Значение цвета и света в ландшафтном проектировании


Цвет, тень, свет в ландшафтном дизайне

7 Май 2014      Ландшафтный дизайн

Составляя план ландшафта своего приусадебного участка, надо учесть тот факт, что созданная вашими руками картинка будет восприниматься по-разному не только со сменой каждого сезона, утреннее и вечернее освещение тоже внесет свои коррективы, поскольку освещение и цвет связаны между собой.

Цвет, свет и тени в ландшафтном дизайне

Чтобы понять, как работает цвет, стоит воспользоваться цветовым кругом. Вся цветовая палитра условно делится на теплую и холодную часть, контрастную и близкую по тону.

Контрастные цвета расположены на противоположных сторонах круга. К примеру: если вы выберете растения синей и оранжевой, фиолетовой и желтой расцветки, вы получите яркие и броские цветники. Если высадить декоративные растения, цвет которых находится в цветовом круге рядом, они будут гасить друг друга, цветник получится более спокойным.

Подбирая растения для высадки, как правило, используют контрастную цветовую гамму или, наоборот, палитру цветов близких оттенков.

Все мы знаем, что цвет влияет на наше самочувствие и настроение: желтый, красный, оранжевый улучшают настроение. Синий, фиолетовый и зеленый цвет, наоборот, успокаивает. Очень важно избежать чрезмерной пестроты и хаотичности, поскольку они вызывают непроизвольное раздражение и утомление.

Спокойным и уравновешивающим цветом, считается зеленый. Но и с этим цветом нельзя перебарщивать. Большие участки зелени способны вызывать ощущение растерянности и дискомфорта. Взором мы непроизвольно начинаем искать предмет другого цвета, на котором можно остановиться

Чтобы сформировать правильную цветовую картинку участка, выделяем под цветовые группы площади разных размеров. Даже небольшие яркие или контрастные цветовые вкрапления оживят общий колорит сада, не нарушая общей гармонии.

Свет и тень тоже способны изменить общую картину сада

Утреннее и предвечернее освещение усиливает рельефность участка, придает ему таинственность и загадочность.

Яркое дневное солнце на южной и юго-западной стороне участка, делает все детали сада очень выразительными и открытыми. Лучи садящегося солнца окрашивают ландшафт в теплые мягкие тона, создавая ощущение покоя и уюта. Поэтому эту часть участка хорошо отвести под зону отдыха.

Цвет и свет тоже связаны между собой

Так, яркий дневной свет красный цвет делает еще ярче и насыщеннее, приближая его к наблюдателю. Вечерние сумерки как бы отдаляют его от наблюдателя, делая его более глубоким. При этом одновременно создается прекрасный фон для других растений.

Желтый и оранжевый цвет даже в пасмурную погоду усиливают объем, формы становятся более рельефными и выпуклыми, усиливается общее впечатление простора. Если вам надо зрительно отдалить объект, воспользуйтесь голубым цветом.

Поэтому ландшафтные дизайнеры охотно применяют желто-оранжевую и голубую палитру для маленьких садов и небольших внутренних двориков.

Вечерние сумерки размеры объектов фиолетового, синего и черного цвета визуально уменьшают.

Если учесть все вышеизложенные правила ландшафтного дизайна, комбинируя форму и цвет растений, тень и свет, лицо вашего участка изменится до неузнаваемости.

Автор публикации: ландшафтный дизайнер Богдана Горецкая

u-dachki.ru

3.Понятие цвета и цвето-световой среды ландшафта. Классификация цветов. Характеристики цвета поверхности. Составить эскизы цветников в контрастной и нюансной цветовой гамме.

Понятие цвета. Белый солнечный свет представляет собой смесь излучений различной длины волны. Восприятие глазом светового потока с преобладанием лучей определенной длины волны вызывает ощущение цвета светового потока.

Цвет – свойство поверхности избирательно отражать световые лучи. Цвет поверхности имеет 3 важнейшие хар-ки: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон – качественная хар-ка цвета, волновой состав отраженного от поверхности потока.

Светлота – количественная хар-ка, кол-во отраженной поверхностью энергии, независимо от волнового состава.

Насыщенность – степень цветности цветового пятна, т.е. – отношение чистого спектрального цвета к ахроматическому( «примесь» белого или серого к чистому цвету)

Классификация цветов. Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические.

К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а так же коричневый (его нет на цветовом круге). К хроматическим относят цвета: желтый, красный, синий, а также составные цвета, получаемые в результате слияния двух из трех основных цветов: оранжевого, фиолетового, зеленого.

     В шкале ахроматических цветов выделяют: черный, черно-серый, темно-серый, средне-серый, светло-серый, бело-серый и белый цвета, отличающиеся друг от друга степенью светлоты.

Ахроматические цвета относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления. Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой.

Цвета черно-белой (ахроматической) шкалы в цветовой композиции играют очень важную роль, поскольку они сочетаются со всеми спектральными цветами.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов — желтого и красного.

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Черный цвет (для растений - темно-пурпурный) контрастен любому светлому цвету - голубому, розовому, желтому. Любое цветное пятно на таком фоне кажется более насыщенным. Светло-серый или белый помогут разделить цвета, сочетание которых неприятно для глаза: зеленый и синий, фиолетовый и зеленый, красный и синий. Этот прием широко используется при составлении цветников: бордюр из алиссума или цинерарии прекрасно отделит синюю лобелию от зеленого фона газона.

Еще цвета делятся на теплые и холодные (активные и пассивные). Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета: это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета: это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета: это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета: это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

Понятие цвето-световой среды ландшафта. Цветность светового потока. Использование закономерностей естественного освещения в ландшафтном искусстве. Связь явлений цвета и освещенности отражается в понятии цвето-световой среды ландшафта: это совокупность климатических и погодных условий, рельефа местности, цвета и светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, камень, вода) и строений, цвета листвы деревьев, кустарников и травянистых растений.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;

  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;

  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Цвет может по-разному смотреться при различном освещении. При слишком ярком или, наоборот, недостаточном освещении цвет кажется менее насыщенным, его оттенки плохо воспринимаются. В темноте человеческий глаз различает только цвета черно-белой гаммы. В разное время суток солнечный свет имеет различный спектральный состав -соответственно, и цвета мы видим по-разному. Во время заката преобладает оранжево-красный свет, потому наиболее насыщенными кажутся объекты, окрашенные в красные и оранжевые цвета. Желтые при этом теряют насыщенность, голубые кажутся зеленоватыми, синие и фиолетовые чернеют. Аналогично искажают цвет открытый огонь и светильники с теплым спектром излучения. В сумеречном освещении преобладают лучи сине-голубой части спектра, в результате самыми яркими и насыщенными становятся синий и голубой цвета, желтый зеленеет, оранжевый теряет насыщенность, а красный чернеет. Тот же эффект дают светильники с холодным спектром излучения. Возможности человеческого глаза ограниченны. Вблизи мы видим и фактуру поверхностей, и мелкие детали, и особенности строения растения. Но на расстоянии от объекта можем различить только крупные формы, общие контуры, выраженный цветовой фон. По мере удаления от зрителя цвета в пейзаже становятся более холодными и «разбеливаются», резко теряют насыщенность. Особенно это заметно в дождливую или туманную погоду. Эти закономерности определяют изменение колорита и «настроения» сада в течение суток,сезона, года

Цветовой круг Иттена. в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных.

Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны.

В настоящее время по традиции принято считать спектральными семь цветов, составляющие при оптическом смешении естественный белый дневной свет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако объективно выделить конкретный спектральный цвет без использования приборов невозможно, так как видимый солнечный спектр непрерывен, и в нём можно найти бесчисленные оттенки цвета.

Цветовой круг Иттена: 3 основных спектральных цвета - красный, желтый, голубой. Сложение двух основных цветов дает дополнительный цвет, расположенный между ними.

Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

жёлтый — фиолетовый;жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый;оранжевый — синий;красно-оранжевый — сине-зелёный;красный — зелёный;красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.

Цветовая композиция строится по законам контраста или нюанса. Контрастная композиция может быть основана на сопоставлении двух взаимодополнительных цветов (красный - зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый), эффект противопоставления усиливается при повторении элементов в пределах одной композиции. Для трехцветной контрастной композиции выбираются цвета, лежащие в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (красный – желтый – синий). Контрастные сочетания цветов возбуждают внимание, хорошо читаются на расстоянии; на их основе решается оформление партеров, городских парадных скверов, входов в парк или сад. Наилучший контраст составляют цвета большой насыщенности со слабонасыщенными. Для контрастной композиции недопустимы сочетания цветов, находящихся рядом в цветовом круге: синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым. Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета - белый или серый -и даже контрастные по цвету акценты.

Теплые цвета приближают поверхность, холодные – отдаляют

Теплые цвета – создают уют, тесноту. Холодные успокаивают(тем.зел.), угнетают(фиолет.)

Желто-зеленый в холодной гамме –тепл., в теплой гамме – холодный.

Взаимодополнительные цвета: красный+зел.=грязновато-зел.(умбра); желт.+фиолет.=сер.цвет.

Контрастные цвета – син./оранж.,фиолет./желт.,красный/зел.

4.Использование закономерностей естественного освещения в ландшафтном искусстве. Понятие светотени. Оценка освещенности участка. Составить схематический генплан жилого двора в многоэтажной застройке, проанализировать освещенность.

Освещённость. Понятие светотени. Освещение фронтальное, боковое, контражур.

Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Еще один “инструмент” ландшафтного дизайнера — это использование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.

Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света — образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света— перед предметом, сзади от него или сбоку. Цветовые градации светотени зависят от трех причин: общей силы освещения, окраски предметов, густоты тени.

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Как видите, цвет и свет взаимно влияют друг на друга.

Освещенность поверхности и распределение светотени зависит от угла падения солнечных лучей. Чем ближе угол к перпендикуляру, тем больше освещенность. Эту закономерность учитывают при размещении светильников в саду или интерьере. Когда солнце находится низко над горизонтом (или светильник - низко над землей), сильнее освещены вертикальные поверхности, фактура горизонтальных ярко выражена, удлинены падающие тени. Так, низко расположенный светильник поможет выявить фактуру мозаичного каменного мощения, а дерево или кустарник с ажурной формой кроны дадут при низком освещении выразительную тень на стене.

Если лучи падают на горизонтальную и вертикальную плоскость под одинаковым углом, падающие и собственные тени наиболее удачно выявляют объем и форму крон деревьев. Когда солнце стоит в зените, лучше освещены горизонтальные поверхности, у вертикальных хорошо видна фактура.

Оценка освещённости участка. Анализ инсоляционного режима территории застройки, подлежащей озеленению.

Освещенность участка естественным солнечным светом (инсоляция) зависит от совокупности природных факторов ~ широты местности, времени года и суток, погоды, окружающих объектов (зданий, крупных деревьев и т. д.). При проектировании пейзажа надо обязательно учитывать не только продолжительность, но и особенности инсоляции. Например, при направленном солнечном освещении области света и тени выделяются четко. Рассеянное (диффузное) солнечное освещение - в пасмурную погоду, при тумане или дожде - не дает четких теней, но подчеркивает силуэт, пропорции и объем предметов, горизонтальные поверхности, пространственную глубину пейзажа.

Если на участке есть здания, ограда, высокие деревья, обязательно нужно составить схему естественного освещения участка. На ней обозначают:

• участки сплошной глухой тени, лишенные прямого солнечного света в течение всего дня; возникают с северной стороны от зданий и непрозрачных оград, под деревьями с плотной раскидистой кроной;

• участки полутени, которые затенены только в первую или вторую половину дня; находятся к западу и востоку от зданий, оград, деревьев;

• участки ажурной тени, которые в течение большей части дня получают рассеянный свет; возникают под деревьями с ажурной кроной (сосна, береза, вишня), под легкими трельяжами. Для участков, на которых строения и посадки только проектируются, тени строят по правилам геометрии.

Для построения падающей тени нужно знать размещение, размеры и высоту здания, а также географическую широту местности, от которой зависит угол падения солнечных лучей. Для сложных объектов можно пользоваться «инсоляционной линейкой» -специальным графиком, который показывает зависимость длины тени от высоты объекта и времени суток. По ней строят «конверт теней» - падающие тени от объекта на каждый час светового дня, рассчитывают продолжительность солнечного освещения для каждого фрагмента территории. Для индивидуального сада обычно достаточно построить тень от дома и ограды на 12 часов дня; на широте Москвы величина этой тени равна высоте объекта. Высоту объекта в масштабе откладывают точно на север -это и будет участок глухой тени. Участки полутени будут располагаться к западу и востоку, примерно на две высоты объекта.

Такая схема позволяет определить зоны недостаточной освещенности, подобрать растения для сада, предложить рациональное зонирование территории. Так, на новом участке, пока не разрослись все запроектированные насаждения, наиболее комфортными для отдыха будут участки полутени от здания, малых форм, навесов. Под пологом старого сада самыми выигрышными могут стать «солнечные пятна» - здесь можно создать площадку для отдыха, газон или цветник из светолюбивых растений

5.Искусственное освещение. Функциональное и декоративное освещение. Типы светильников. Световой дизайн городских пространств и малого сада. Составить схематический генплан фрагмента территории с размещением светильников.

При проектировании искусственного освещения (подсветка) нужно тщательно продумать расположение источников света. Подсветка может быть функциональной (досвечивание растений в интерьере, подсветка маршрутов движения по саду) или декоративной (подсветка растении, водоемов и малых форм в саду). Основное назначение функционального освещения - обеспечить безопасность передвижения людей и транспорта. Свет от светильников может быть направленным, заливающим или в виде узкого сфокусированного пучка лучей. Используя светильники различной высоты и лампы, дающие лучи разного характера и спектра, можно в темное время суток придать саду особый, совершенно неповторимый облик.

Распределение светотени и расположение падающих теней на кронах деревьев, малых архитектурных формах и сооружениях подчиняется законам геометрии. Тени при солнечном освещении образуются по принципу параллельного проецирования, при точечном источнике света ~ по принципу центрального проецирования. Для построения теней определите, какие лучи испускает источник - параллельные или расходящиеся в стороны. Зная направление лучей света, представьте их проекцию на окружающие плоскости. Сделав это, вы сможете понять, как будут падать тени от различных тел на горизонтальную плоскость (земля), вертикальную (стены зданий, ограды), на соседние объекты. Затем определите границы освещенных участков и собственной тени. Специалисты всегда учитывают распределение теней, устраивая функциональное освещение. Например, садовые лестницы подсвечивают снизу или в плоскости подступенков, чтобы падающие тени зрительно не скрывали ступеней. На входных и въездных площадках, основных трассах движения по саду размещают светильники заливающего света. Границы стоянки или пешеходной дорожки дополнительно обозначают точечными светильниками, вмонтированными в плоскость покрытия. Планируя ландшафт, учитывайте ориентацию участка по сторонам света, размещение насаждений и сооружений относительно солнца и относительно направления осмотра пейзажа.

■ Оборудование для освещения дорожек должно быть всесезонным, долговечным и удобным с точки зрения эксплуатации и обслуживания.

■ Необходимо соблюдать баланс между освещением дорожек и других объектов ландшафта – дорожки нельзя заливать слишком сильным «слепящим» светом, так как человек при движении по ним будет испытывать дискомфорт. Максимальную яркость нужно оставить для световых акцентов – подсвеченных деревьев, кустарников, беседок.

■ Рекомендуется избегать переизбытка света на участке. Психологически человек чувствует себя увереннее, когда движется из более темной области к свету – в данном случае к ярко освещенному фасаду дома.

■ Даже в темное время суток границы участка должны хорошо просматриваться – это также фактор психологического комфорта.

Световой дизайн городских пространств. Типы светильников. Понятие светового сценария. Световой дизайн малого сада. Типы светильников. Приемы функционального освещения и подсветки деталей.

Освешение в ландшафте: 1 утилитарное 2 создание светового пространства 3 акцентная подсветка

Улилитарное освещение. 1 функц-е треб-я (возможность использовать прос-во в темное время суток для отдыха и обществ жизни) 2 ориентация в прос-ве( освещенеие основ и второстеп магистралей, выделение эстакад мостов, выявление основ пешеходных трасс) 3 безопасность движения( освещен пандусов, границ террас, подступенков).

Использование: освещение парков и скверов, зон массового отдыха, 2 освещение площадей и скверов в центре города, освещен дворов, освещ зон отдыха в индивидуальном саду

Освещение тротуаров ( лестниц) и прогулоч дорожек сада –небольшая яркость –лампы накаливания. Галогенные. и люминисцентные –размер опоры –выше ур снега . высота опоры -1,5м (20 -40 см)

Светоцветовое пространство

1 городская панорама 2 облик площадей и магистралей 3 праздничный сценарий освещения 4 лндш-световая композиция как вид массовых зрелищ( опят театра цирка эстрады)

Светоцветовое прост-во, две концепции: 1 созд ланд-светов композиции 2 минимальная трансформация световой природной среды

Светоцветовое зонирование территории. Несколько режимов работы освещения – вечерний, ночной, сезонный и праздничный.

Типы оборудования 1 световолоконные светодиойды с широкими возможностями 2 лазерные лучи

В малом саду: дежурное освещение, декоративное праздничное, линия садовых розеток, + энергонакопительные лампы.

studfiles.net

Цвет в ландшафтном искусстве | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излучающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом принципе основано наше восприятие цвета. Различные цвета предметов мы видим потому, что они (или их поверхности) часть света поглощают, а часть отражают. Цвет определяется длиной волны светового спектра в отраженном луче.

Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические.

Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).

Хроматические цвета (цвета спектра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они характеризуются следующими свойствами:

Цветовой тон — основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной длины волны, можно получить с помощью разложения сложного цвета призмой. 

Исаак Ньютон первый научно объяснил природу цвета и закономерности их сочетаний при расположении в круге. Он различал в спектре 7 градаций по аналогии с 7 ступенями музыкальной октавы: фиолетовый (400—430 ммк), синий (430—470), голубой (470—500), зеленый (500—570), желтый (570— 590), оранжевый (590—630), красный (630—700 ммк). В скобках указана длина волны для каждого тона.

Насыщенность, или степень хроматичности, характеризует различия цветов в пределах одного тона. Наибольшей степенью насыщенности обладают спектральные тона, для них насыщенность принята 100%. Насыщенность цвета уменьшается при прибавлении к нему белой или серой окраски и измеряется в процентах от насыщенности спектральных цветов.

Светлота, или яркость,— характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яркость). На практике светлота выражается коэффициентом яркости.

Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (светлотная) характеристика.

Определение цветовых характеристик для каждого тона ведется с помощью специальных устройств — спектрофотометров, а также глазомерно, с помощью атласов. Последним и наиболее точным является колорометрический атлас АЦ-1000, разработанный на 1000 образцов во ВНИИМ им. Д. И. Менделеева.

Восприятие цвета. Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цвета используется в медицине. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета.

Р. Хен в своей книге «Азбука цветов» приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символики, установленные на основании обобщения ряда научных наблюдений.

Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: желтый цвет — жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);

оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);

красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);

фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);

синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);

зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска);

белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);

черный — цвет нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Эмоциональное восприятие цвета определяет цветовые соотношения в композиции. Они строятся по правилам цветовой гармонии как контрастные или нюансные.

Свойства цветового круга: а — цветовой круг основных и дополнительных цветов из 10 тонов, б — из 8 тонов, в — большой (120—180°) и малый (30—60°) интервалы цветового круга, г — дуговые градусы как измеритель степени контраста, д — схема выбора цветов для 3-тоновой цветоконтрастной композиции

Представление о контрастных сочетаниях можно получить, расположив последовательно в круге восемь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный).

Такие контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

Контрасты бывают цветовые (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостные (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

В зависимости от восприятия различают последовательный и одновременный контрасты.

Последовательный контраст обусловлен инертностью зрительного процесса. Его можно наблюдать при переводе с одного цвета на другой, контрастный первому. В этом случае в сетчатке глаза возникает третий цвет, который называется цветом последовательного образа. Так, например, если мы будет смотреть на пурпурный квадрат, а потом переведем взгляд на плоскость белой стены, то перед глазами возникнет пятно, по форме близкое к квадрату, но зеленого цвета.

При переносе взгляда с хроматического цвета на ахроматический — белый возникает цвет последовательного образа, близкий к дополнительному, но не тождественный ему.

Эта закономерность представлена в следующей таблице.

Сравнение цвета последовательного образа с дополнительным цветом (при переносе взгляда с хроматического тела на ахроматическое):

Цвет объекта (предыдущего образа) Цвет последовательного обрраза Дополнительный цвет к цвету предыдущего образа
Красный Изумрудно-зеленый Голубовато-зеленый
Оранжевый Синий Голубовато-синий
Желтый Фиолетовый Голубой
Зеленый Пурпурно-красный Пурпурный
Синий Оранжевый Зеленовато-желтый
Фиолетовый Зеленовато-желтый Желто-зеленый
Голубовато-зеленый Оранжево-красный Красный

* Данные таблиц и их выводы приводятся по учебному пособию Т. Соколовой. Цветочное оформление. Принципы выбора ассортимента по цвету и пропорции. М., МЛТИ, 1980.

При переносе взгляда с одного хроматического цвета на другой происходит суммирование цвета последовательного образа с цветом второго тела. Получающееся в результате этого восприятие приведено в таблице.

Восприятие цвета при переносе взгляда с одного хроматического тела (I) на другое хроматическое (II):

Цвет поверхности тела I Цвет поверхности тела II
красный желтый зеленый синий фиолетовый
Красный Грязно-красный Зеленовато-желтый Насыщенный зеленый Голубой Синий
Желтый Пурпурный Серовато-желтый Голубовато-зеленый Насыщенный синий Насыщенный фиолетовый
Зеленый Насыщенный красный Оранжевый Серо-зеленый Фиолетовый Пурпурный
Синий Оранжевый Насыщенный золотисто-желтый Желто-зеленый Серовато-синий Пурпурный
Фиолетовый Оранжевый Насыщенный лимонно-желтый Желтовато-зеленый Голубовато-синий Серовато-фиолетовый

Одновременный контраст возникает в пограничной зоне соприкасающихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой зоне. Он может, как и последовательный контраст, быть светлотным (яркостным) и цветовым, обычно оба контраста проявляются одновременно. Одновременный светлотный (яркостный) контраст возникает на границе разноярких: а) ахроматических цветов (черный — серый, серый — белый); б) ахроматического и хроматического; в) двух хроматических цветов. Одновременный цветовой контраст возникает на границе: а) равноярких хроматического и ахроматического цветов; б) если на хроматическом фоне (бегония грацилис красная, агератум, лобелия) поместить белый рисунок (лобулярия, бегония, грацилис белая). В первом случае на границе цветов ощущается каемка, а во втором случае сам рисунок воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона (см. табл. 3).

Сравнение контрастного и дополнительного цветов:

Цвет объекта излучения Дополнительный цвет Контрастный цвет
Оранжево-красный Голубовато-зеленый Сине-фиолетовый
Зеленовато-желтый Синий Голубовато-синий
Желто-зеленый Фиолетовый Оранжево-красный
Зеленый Пурпурный Желто-оранжевый
Синий Зеленовато-желтый Желтый

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Восприятие хроматического цвета рисунка на хроматическом фоне (одновременный цветовой контраст):

Цвет фона Цвет рисунка без фона
красный оранжевый желтый зеленый синий
Красный Желтый Зеленеет Голубеет Зеленеет
Зеленый Приобретает фиолетовый оттенок Приобретает оранжевый оттенок Приобретает фиолетовый оттенок
Синий Приобретает оранжевый оттенок Желтый Становится более насыщенным

Данные таблиц очень важно учитывать при подборе растений для цветочного оформления. Так, если в ассортименте имеются сорта с вялым, ненасыщенным цветом, к ним необходимо подобрать такие растения, которые усилили бы ощущение насыщенности. Так, бледно-красный усилит свою насыщенность рядом с зеленым, желтый — рядом с синим цветом, фиолетовый — рядом с желтым и т. д. Ощущение насыщенности можно ослабить подбором цветовых компонентов — синий рядом с красным поголубеет, светлый фиолетовый тон снизит сильную насыщенность фиолетового тона.

Данные приведенных таблиц можно дополнить следующими наблюдениями:

• цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных  цветов  позволяет повысить    насыщенность рисунков;

• при сочетании некоторых цветов уменьшается  ощущение их насыщенности, и тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;

• контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

На восприятие цвета влияет освещенность. Так, при ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе — больше.

Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых тонов. С наступлением сумерек сначала «потухает и сереет» красный цвет, а затем — желтый, потом — зеленый и синий (синий цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в полдень.

На темном фоне синие тона отступают, на белом фоне воспринимаются ближе.

Желтый цвет обладает свойством как бы приподнимать поверхность, делая ее более обширной.

Темно-синий и фиолетовый цвета зрительно уменьшают и «приземляют» предметы. Все светлые тона легкие, темные — тяжелые; голубой, как и желтый,— «парящие» цвета.

Свойства «легкости» или «тяжести» цвета надо учитывать в композиции — если у основания композиции располагаются темные цвета и тона, то возникает ощущение стабильности, а если у основания светлые, а дальше — темные, то возникает ощущение неустойчивости.

Гармонизация  цветовых сочетаний

Создание гармоничных, эстетически полноценных цветовых сочетаний основано на использовании рассмотренных выше особенностей восприятия цвета, его эмоционального воздействия и символики.

В процессе подбора цветов учитывается наличие доминирующего цвета, соотношений цветов по тональности, насыщенности, яркости, а также соотношения цветовых площадей. Усилением цветового контраста или, наоборот, его ослаблением создаются композиции, характеризующиеся гармонией контраста или гармонией сходства. При составлении цветовых сочетаний используют круг дополнительных и круг контрастных цветов, а в качестве измерителя используют большой (120—180°) и малый (30—60°) интервалы круга, измеряемые в дуговых градусах.

Гармония контраста может быть: по цветовому тону, насыщенности, светлоте.

Гармония контраста по цветовому тону получается при использовании контрастных цветов одинаковой насыщенности и светлоты.

Цветоконтрастные сочетания характеризуются следующими величинами дуговых градусов: большой контраст — если между цветами круга 110—180°; средний контраст -70—110°; малый контраст—менее 70°.

При создании 2-тоновой цвето-контрастной композиции наиболее испытанным приемом является использование большого контраста. При создании 3-тоновой цветоконтрастной композиции используют так называемые триады, или сочетание трех цветов, расположенных через равные интервалы цветового круга (через 120°), а также сочетание 3 цветов, один из которых является доминирующим, а два других являются равноотстоящими от цвета, дополнительного доминирующему.

Гармония контраста по насыщенности создается при использовании однотонных цветов со ступенчатым изменением насыщенности и одинаковой светлотой. Создание таких композиций из растительного материала весьма затруднено. Гармония контрастов по яркости (светлоте) создается при использовании цвета одного тона и насыщенности, но с разным отличием по светлоте.

Гармония сходства основана на плавном ступенчатом изменении цветовых характеристик и в сильной степени связана с таким средством гармонизации, как нюанс. Гармония сходства, так же как и гармония контраста, различается по цветовому тону, насыщенности и яркости.

Примером гармонии сходства по цветовому тону являются 3- и 4-цветные сочетания, расположенные в пределах малого интервала цветового круга.

Гармония 3-цветных сочетаний как контрастных, так и нюансных улучшается, если учесть следующие положения:

• предпочтительно использовать яркостные соотношения, тождественные цветовому спектру;

• наиболее насыщенные цвета занимают площадь меньших размеров;

• отчетливо выражен доминирующий цвет.

Наиболее благоприятными сочетаниями по светлоте являются композиции равнояркие, когда светлота различных тонов одинакова, или равноконтрастные по яркости сочетания цветов, когда интервалы яркости между цветами одинаковы.

В цветниках чаще всего используются контрастные сочетания тонов, близкие контрастам цветового круга. В решении колорита парковых пейзажей, где преобладает зеленый цвет, учитываются в первую очередь нюансы сочетания древесных пород с различной окраской листвы. И на их фоне вводятся акценты в виде контрастных по цвету крон (краснолистные, пестролистные, темнохвойные) или дающие сезонные эффекты (цветущие или дающие яркую окраску в осеннее время деревья и кустарники), а также пятна цветников. При создании близких по цвету (нюансных) сочетаний важное значение имеет яркостный контраст. Так, цветовую композицию из большого числа разнообразных сортов сирени можно построить путем нюансных сочетаний, например как постепенный переход от бледно-розового через все усиливающиеся сиреневые тона к темным фиолетовым или путем контрастных сочетаний светлых тонов с темными. В первом случае демонстрируется богатство переходов цветовой гаммы, во втором -резче оттеняются цветовые достоинства каждого сорта.

В распоряжении паркостроителя имеется богатая палитра цветовых оттенков (около 130). В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее — ветвей и стволов. Вечнозеленые деревья и кустарники играют большую роль в колорите пейзажа в течение всего года. Для правильного подбора цветовой гаммы парковых композиций необходимо знать динамику растений в течение всего года и биологию их развития. Колорит пейзажей изменяется не 4 раза в году (т. е. зимой, весной, летом и осенью), а по крайней мере 9 раз, подчиняясь преобладающему среди растений общему тону.

По длительности эффекта в течение года парковые пейзажи по цвету можно подразделить на пейзажи с длительным постоянным эффектом и пейзажи с меняющимся эффектом. Парковые пейзажи после опадения листьев и до появления новых характеризуются длительным постоянным эффектом, их облик, окраска лишь несколько и на короткое время разнообразятся освещением, инеем, падающим снегом, льющимся дождем, туманом. Пейзажи с меняющимся эффектом относятся к вегетационному периоду, когда с течением времени происходит полная смена окраски.

1 фаза — ранняя  весна (март — начало апреля), общий колорит парка серовато-черный;

2 фаза — весна (апрель — начало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;

3 фаза — конец весны (май — начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;

4 фаза — начало лета (июнь — июль), преобладают насыщенные зеленые тона;

5 фаза — конец и вторая половина лета (июль — август) — характеризуется темно-зеленым    колоритом;

6 фаза — осень (сентябрь — октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;

7 фаза — поздняя осень (ноябрь—декабрь), в это время насаждения парка имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);

8 фаза — начало зимы (декабрь — январь) — слабонасыщенные,   сине-фиолетовые, серые тона;

9 фаза — вторая половина зимы (февраль — март) с темно-серым колоритом.

Наибольшим эмоциональным воздействием обладают 2, 3, 4 и 6-я фазы; 1 и 9-я — ахроматические по цвету.

Выделенные фазы по колориту пейзажа необходимо учитывать при проектировании парковых объектов на северо-западе России.

Источник: Ландшафтное искусство. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Агропромиздат, Москва. 1988

landscape.totalarch.com

Дизайн клумб. Колористика и цветовые схемы

«Какое чудо!» – восклицаем мы, глядя на роскошную клумбу в парке, и застываем в восхищении. Как красиво подобраны растения и как живописно сочетаются они между собой! Стараясь повторить увиденное, мы высаживаем цветы на своем участке и довольно редко добиваемся успеха. Это неудивительно, ведь такое великолепие неслучайно, над созданием цветочных композиций работают специалисты, главная задача которых – гармонично декорировать природное пространство.

Ландшафтных дизайнеров, без преувеличения, можно назвать художниками. Только их краски – разнообразные растения, а холст – парки, сады и клумбы. И, как и каждый художник, специалист по ландшафту руководствуется законами колористики.

Мы, простые садоводы, зачастую не обладаем нужными знаниями по основам композиции, однако можем позаимствовать у профессионалов некоторые приемы создания цветовой гармонии. Пейзаж, спланированный с учетом знаний о сочетании оттенков, выглядит гораздо более эстетично, нежели хаотично засаженный участок.

Рассмотрим основные колористические схемы с наглядными примерами из практики.

Доминанты сада. Элементы участка

Начиная декорировать свой участок, оглянитесь вокруг. На чем останавливается взгляд в первую очередь? Безусловно, это дом – наиболее крупный объект на участке.

Сейчас отделочные материалы необычайно разнообразны. Особенно сильно на восприятие дома влияют наружные стены, которые занимают большую часть всего объема строения. Они могут быть выполнены из бруса, кирпича, блоков и покрыты различной облицовкой.

От того, в какой цвет окрашены все элемента строения, а особенно его стены, зависит подбор высаживаемых в непосредственной близости растений. Выразительный дом следует окружать культурами приглушенных оттенков, так, чтобы они не отвлекали внимание от композиционной доминанты. Жилище, оформленное в серых или белых тонах, наоборот, будет служить нейтральным фоном для ярких цветов.

По мере удаления вглубь участка влияние главной доминанты ослабевает, однако появляются другие сооружения, вокруг которых строится ландшафт: баня, беседка, хозяйственные постройки. Растения вокруг них должны подбираться по вышеописанному принципу: яркое + нейтральное.

Доминирующий цвет в саду, да и вообще в природе – зеленый. Как сказал испанский драматург XVII века Педро Кальдерон де ла Барка: «Зеленый – самый главный цвет, из которого возникает вся красота мира».

Восприятие зеленого человеком неоднозначно: в интерьере или одежде цвет приковывает внимание, а вот на открытых пространствах глаз, привыкший к большим объемам этого оттенка, оценивает его как фон. Таким образом, можно рассматривать зеленый в качестве нейтрального холста, на котором строится ландшафтная композиция.

К сожалению, в попытке создать красочный сад, мы часто включаем слишком большое количество ярких растений различных цветов: красного, желтого, лилового, оранжевого. Это приводит к тому, что зеленого становится слишком мало, а иногда и вовсе не остается. Нарушается природная гармония оттенков. Всегда помните о том, что природа уже создала идеальные цветовые сочетания и не игнорируйте зеленый в своих композициях.

Цветовые схемы в ландшафтном дизайне

Безусловно, каждый из нас имеет личные цветовые предпочтения. Мы переносим их в одежду, убранство дома, оформление клумбы. У некоторых людей вкус безупречен, но большинство испытывает проблемы с подбором оттенков. В этом случае на помощь приходит колористика, предлагающая множество гармоничных сочетаний цветов. Все эти сочетания можно воплотить и на своем садовом участке, оформив его в соответствии с законами цветоведения.

Главное подспорье в выборе оттенков – это цветовой круг. Они бывают самыми разными: самый простой включает в себя шесть цветов, а сложные могут содержать сотни оттенков. Дизайнеры по ландшафту чаще всего используют схему, состоящую их двенадцати цветов, основные из которых: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Это чистые насыщенные цвета, которые создают нарядные сочетания. Они отлично подходят для того, чтобы выделить какой-либо участок сада с помощью хорошо заметного, привлекающего внимание акцента. Однако, такие оттенки не только красивы, но и коварны: бездумная мешанина ярких красок быстро утомит и вряд ли будет красива. Вот тут на помощь цветоводу и придет цветовой круг, который подскажет, как гармонично скомпоновать оттенки.

Полихромные ландшафтные композиции

Колористических сочетаний, как и оттенков в палитре может быть бесконечное множество. Однако, среди них можно выделить основные гармонии, применение которых в ландшафтном дизайне полностью оправдано.

Контраст – триада, квадрат, пятиугольник, шестиугольник. Такие цветовые сочетания состоят из равноудаленных оттенков цветового круга. Контрастная палитра всегда получается яркой и насыщенной, т.к. все цвета равнозначны по степени воздействия.

Стоит отметить, что три контрастных оттенка – самый простой и удачный вариант. Цветовые квадраты и другие сложные фигуры требуют вдумчивого подхода: слишком большое количество красок утомляет глаз и смотрится безвкусно.

В ландшафтном дизайне доминирует зеленый, поэтому вышеописанные схемы очень часто видоизменяются. Триада, к примеру, может быть разносторонней – цветовому сектору противостоят два других, расположенных через один, например, зеленый, лиловый и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый и красный.

Нюанс, в противовес контрасту, состоит из родственных, близких в цветовом круге оттенков. Их количество может варьироваться, но чаще всего дизайнеры используют три близлежащих цвета.

Нюансные цветовые комбинации прекрасно смотрятся на клумбе. Растительные композиции, состоящие из смежных оттенков, отличаются изысканностью и гармонией. Они очень спокойны и не утомляют глаз. К тому же ошибиться, подбирая родственные цвета, очень сложно, поэтому такая цветовая гармония под силу даже начинающим дизайнерам.

В цветовом круге часть оттенков лежит в холодном спектре, а другая часть – в теплом. Гармония нюансов, следовательно, может быть теплой (желтый, оранжевый, красный) или холодной (голубой, синий, фиолетовый).

Теплые тона, живые и яркие, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Они приковывают внимание, являясь мощной цветовой доминантой. Цветоводы, оформляя клумбу, иногда злоупотребляют насыщенными теплыми оттенками. Такая ландшафтная композиция зачастую подавляет окружение, отвлекая на себя все внимание. Впрочем, если необходимо выделить определенную часть сада, этот прием вполне уместен.

Холодная палитра, наоборот, спокойна и сдержана. Ландшафтная композиция в прохладных тонах создает иллюзию удаленности от зрителя. Эти цвета не вызывают сильных эмоций, они, скорее, успокаивают и дарят ощущение умиротворенности.

Существуют и более сложные цветовые схемы, включающие в себя элементы контраста и нюанса. Например, один из вариантов триады – два смежных и один противостоящий оттенок: зеленый, красный и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый, лиловый.

Может быть видоизменен и цветовой квадрат: два близлежащих цвета контрастируют с двумя другими сопредельными оттенками, например, салатовый и желтый + лиловый и сиреневый. Такая схема, с одной стороны, отличается драматическим контрастом, а с другой – тонкими изящными колористическими переходами.

 [!] Со всеми оттенками гармонирует белый, его можно включать в любую цветовую схему. Белый тон великолепно разбавляет насыщенные краски, снижая резкость колорита.

Монохромные ландшафтные композиции

Безусловно, цветовой спектр не ограничивается чистыми яркими оттенками, ведь богатство красок в природе поистине безгранично. Каждый цвет может иметь как более светлые, так и более темные тона. Сочетание таких тонов в пределах одного сектора называется монохромной гармонией.

В садовом дизайне полного монохрома, конечно, не встретишь – зеленый цвет присутствует всегда. Однако, как было сказано выше, он является лишь фоном для других красок.

Благодаря сдержанной палитре, монохромные ансамбли необыкновенно привлекательны. Это беспроигрышный вариант для сомневающихся садоводов: посадите одинаковые по цвету, но разные по насыщенности растения и вы получите элегантную клумбу без лишних деталей.

Яркость красок

Говоря о палитре сада, важно принимать во внимание такой аспект цвета, как яркость. Проще говоря, все основные цвета могут иметь более темные или более светлые оттенки. Например, бордовый, красный и розовый – это один и тот же цвет разной степени яркость.

Светлые и темные оттенки люди воспринимают по-разному. Светлые тона спокойны и не вызывают бурных эмоций. Большое количество темного, наоборот, подавляет и немного угнетает. Впрочем, и ту и другую палитру следует использовать грамотно, отталкиваясь от особенностей участка.

Светлые оттенки хорошо отражают солнечные лучи, поэтому кажутся ближе, чем на самом деле. Они отлично видны и приковывают внимание. Такие тона лучше использовать в затененных местах сада, там, где не хватает освещения. Если высадить растения пастельных расцветок на ярком солнце, цвета покажутся слишком размытыми и бледными.

Пастельные тона красиво смотрятся на фоне темно- или ярко-зеленой листвы. Контраст получается не резким, а мягким и приятным. Кроме того, соцветия светлых оттенков великолепно подчеркнут темные стены дома или хозяйственных построек.

Распространенная ошибка садоводов – высадка большой группы растений с бледными цветами на солнечной поляне. В этом случае нежные оттенки теряются, размываются и выглядят гораздо менее эффектно, чем могли бы.

Темные тона, наоборот, поглощают свет, человеческий глаз различает их гораздо хуже. Они менее заметны в ландшафте, особенно в тени, в сумерках или на неярком фоне. Что касается оптического восприятия подобных оттенков, то густые насыщенные цвета отступают на дальний план, если смотреть на них издалека.

Вместе с тем темная палитра необыкновенно приятна при правильном окружении. В хорошо освещенном месте, на фоне бледной листвы, светлых камней, плитки, дома, выкрашенного в светлые тона, темноцветные растения смотрятся великолепно. Они не отвлекают внимание, а лишь красиво оттеняют задний план.

Не стоит размещать густоокрашенные культуры в тенистых уголках сада или рядом с визуально тяжелыми элементами ландшафта. Такая композиция будет смотреться слишком мрачно.

Зимняя палитра в оттенках серого. Насыщенность цвета

В нашей стране зима бывает долгой, пять месяцев природа спит. Поздней осенью яркие краски сменяются тусклыми серыми и коричневыми оттенками. И все же цвет остается, пусть и гораздо менее насыщенный. Настоящему ландшафтному художнику зима не мешает создавать прекрасные пейзажи, а на первый план выходят палитры в серых тонах.

Чистый серый цвет в природе встречается очень редко, обычно все зимние оттенки имеют цветную примесь: хвойники окрашены в серо-зеленый, созревшие злаки – в серо-желтый, кора и высохшие листья – в серо-коричневый. Такая палитра, по сравнению с насыщенными летними красками, конечно, смотрится гораздо бледнее, но и она имеет определенную прелесть. Полутона плавно перетекают друг в друга, образуя спокойный зимний пейзаж.

Оптическое восприятие дымчатых оттенков сходно с восприятием холодного колера: такие цвета как будто отступают на дальний план, не бросаясь в глаза и не утомляя зрение. Благодаря низкой насыщенности зимней палитры, в одной ландшафтной композиции можно использовать большое количество оттенков и не ограничиваться тремя-четырьмя.

Поздняя осень и зима – не повод отказываться от красивых садовых пейзажей. Это время любоваться изысканными нюансами цвета.

***

Как видите, вариантов оформления клумбы и садового ландшафта великое множество. Чтобы не потеряться в этом многообразии используйте законы колористики. И напоследок, практический совет: прежде, чем высаживать растения, сделайте рисунок или фотоколлаж. Так вы поймете, какого цвета слишком много, а какого оттенка, наоборот, не хватает. Кроме того, можно взять на основу работы именитых ландшафтных дизайнеров, используя готовые сочетания оттенков в их работах.

Оцените статью: (14 оценок, среднее: 4,79 из 5) Загрузка...

wikibotanika.ru


Смотрите также