается все пространство. Проектировщик мысленно прохаживается по еще несуществующему саду. С помощью садово-парковых объектов проектировщик создает внутреннюю динамику и эмоциональный настрой. Зоны следует укрупнить или сузить, подправить изгибы террас: полосатая и лоскутная ритмика воспринимается более живо.

Правило четвертое. Пластика и форма всех объектов должна быть выразительной и показана в самых выгодных ракурсах. Римский Колизей в этом отношении – идеальное место. Отовсюду видно все. С выгодных точек зрения проверяется текучесть линий, эффектность видов. Нежелательные искажения от перспективы корректируются. Чуть передвинутой береговой линией пруда можно спасти неудавшийся вид. Шаровидные кусты сочетаются с изогнутыми тропинками. Многоугольные плиты мощения гармонируют со звездчатыми кронами. Наклонные нисходящие линии уравновешиваются восходящими. На помощь пришли компьютерные 3D-технологии. Стало легче передвигать будущие объекты, воссоздавать тени.  Призмы, конусы и торы стали выглядеть более убедительно. Но в ландшафтном дизайне по-прежнему ценится легкость линий «от руки». Витиеватыми росчерками легче передать фактуру листвы. Акварель передает играющие на свету цветники намного живее.

Правило пятое. Цвет в ландшафтном дизайне – едва ли не самое мощное средство для создания новой среды. Конечно же, в первую очередь рассматриваются естественные цвета живой природы. Салатное, изумрудное, хаки – оттенки зеленого цвета. В окружении других цветов у зеленого появляется новое звучание. Там, где нельзя обогатить цвет, подключают фактуру. Шероховатость кроны можжевельника станет более выразительной над зарослями плетущейся настурции (хотя цвет у них очень схож). Переливы бордового в листьях бадана станут заметней на фоне клумбы из низких красных цветов.

Шпалеры из смеси лиан клематиса и молочно-зеленого плюща будут выглядеть богаче, чем однородные посадки. В тени пурпур становится фиолетовым, а зеленое – синим. Ночные подсветки «рисуют» флуоресцентным зеленым в темной среде. Блеклое на темной фоне – выразительнее, рядом с холодными оттенками теплые загораются с новой силой. Это отражается в эскизах с видовых точек. В ландшафтном дизайне работать акварелью – признак профессионализма.

Правило шестое. Акцент по всем правилам более звучен. Не обязательно это должна быть статуя Афродиты или фонтан. На фоне стриженого газона может быть участок с пестрыми космеями  –  он тоже акцент. Гладь воды или красивый камень может сделать весь окружающий ландшафт уникальным. Даже обыгранная ветвистая коряга становится «центром притяжения». На Елисейских полях акцентом стало само небо с облаками. Оно наблюдается сквозь гигантскую арку, отражается в водах бассейна. В Пушкинских горах главный акцент – великолепный вид на русло реки. Хороший фасад прилегающего дома не стоит заслонять: он может стать главным акцентом. Главное правило: акцент должен быть один. Эта чрезвычайная, оригинальная деталь должна подчинить себе все остальное.

Правило седьмое. Стиль  – признак хорошего вкуса. Изучить стилистические особенности предшествующих эпох разных народов, умело внедрить лучшие достижения – цель каждого начинающего ландшафтника. Классических стилей не так уж и много. Но существуют псевдо стили и авторские. В них также таится множество удачных решений, порой неожиданных. Главное – взять лучшее и совершенствоваться.

Возвращаясь к изначальному «зачем».  Ландшафтному дизайнеру приходится создавать некую концепцию, которой он следует. Так что же лучше: сад Дзен, где кроме камней и гальки ничего нет, или клумба с крокусами, цветущими сквозь тающий снег? Решая такие вопросы, можно стать стильным, концептуальным, востребованным.

Условные обозначения в ландшафтном дизайне

  • Незаполненное поле – газон.
  • Криволинейный замкнутый контур:
  1. с штриховой линией внутри – стриженная живая изгородь;
  2. в виде облака – заросли вечнозеленых растений;
  3. в виде кожуры каштана с жирной точкой внутри – хвойное дерево;
  4. то же самое без точки или неправильные звезды – хвойный куст;
  5. в виде снежного кома с паутинкой и жирной точкой внутри – лиственное дерево;
  6. без паутинки – лиственный куст.
  • Рисованные от руки структуры:
  1. Точки – песчано-гравийная подсыпка;
  2. плотный зигзаг – живая изгородь без стрижки;
  3. витиеватая линия – вьющиеся растения;
  4. прилегающие друг к другу многоугольники – мощение натуральным камнем;
  5. завитки в виде пены – цветники.
  • Вычерчивают под линейку с соблюдением геометрии:
  1. контуры зданий с чернением попадающих в плоскость разреза стен (всегда в строгом соответствии с масштабом);
  2. ступени обозначают прозрачными прямоугольниками, наложенной стрелкой обозначают направление подъема вверх;
  3. мощение кирпичом или брусчаткой обозначают рапортной сеткой, передающей рисунок кладки;
  4. перголы обозначают решетками с вьющимися поверх прямых линий змеевидными росчерками;
  5. скамейки обозначают жирными линиями с поперечными тонкими связками;
  6. игровые объекты отражают основную конструкцию, разъясняются на экспликации;
  7. контуры будущих водоемов частично заполняют штриховкой в виде ряби воды;
  8. контуры подпорных стенок заполняют штриховкой под углом 45°;
  9. направление «север» показывают вытянутым треугольником с большой литерой N.
  • За пределами чертежа на поле чертится масштабная линейка из примыкающих друг к другу темных и светлых прямоугольников с прописной литерой m.
  • Соотношение размеров изображения реальным размерам записывают сверху в виде надписей: М 1:20,  М 1:100.

Полупрозрачная тонировка объектов на плане, разрезах и видах облегчает восприятие проектной документации.

aquagroup.ru

Условные обозначения, принятые для проектов озеленения

Лиственные деревья

Хвойные деревья

Лиственные кустарники

Декоративные группы

Куртины и массивы

продолжение приложения А

продолжение приложения А

продолжение приложения А

Живые изгороди из кустарников

продолжение приложения А

Дорожные покрытия

окончание приложения А

Ограждения, откосы, перголы, садовые скамейки, лестницы и пр.

Приложение 2

Количество однолетников, высаживаемых в цветниках на единицу площади, зависит от их размера и типа цветника. Правильно рассчитать число растений, необходимое на ту или иную площадь, очень важно, поскольку при слишком редкой посадке цветник будет выглядеть пусто и некрасиво, а при слишком густой растениям будет некомфортно: в загущенных посадках они вытягиваются, слабее цветут и сильнее поражаются болезнями. Все просто при расчете количества исходят из размера самого растения во взрослом состоянии, таким образом все однолетники делят на высокие, низкие и среднерослые.

Такие однолетники как львиный зев, цинния, лаватера, астра относят к среднерослым цветам и высаживают в клумбах, рабатках, смешанных бордюрах (миксбордерах) из расчета 9 - 16 шт на 1м2 или 25 - 35 см между растениями в зависимости от формы кустика.

Низкорослые летники, такие как бегония всегдацветущая, лобелия, петуния, портулак (коврик), гвоздика, низкорослые сорта агератума, бархатцев из расчета 20-40 шт на 1 м2 или 15-25 см друг от друга.

Высокие летники, такие как кохия, клещевина, декоративный подсолнечник, табак высаживают массивами на газоне или возле зданий из расчета 4-6 шт на 1м2 или 40-50 см между растениями.

У многолетних растений немного другая специфика. При посадке необходимо учитывать не только их размер, но и характер роста. По этому признаку многолетники делятся на плотнокустовые, рыхлокустовые и корневищные (самые агрессивные). Плотнокустовые, например эхинацея, мискантус китайский образуют плотный, медленно разрастающийся куст. На 1м2 можно высаживать от 4-10 шт растений. Рыхлокустовые, к примеру флоксы, лилейники, образуют рыхлый, широкий, но не сильно «расползающийся» куст. Этих многолетников можно высаживать от 1 до 4 шт на 1 м2. Еще одна разновидность многолетников — подушковидные или почвопокровные растения, такие как флокс шиловидный, очитки, живучки, камнеломки. Для того, чтобы быстро создать эффект «коврика», растения высаживают кучками или на профессиональном языке куртинами от 16 до 25 шт на 1 м2. В альпинариях их можно высаживать по 1-2 шт возле красивых валунов или рядком у основания подпорной стенки либо на вершине.

Приобретать или выращивать посадочный материал для цветников следует с небольшим запасом – обычно на 10 -15 % больше требуемого количества рассады, учитывая возможный отпад при транспортировке или в процессе приживаемости.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8



infopedia.su

БИОЛОГИ проектная графика

Условные обозначения элементов сада в плане.

Рис.1 - Стандартные символы растений в программе ArchiCAD

Рис. 2 - Примеры изображений растений в плане, используемых в программе Realtime Landscaping Architect:

Жестких, раз и навсегда установленных правил, не существует – экспериментируйте, пока не найдете то, что подходит именно вам.

Как у большинства дизайнеров, ваш специфический графический стиль разовьется с практикой. Комбинируйте различные методы, изучайте работы других ландшафтных дизайнеров, обращая свое внимание на то, как они представляют свои планы.

Требования к условным обозначениям в ландшафтном дизайне

Простота и читаемость.

Для того, чтобы заказчик сумел разобраться в вашем плане, он должен понимать все его условные обозначения. Эти обозначения должны быть простыми как в исполнении, так и в трактовке их смысла.

Символы растений можно использовать для того, чтобы различать их по характеру, но при этом нужно стремиться к простым, стилизованным изображениям и помнить, что дендроплан должен, прежде всего, точно указывать функции и местоположение растений. Но помните также, что дендроплан – это чертеж, в котором не нужно подробно показывать каждый лист и цветок.

Есть негласное правило – отмечать центральные точки всех деревьев. Их важно отмечать, поскольку они указывают на месторасположение, а также на различие между деревом кустом – наличие ствола.

Контуры каждого символа обозначают разрастание того или иного растения. Например, у дерева это ширина кроны.

Рис. 3 - Примеры условных обозначений лиственных деревьев

Увеличение визуального эффекта планов.

Четкие линии, использованные для обозначения деревьев, расширяют план, придавая ему трехмерность. Обычно деревья доминируют в саду, а для того, чтобы это подчеркнуть, их следует рисовать толстыми линиями.

Рис. 4 - Примеры условных обозначений хвойных деревьев

Используйте линии различной толщины в соответствии с размерами и значимостью того или иного растения. Если при разработке области посадок был сделан упор на специфический колер или определенный цвет в конкретное время года, на плане это можно обозначить таким же цветом, что придаст живость изображению и поможет заказчику уяснить ваши намерения. Однако помните, что не все растения цветут в одно и то же время, поэтому утверждать обратное будет не корректно.

Прозрачность больших деревьев. Большие деревья обозначайте с прозрачной кроной, чтобы показать все, что спроектировано под ними.

Подчеркивание различий между вечнозелеными и листопадными растениями. Выделите все вечнозеленые растения, задавая им большую тональность, густоту штриховки – при работе на компьютере (нанести еще один слой сверху, либо с обратной стороны бумаги).

Рис. 5 - Примеры условных обозначений кустов

Тени. Для придания плану глубины, помимо перьев различного размера, можно использовать эффект светотени. Сначала определите направление севера: тени должны падать против солнца. В данном случае направление тени условно (например, тень будет падать с северной стороны каждого объекта на плане, а ее длина – равняться высоте объекта), поскольку ее наносят лишь для повышения графической ценности плана, что делает его реалистичнее, и следовательно, доступнее пониманию заказчика. Чем выше объект, тем длиннее тень.

Однако, нанося тени для придания плану выразительности, не следует рисовать их повсюду.

Цвет. Старайтесь выбирать реалистичную цветовую гамму. Решите, чтобы вы хотели показать – лучше быть избирательным и выделить цветом только некоторые заметные зоны, такие как мощение, газон, вода или растения. Используйте земляные оттенки коричневого, серого или зеленого либо представьте цветущие растения в холодных ли теплых тонах. Помните, особенно работая карандашом, что поверхностей одинакового цвета очень мало, даже мощение и газон имеют массу оттенков и тонов.

Рис. 6 - Примеры обозначения: живые изгороди и вьющиеся растения (верхний правый угол);

элементы сада (слева); камней (нижний левый угол)

В статье предложены условные обозначения для графического изображения на чертежах отдельных растений, характеризующих форму кроны и окраску листьев. Эти обозначения рекомендуется применять не во всех случаях, а только для отдельных отведенных мест, для обозначения декоративных групп, одинаров (солитеров), или участков, выделяемых в проекте особыми требованиями планировки и застройки участка. Особенно большие площади чертежа следует выполнять упрощенными обозначениями для отдельных растений, групп или массивов.

Основная цель любого плана, создаваемого ландшафтным дизайнером, - донесение идей до клиента. Специфика планировки может быть самой разнообразной, поэтому дизайнер, как правило, разрабатывает свой собственный стиль, который адаптирует к конкретному заданию. Приведенные здесь цветные иллюстрации отражают широкий спектр работ. Экспериментируйте с графикой, пока не найдете метод, соответствующий вашим способностям и вызывающий доверие клиента.

Надеемся, что с помощью этого материала вы создадите свой специфический и неповторимый графический стиль. Успехов вам!

Использованная литература:

1. Р. Александер, К. Бэтстоун. Дизайн сада. Профессиональный подход. – Кладезь-Букс, 2006. – 135 с.

2. Д.Г. Скакова. Ландшафтное проектирование сада.- М.: ЗАО «Фитон+», 2010. -144 с.

3. М. И. Черкасов. Композиция зеленых насаждений. - 1960, 344 с.

studfiles.net

Условные обозначения в ландшафтном дизайне - советы от Greensad

28 Августа 2015

Условные обозначения в ландшафтном дизайне

Условные обозначения в ландшафтном дизайне существуют уже на протяжении многих лет.

Символика обозначает наличие на участке

  • Деревьев,
  • Дорожек,
  • Бассейна,
  • Сада.

Эти обозначения помогают проектировщикам и дизайнерам понимать друг друга, так как система знаков действует по всему миру.

Если Вы освоите обозначения в ландшафтном дизайне, то  без труда сможете создавать креативные садовые и парковые конструкции. Конечно, это займет некоторое время. Все зависит от Ваших способностей, но зато это незаменимые знания в ландшафтной науке.

Знание ландшафтной терминологии облегчит детализацию и обрисовку общего пейзажа сада. Эскиз понадобится строителю, подрядчику и топографу. Также условные обозначения позволят говорить на одном языке с прорабом и архитектором.

Перед началом работ создается генеральный рабочий  план, на котором присутствуют эскиз и основные детали. 

С помощью современных компьютерных технологий создайте вид на участок с разных точек. Тщательно рассчитывайте масштаб территории сада. 

Если вы выберете объёмную технологию 3D, то разработайте также схему перспективы и схему разреза.

В такой же системе рассчитайте:

  • Условия грунта,
  • Размеры территории,
  • Природные элементы.

Далее, разработайте ландшафтный дизайн всей территории, учитывая план посадок и структуризации.

Внесите все декоративные элементы:

  • Изгороди,
  • Беседки,
  • Дорожки,
  • Водоемы
  • Фонтаны.

Деревья и кустарники также имеют специальную символику, указывают даже центральную точку ствола, и ширину кроны. Цветочные клумбы необязательно вносить в генеральный план, так как эту деталь рассчитывают на последнем этапе формирования схемы. 

НО! Луковичные растения «посадите» в схему сразу, так как они имеют широкую корневую систему, они способны перекосить внешний вид клумбы и газона.

Еще хороший вариант для дилетантов садоводства: курсы и мастер-классы. Такие уроки стоят недорого, и вы можете спланировать индивидуальный график посещений. Курсы по изучению ландшафтного дизайна обыкновенно длятся 2-3 месяца.

Вы можете выучить:

  • Техники изучения участка;
  • Малые архитектурные формы и работа с растениями;
  • Законы дизайна и оформление проектов;
  • Материалы и декоративная дендрология;

1) Простота и читаемость. Все условные обозначения на чертежах  должны быть простыми в исполнении и их трактовке. Символы растений используют для того, чтобы различить их по характеру, но прежде всего они существуют для точного определения места нахождения на участке.  

Важно отмечать центральные точки всех деревьев, по скольку они указывают не только на место расположения, а и на различие дерева с кустом (наличием ствола). 

2) Увеличение визуального эффекта планов.  Четкие линии, использованные для обозначения деревьев, расширяют план, придавая ему трехмерность. Обычно деревья доминируют в саду, а для того, чтобы это подчеркнуть, их следует рисовать толстыми линиями. Важно использовать линии разной толщины в соответствии с размерами и значимостью зеленых насаждений.  

Большие деревья  важно обозначать с прозрачной кроной, чтобы показать все, что спроектировано под ним. Для придания плану глубины, помимо перьев различного размера, можно использовать эффект светотени.  Старайтесь выбирать реалистичную цветовую гамму. Используйте земляные оттенки коричневого, серого или зеленого либо представьте цветущие растения в холодных ли теплых тонах. 

3) Основная цель любого плана, создаваемого ландшафтным дизайнером - донесение идей до клиента. Специфика планировки может быть самой разнообразной, поэтому дизайнер, как правило, разрабатывает свой собственный стиль, который адаптирует к конкретному заданию.

Если Вы всё таки решили выучить условные обозначения ландшафтного дизайна, вы можете обратиться к садовому центру «Greensad», и специалисты помогут Вам с курсом обучения.

greensad.ua


Смотрите также